Великий Гетсби» Ф.С.Фицджеральда - роман о
воплощенной «американской мечте»
«Мой роман о том, как растрачиваются
иллюзии, которые придают миру такую
красочность, что, испытав эту магию,
человек становится безразличен к
понятию об истинном и ложном»
Ф.С.Фицджеральд
Фрэнсис Скотт Фицджеральд (Francis Scott Fitzgerald, 1896-1940) принадлежит к числу крупнейших писателей-новаторов ХХ века. По праву считается одним из первых в американской литературе писателей «потерянного поколения», хотя лично и не участвовал в военных действиях (записался добровольцем, три месяца провёл в учебном военном лагере, но подписанное перемирие положило конец войне). Тем не менее, по художественной силе воссоздания духовного кризиса, в котором оказалось «потерянное поколение», Фицджеральда можно поставить в один ряд с такими писателями, как Э.Хемингуэй, Э.М.Ремарк, Р.Олдингтон.
И в произведениях Фицджеральда, и в его человеческой судьбе отразились новое мироощущение и новые ценности «джазового века», как назвал своё время сам писатель («Сказки Века Джаза» (Tales of the Jazz Age, 1922)). Век Джаза, по Фицджеральду, наступил в 1920 году, когда и в Европе, и в Америке миллионы людей, разочаровавшись в прежних, оказавшихся столь хрупкими, ценностях, бросились прожигать свою жизнь и развлекаться напропалую. Естественно, что, изображая жизнь американцев в Век Джаза, он невольно обращался всё к той же теме «американской мечты».
Можно сказать, что в его произведениях исследуется тот же феномен, что и в произведениях Драйзера, только в несколько ином аспекте: его интересует не попытка восхождения наверх по социальной лестнице, к «американской мечте», а самый апогей её, реализация вожделённой мечты, упоение ею – и неизбежное разочарование. Новаторство Фицджеральда, таким образом, ощутимо уже в выборе материала, объекте изображаемой жизни. Если Т.Драйзер и другие современные ему писатели-реалисты изображали социальные язвы мегаполиса, «дно» жизни, то Фицджеральд описывает фешенебельные кварталы Нью-Йорка, европейские курорты и столицы мира, где путешествуют богатые американцы.
Фабула романа – хотя и не в такой степени, как у Драйзера – имела документальную основу. Газеты пестрели светской хроникой, описывающей, как нувориши и богачи, подобно героям Фицджеральда, предаются изысканным развлечениям - в своих роскошных загородных домах, на светских приёмах, пикниках, во время путешествий или прогулках на яхтах… Время от времени в прессе появлялись сообщения о неких загадочных персонажах, которые приезжали в Нью-Йорк откуда-то с Запада с туго набитыми кошельками.
Уже первый роман Фицджеральда – «По эту сторону рая» (This Side of Paradise, 1920) – написан от лица «потерянного поколения», испытавшего ломку мировоззрения и кризис прежних гуманистических ценностей. Автор отмечает, что новому поколению, для которого «все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана», суждено лишь «выкрикивать старые лозунги и приобщаться к старым символам веры», так как новое поколение ещё больше, чем старое, «заражено страхом перед будущим и поклонением успеху».
Эта тема получит развитие в последующих произведениях Фицджеральда: романе «Прекрасные, но обречённые» (The Beautiful and Damned, 1922), сборнике новелл «Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers, 1920), а особенно – в «Сказках Века Джаза». В этих вещах Фицджеральд дал своего рода апологию молодого поколения, для которого джаз стал символом раскрепощающего, карнавального стиля жизни с неизменно сопутствующим ему ощущением мимолётности праздника. Основные ценности «джазового поколения» – юность, наслаждение, беззаботное веселье, упоение плотскими радостями – закрепились в массовом сознании и «сплелись» с мифом об «американской мечте» именно благодаря Фицджеральду.
Воссозданию «джазового стиля» жизни был как нельзя более адекватен писательский стиль Фицджеральда: отсутствие прямо выраженных авторских оценок, изысканный ритмический рисунок прозы, тщательный отбор деталей, искусно выстроенные диалоги, разнообразие языковых приёмов. Выражением «джазового стиля» стала и сама жизнь писателя, который со своей женой Зельдой Сейр вёл беззаботную жизнь в Америке и на модных курортах Европы, ненадолго отрываясь от неё только из-за необходимости писать для заработка.
В 1925 году Фицджеральд публикует роман «Великий Гетсби», который он сам считает своим высшим достижением и выражением главного направления в творчестве. В этом произведении ярко и наглядно проявилось то, что критики стали называть «двойным зрением» Фицджеральда – его умение обнажить изнанку успеха, оборотную сторону «американской мечты». Писатель обладал, по его собственным словам, способностью «одновременно удерживать в сознании героя две прямо противоположные идеи».
Большое художественное достижение Фицджеральда – образ главного героя романа, обрисованный многогранно и психологически убедительно. В Джее Гетсби прагматик уживается с простодушным, наивным идеалистом. Роман завершается смертью главного героя, который убедился в эфемерности своего успеха и ложности своих представлений о путях, ведущих к счастью. Финал романа трагичен. В сущности, автор с полным правом мог бы назвать его, как и Драйзер, «Американской трагедией».
Ощущение неизбежности конца праздника и осознание трагической невозможности раскрытия собственного духовного потенциала появится уже в опубликованном в 1926 г. сборнике новелл «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men). Конец же карнавала будет констатирован Фицджеральдом в новелле «Опять Вавилон» (Babylon Revisited, 1930), представляющей собой своеобразный реквием Веку Джаза.
30-е годы – тяжёлые для Фицджеральда и в творческом, и в личном планах. Одной из последних его удач стал роман «Ночь нежна» (Tender is the Night, 1934) – в нем писатель вновь обращается к трагедии, которой оборачивается воплотившаяся в жизни героев «американская мечта». Жизнь самого писателя, проживаемая по «джазовым» канонам, в своём драматизме (душевная болезнь жены, алкоголизм, вечная погоня за заработком, приведшая к творческому кризису) тоже как будто бы явилась продолжением и воплощением волновавшей его темы.
План сопоставительного анализа романов
I. Смысл и объём понятия «американская мечта».
II. Идейно-художественное своеобразие романа Т.Драйзера «Американская трагедия».
- Композиция романа и её роль в авторской концепции.
- Принципы создания характера в романе:
а) влияние различных социально-философских учений на драйзеровскую концепцию взаимоотношений человека и общества;
б) роль среды в формировании характеров героев романа;
в) глубина психологизма (анализ сцены гибели Роберты).
3. «Преступление и наказание» по-американски: национальная специфика раскрытия темы.
Ш. Роман Ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».
1. Отражение в романе представлений автора о «веке джаза» как о стиле жизни послевоенного поколения.
2. Приём «двойного видения» (double vision) как основной элемент поэтики Фицджеральда и его проявление в художественной системе романа.
3. Роль образа рассказчика в романе.
4. Принцип контраста и уровни его проявления в романе.
5. Характер основного конфликта в романе.
6. История Гетсби: трагическое соотношение мечты и реальности.
7. Смысл названия романа.
IV. «Американская мечта» у Драйзера и Фицджеральда: сопоставительный анализ в свете авторского раскрытия и осмысления центральной темы.
1. Клайд Гриффитс и Джой Гетсби: сравнительный анализ образов главных героев в романах Драйзера и Фицджеральда.
2. Тема богатства и социальной несправедливости в романах.
3. Развенчание «американской мечты» в романах: сопоставление авторских концепций.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 3400;