Духовное воспитание школьников
После глобальной трагедии в Юго-Восточной Азии 2004 г., когда от цунами погибло более 200 тыс. человек, мировое сообщество ученых решило больше не лукавить и назвать настоящую причину: падение духовности людей. Духовность – это светлая энергия, а невежественные, жестокие, алчные люди излучают темные энергии, вызывающие нарушение гармонии во Вселенной. Чем ниже духовность, тем выше скопление темных энергий, дисбаланс, энтропия, дестабилизация системы. Пристрастие к вещам, собственности, материальным благам обедняет духовный мир человека, калечит его сознание, огрубляет сердце, рождает потребительские мотивы, агрессивность и дурные поступки, в то время как главное в жизни – воспитание души.
Чтобы выжить, человечество должно пересмотреть свой путь. Жестокость, насилие, терроризм, грабеж, борьба всех со всеми нас ни к чему не приведут. Мы погибнем.
Выход один: возвратиться к простой, ясной и понятной духовной жизни. Духовность в этом контексте означает подчинение вечным законам жизни, воспитание подрастающих поколений на общечеловеческих ценностях истины, добра и красоты.
...
Задание
Обсудите на семинарском занятии вопрос, были ли наши предки глупее нас? Жили бы мы сейчас, если бы они творили то же, что творим сейчас мы? Расспросите, как воспитывали ваших бабушек и дедушек. Постарайтесь найти ответ, почему воспитание было именно таким, а не другим? Поразмышляйте, какое будущее мы готовим своим детям, пичкая их мозг знаниями, забывая о душе? Знание без духовности – меч в руках сумасшедшего, пишут в древних трактатах. Устарел ли этот постулат сегодня?
Школу необходимо возрождать на основе духовности. Ученым можешь ты не быть, но человеком быть обязан. В этом никто не сомневается. Встают практические вопросы, как организовать духовное воспитание школьников, а главное, кто это будет делать? Приглашать в школу священников? С этим согласны не все. Значит, надо искать внутренние резервы, значит, учитель должен взять на себя сложнейшую миссию духовного воспитания и развития детей.
Обсудим практические вопросы и первые шаги. Ш.А. Амонашвили предложил ввести в школах уроки духовной жизни. «Не будет никакого преувеличения, – пишет он, – если сказать, что действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть в первую очередь процесс образования души и сердца ребенка, развитие и образование в нем умения духовной жизни. В душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания; чувство красоты; стремление к самопознанию и саморазвитию; понимание беспредельности; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; служение планетарной и космической эволюции; чувства заботы и страдания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия»[27].
Пока вопрос о введении специальных уроков духовности остается нерешенным, нам ничего не мешает изменить направленность и содержание текстов во 2–4 классах; возвратить в школу «Родное слово» К.Д. Ушинского, выдержавшее 132 издания, полное высоконравственных повествований и притч.
При правильном педагогическом руководстве дети могут существенно продвинуться в понимании «вечных вопросов»: что такое человек? для чего он рождается? что есть его духовная жизнь? и т.д.
В содержание уроков должны органически вплетаться беседы, рассказы учителя; свободные обсуждения, высказывания; чтение легенд, притч, поучений; анализ литературных произведений; «молчание и думание» о разном – самом себе, близких и родных, добре и зле.
Ш.А. Амонашвили рекомендует ввести специальные уроки духовности, на которых дети станут размышлять об улучшении своей жизни и жизни других людей; практиковать обращения к своему сердцу, учиться видеть сердцем, принимать сердцем, понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой; вести запись сновидений, дневники и др.
Немаловажный вопрос, кто будет учить детей духовности, кто станет ее носителем, строгим ревнителем, лидером? Кто сможет словами, делом, личным примером влиять на подрастающее поколение? В этом самая главная трудность. Школа у нас отделена от церкви, путь священнику в учебное заведение заказан, равно как и атеистам, сектантам, тупым ортодоксам. Духовность должен нести хорошо подготовленный педагог.
Проверьте себя
Объясните сущность воспитательного процесса.
Что означает целенаправленность воспитательного процесса?
Почему воспитательный процесс отличается сложностью?
В чем выражается комплексность воспитательного процесса? Какова структура воспитательного процесса?
Охарактеризуйте общие закономерности воспитательного процесса.
Что такое принципы воспитания?
Какими особенностями они отличаются?
Что значит общественная направленность воспитания?
Каковы требования данного принципа?
В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом?
Каковы правила реализации данного принципа?
В чем сущность принципа опоры на положительное?
Каковы правила реализации данного принципа?
В чем сущность личностного подхода к воспитанию?
Каковы правила реализации этого принципа?
В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?
Каковы правила реализации данного принципа? Что такое содержание воспитательного процесса? Перечислите компоненты воспитания: а) гражданина; б) работника; в) семьянина.
Что такое духовное воспитание? Почему школа должна им заниматься? Как его следует организовать?
Опорный конспект
Теория воспитания – часть педагогики, изучающая воспитательный процесс.
Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.
Особенности воспитательного процесса – целенаправленность; многофакторность; отдаленность результатов; динамичность; длительность; непрерывность.
Основное противоречие – между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
Этапы воспитательного процесса – знания, убеждения, чувства, формирующие в конечном итоге поведение.
Эффективность воспитания зависит от:
– сложившихся воспитательных отношений;
– соответствия цели и действий по ее достижению;
– соответствия практики и воспитательного влияния;
– совместного действия объективных и субъективных факторов;
– интенсивности воспитания и самовоспитания.
Принципы воспитания:
– личностный подход;
– сочетание личной и общественной направленности воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– единство воспитательных воздействий.
Содержание воспитания – система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.
Главные элементы содержания – подготовка человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Духовное воспитание – усвоение детьми вечных человеческих ценностей, формирование личности, обладающей высокими душевными (духовными) качествами.
Литература
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2001.
Духовность России: современный этап. Материалы научно-практ. конференции. Тюмень, 2002.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., 1990.
Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.
Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: философско-методологические аспекты. М., 1996.
Крылова Н.Б., Александрова ЕА. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.
Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. 1999. № 5. С. 10–13.
Педагогический поиск. М., 1988.
Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2000.
Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск, 1996.
Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 746;