Взаимоотношения императорской и патриаршей властей

 

В Византии государственная власть издавна оказывала влияние на церковную. Третий период в даном отошении также не был исключением.

Восточные патриархи, занимавшие свои кафедры в странах, не входивших в состав Византии, не зависели от государствен­ной власти, кроме случаев, когда они проживали в Константи­нополе. Избрание и низложение Константинопольских патриархов зависело от императора. Духовенство в этом случае имело вто­ростепенное значение.

Порядок избрания патриархов был следующим. Епископы, составлявшие поместные соборы, избирали трех кан­дидатов, писали их имена на бюллетенях, а затем по жребию избирали из трех кандидатов патриарха. Но так как в синоде во время избрания патриарха председательствовал император или находился его уполномоченный, то выборы направлялись так, чтобы жребий падал на лицо, которое бы отвечало их ин­тересам. Императоры не обращали внимания на достоинства и способности избираемых, им нужно было иметь на патриаршей кафедре своих людей.

Один византийский историк, говоря об избрании преем­ника патриарху Мануилу в половине XIII века, делает такое за­мечание: «Цари вообще хотят, чтобы патриархами были люди сми­ренные, недалекие по уму, которые бы легко уступали их жела­ниям, как признанным постановлениям».

Другой историк XIV века дает точно такое же свидетель­ство. Говоря об избрании на патриарший престол императором Андроником II Палеологом (около 1320 г.) Герасима, человека покрытого сединой, но простого и почти потерявшего от ста­рости слух, который «даже когтем не касался эллинской уче­ности», он замечает, что тот, по своей скромности и простоте, был послушным оружием царя. Цари, продолжает он, на такие высокие места и выбирают людей, чтобы те беспрекословно вы­полняли и подчинялись их приказаниям, как рабы».

Император Иоанн Кантакузен, соправитель Андроника III младшего, пошел на следующую хитрость при избрании в патри­архи священника своей домашней церкви Иоанна Калекаса, ког­да члены Синода не соглашались на его кандидатуру. Кантакузен уговорил их избрать Иоанна архиепископом, а потом он потребовал, чтобы избрали его и в патриархи, так как он, как и все епископы, имеет право на занятие патриаршей ка­федры. Низложение патриархов совершалось с соблюдением всех установленных законами формальностей, хотя бывали случаи, когда императоры обходились даже и без этого.

Михаил VIII Палеолог, низложив благочестивого патриарха Арсения, поставил на его место Германа. Когда последний оставил кафедру, поставил Иосифа. Затем, низвергнув его за противодействие унии, поставил Иоанна Векка. Но даже и этого удалил было с ка­федры и возвратил только в угоду папским легатам. По поводу низложения Арсения и постановления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который прекратился только в 1312 году.

Следует поэтому назвать константинопольских патриар­хов, которые по достоинству занимали патриарший престол: Николай Грамматик, известный своей любовью к просвещению и любимый народом; Михаил Каракуа – благочестивый и просвещен­ный патриарх; Козьма Аттик, отличившийся святой жизнью и благотворительностью, Михаил Анхиал (1169-1177) – решительный противник унии, боровшийся против различных суеверий и за дисциплину духовенства; Арсений – человек строгой и благо­честивой жизни; Афанасий – строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира, обличения которого были направ­лены против императорского двора.

Из александрийских патриархов следует назвать Нико­лая I (около 1200 г.), переписывавшегося с папой Иннокенти­ем III об освобождении Египта от турок при помощи крестоносцев. Из иерусалимских патриархов – Лазаря (около половины XIV в.), подвергавшегося истязаниям за веру от турок в Егип­те; Иоакима, осудившего Флорентийскую унию и др. Большинство патриархов этого времени не имели выше среднего богословско­го образования и не отличались административными способнос­тями.

Частая смена патриархов сказывалась отрицательно и на приходской жизни. По сведениям историков, священнослужи­тели по своему образованию и духовной подготовке не всегда находились на соответствующем уровне, а также недостаточно строго относились к своим пастырским обязанностям.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1238;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.