Социальная реабилитация как одна из технологий социальной работы
Социальная работа как система деятельности сегодня адекватно не может быть понята, если мы не примем во внимание вопрос о том, какая стратегия и какие технологии лежат в ее основе. В самом общем плане таких стратегий две: социальное призрение и социальная реабилитация. По сути своей это в корне противоположные технологии социальной работы. Отличительной особенностью социального призрения является то, что клиент в ней выступает главным образом или даже всецело в качестве объекта социального воспомоществования. Под клиентом здесь понимается человек, который нуждается, например, в пище, жилье, одежде, лекарствах, и т.д. Он является только объектом филантропической заботы, в том смысле, что задача социального работника сводится к факту удовлетворения этой насущной потребности человека. Другие жизненные проявления клиента при этом интересуют социального работника, как говорится, «постольку- поскольку».
Технология социального призрения берет во внимание клиента главным образом или всецело, как потребителя, но не производителя. Вольно или не вольно, по этой причине, она ведет к изоляции клиента от общества. Клиент при этом, по сути исключен из хозяйственно-экономической, политико-правовой, и культурно-духовной практики. Поэтому, стратегия социального призрения неизбежно ведет к сегрегации клиента в соответствии с видом его физических и социальных нужд. О технологиях, способствующих социальной интеграции в хозяйственно-экономическую, политико-правовую и культурную жизнь общества здесь и речи не идет.
Отличительной особенностью социальной работы на основе технологии социальной реабилитации наоборот является то, что клиент здесь берется во внимание и как субъект, и как объект социального воспомоществования. Для социального работника, клиент при этом, является объектом, профессиональной деятельности социального работника в том смысле, что она, социальная работа, фокусируется на всей системе жизнедеятельности клиента. Главная задача социального работника здесь состоит в том, чтобы создать необходимые материальные и духовные условия для самореабилитации клиента. Предметом деятельности социального работника становится субъект-объектные отношения клиента, как личности. Создавая соответствующие материальные и духовные предпосылки для самореабилитации клиента, социальный работник, тем самым, фокусирует все внимание на вопросах того, как клиент интегрируется в общество, причем интегрируется на основе самодеятельности. Теперь уже не социальная сегрегация, а именно социальная интеграция клиента в общество составляет сущность технологии социальной работы.
Оговоримся, что технология социальной реабилитации не означает отбрасывание таких средств и приемов социальной работы, которые принято называть социальным призрением. Социальное призрение направлено на создание соответствующих материальных и духовных условий в жизнедеятельности клиента, необходимых для самореабилитации последнего. Важна и в условиях стратегии социальной реабилитации. Но в рамках этой качественно отличной от стратегии социального призрения социальной реабилитации, технология социального призрения решает лишь задачи предварительного этапа. Затем внимание переносится на формирование и развитие качеств личности клиента как субъекта производительной деятельности.
Если брать социального работника в контексте особенностей социальной реабилитации, то его профессиональные знания, умения и навыки актуализиру-ются на способностях наставничества, консультирования, методической помощи и т.д. Понятно, что для таких видов деятельности нужны специалисты нетрадици-онного типа. Социальный работник должен быть квалифицированным психоло-гом, педагогом, юристом, социологом, политтехнологом и т.д.
Иначе выглядит система субъект-объектных отношений для самого клиента. Объектом его самореабилитационной деятельности является процесс интеграции в нормальную хозяйственно-экономическую, политико-правовую и культурную жизнь государства и общества. Перед клиентом встают такие проблемы его индивидуальной жизнедеятельности, как профессиональное и общее образование, трудовая занятость, гражданская активность и т.д. В соответ-ствии с этим, актуализируются и необходимые личностные качества клиента. На передний план выступают его способности и потребности к самовыражению. Пос-кольку клиент потому и нуждается в социальном воспомоществовании, что он вынужден преодолевать те или иные физические или социальные преграды, то для этого необходимо иметь характер и волю, быть настойчивым и целеуст-ремленным, необходимо знать и уметь, как в условиях преодоления жизненных трудностей самоутверждать себя.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация как технология социальной работы это качественно иной уровень по сравнению с социальным призрением. Совсем иначе выглядит профессио-нальный портрет социального работника, который владеет технологиями социальной реабилитации. Это значит, что теперешняя кадровая практика, когда штатное расписание социальных служб заполняется людьми далекими по своей квалификации от современных задач социальной работы, больше не может рассматриваться как выход из положения, даже временный. Нужны социальные работники, профессионалы нового типа.
Впрочем, положение дел в социальной работе нельзя чрезмерно идеализи-ровать. Для социально ориентированного государства и общества социальная работа, основывающаяся на стратегии социальной реабилитации действительно является необходимостью. Но есть ли основания говорить, что сегодняшнее Российское государство и сегодняшнее Российское гражданское общество это социально ориентированные структуры. Как бы там ни было, но перспектива связана именно с утверждением в сфере социальной работы технологии социальной реабилитации. Если не сегодня, то завтра, эта стратегия станет доминирующей. Это значит, что система подготовки и переподготовки кадров для социальной работы должна ориентироваться на эту перспективу.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1198;