Соотношение антропологии, социальной (культурной) антропологии, социологии, психологии и социальной работы
Понятие «антропология» в дословном переводе с греческого языка означает учение о человеке. В эпоху средневековья признание священными души и жизни христианина потребовало определений человеческого существа, позволяло защитить его в общественной практике как это было с туземцами Нового Света, когда благородная задача защиты человеческого как части богоустроенного мира необходимо ставила вопрос о принадлежности вновь открываемых народов и племен. Уже в 1537 году папа Павел III в булле “Sublimus Deus” признал человеческими племена индейцев Нового Света. Этот документ положил основание культурной антропологии и пресекал расистские представления о дикарском (животном) состоянии индейцев обеих Америк и населения других открываемых земель Эйкумены.
Классическая антропология появляется в ХIХ веке. Круг антропологических объектов значительно расширяется, а появление теории Ч. Дарвина (1809 – 1882) позволяет уверенно преодолевать теологическое объяснение человека как богосозданного существа. Биологическая антропология получает научное основание: дарвиновская теория эволюции посредством естественного отбора становится центральной в ее развитии. Уже в эпоху Ч. Дарвина в рамках биологической антропологии тщательно рассматриваются важные характеристики человеческого существа - большой объем мозга и прямо хождение. Именно по данным характеристикам, исследуя доисторические останки, представители физической антропологии изучали физические особенности предков людей. Ряд антропологов исследовал животных (человекообразных обезьян), близких по физическому строению к людям, наблюдая которых определял содержание изменений их облика и строения в сравнении с приматами, современным человеком. Значительное внимание уделялось изучению различий: цвета кожи, волос, глаз.
Биологическая антропология исследует биологию человека и других приматов с эволюционной и сравнительной точек зрения, показывая роль именно биологии в изучении Homo sapiens (человека разумного). Современная биологическая антропология изучает эволюцию человека и приматологию (физическая антропология); генетику человека, рост народонаселения и экологию. К ней тесно примыкает медицинская антропология, соотносящаяся с социальным и культурным измерениями здоровья, болезней и медицины. Основные методы классической антропологии – это антропометрия и биометрия.
Культурная антропология изучает процессы и явления жизни людей, которые протекают в культуре (обществе). Видные представители культурной антропологии Ф. Боас (1858 - 1942), М. Мид (1901 – 1978), А. Кребер (1876 - 1960) обращают внимание на культуру человеческих групп. Особенно популярны в трудах представителей культурной антропологии этнографические, археологические и лингвистические исследования. В процессе развития культурная антропология разделяется на Западе на ряд субдисциплин. Заметное место среди них занимает археология и этнология. Этнология, в свою очередь, распадается на этнографию, лингвистику, социальную антропологию как исследующую формы коммуникаций и взаимовлияния различных культур. Культурантропологическое знание обосновывает научное изучение человеческой культуры: и культурных материальных объектов, и духовных проявлений культуры (верований, ценностей, идей). Значительное внимание культурные антропологи уделяют изучению религиозных верований.
Культурная антропология внесла заметный вклад в международную жизнь, сближая народы с различными культурами и способствуя пониманию между ними. Влиятельной ветвью культурной антропологии является лингвистическая антропология. Ее представители пытаются найти взаимосвязи между языками народов и другими аспектами народной культуры: понятия, которыми пользуются люди, отражают огромные различия в культуре социальных классов. Значительный интерес для ученых представляют неписьменные языки. Теоретические направления внутри лингвистической антропологии нацелены на разработку и уточнение понятий для характеристики культуры, общества и языка как явления общественного сознания (ментальности). Ученым предстоит изучить громадное разнообразие устных и письменных источников сотен народов мира, но в отличие от лингвистов – антропологи не могут пропустить, обобщить, игнорировать хотя бы небольшие остатки культурных текстов. Их задача состоит в полном охвате языковых проявлений человечества и распознании в них социальных и культурных контекстов, восстановлении смыслов языковых форм.
Социальная антропология посвящена изучению общественных и культурных различий людей. Оценивается социокультурное в жизни людей, объясняющее разнообразие культур. Антропологов отличают занятия с представителями отдельных культур, а не с понятиями об общностях и культурах, принятых в других дисциплинах (социологии как учении об обществе, культурологии как теории культуры, истории культуры). В современной антропологии эти занятия приковывают значительное внимание исследователей, имея целью создание адекватного образа человека в обществе.
Социология – учение об обществе – тесно связано с социальной и культурной антропологией. Антропология как человекознание характеризуется освоением социально-научных, психологических и естественно-исторических знаний о человеке. В социальной работе важными категориями выступают гуманизм, жизненный путь человека, духовный мир человека. Социально-антропологическое знание отражает автономность человека: это знание, неотделимое от самооценки, не позволяющее элиминировать субъективность самой человеческой рефлексии, в индивидуальности познавательного отношения к миру (В. В. Шаронов).
Современное антропологическое знание стремится к синтезу всех знаний о человеке, опирается на материалы и методы смежных с ней дисциплин, в том числе социологии, социальной работы, психологии, мировоззренческая основа которых позволяет собрать все знания и придать им единство. В этом мировоззренческом контексте антропология выполняет мировоззренческую функцию, познавательную функцию и научно обосновывает человекознание. Задача современного человекознания – в гармоническом сочетании знаний о человеке, особенно его духовного и материального мира возможна в синтезе важнейших знаний о человеке, включая обществознание, психологию, историю. Социальная работа как научно-учебная дисциплина особенно важна в кризисные эпохи общественной жизни, в условиях возросшей необходимости борьбы с бедностью и ускорения строительства гармоничного свободного общества в России.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1407;