ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК 8 страница
• осуществлять постоянный контроль за собственным поведением, помнить о необходимости управления самим собой;
• координировать собственный темперамент, потребности, интересы, настроение с коллегами;
• терпимо относиться к привычкам, манере поведения, особенностям характера других людей (правда, это качество не должно перерастать в абсолютную терпимость «всего и вся»: «Я не думаю, - считает академик Л.И. Седов, — что умение ладить и сохранять хорошие отношения решительно со всеми — это положительная характеристика человека. Проходить мимо безобразий и иметь хорошие взаимоотношения с псевдоучеными и аморальными карьеристами — это нельзя приветствовать»);
• постоянно стремиться к взаимопониманию, воспитывать в себе умение и желание понять другого человека;
• совершенствовать собственную нравственную культуру — способность к сочувствию, внимание, чуткость по отношению ко всем членам коллектива.
Высокий уровень взаимного уважения и доверия, требовательности и принципиальности, чуткости и предупредительности создают наиболее благоприятные условия для взаимопонимания между сотрудниками, для устранения психологических барьеров, Для оптимизации и повышения эффективности научной деятельности коллектива.
Нравственный кодекс
вузовского научного работника
В последние десятилетия в силу возрастания роли науки в жизни современного общества и существования различных подходов к нравственным проблемам в самой науке и научном творчестве возникла необходимость создания «универсального свода» нравственных норм науки, которые выполняли бы определенные регулятивные функции в среде ученых, в сфере научной деятельности.
Американский социолог Р. Мертон, рассматривая деятельность ученого как социально обусловленное поведение, проникнутое определенными противоречиями и колебаниями между различными нормами, приводит 9 пар таких противоположных норм, в которых отражаются некоторые специфические моральные коллизии научной работы:
1. Естественное стремление ученого быстрее опубликовать полученные данные — и недопустимость поспешных публикаций.
2. Осторожность по отношению к новомодным идеям — и гибкость, восприимчивость к перспективным научным гипотезам.
3. Необходимость тщательной проверки новой идеи — и необходимость ее скорейшей «заявки» по приоритетным соображениям.
4. Право ученого рассчитывать на высокую оценку своих трудов — и обязанность работать безотносительно к оценке других.
5. Необходимость эрудиции — и опасность преувеличения ее значения.
6. Скрупулезное внимание к формулировкам и деталям — и недопустимость педантизма.
7. Собственная научно-исследовательская работа — и необходимость иметь учеников; при этом второе не должно отнимать силы и энергию для осуществления первого.
8. Право молодого ученого на самостоятельность — и необходимость учиться у мастеров науки.
9.Научное знание интернационально — но оно делает честь нации, которая способствовала его открытию.
На основе анализа важнейших этических проблем научной деятельности, необходимых моральных качеств ученого и норм научного творчества философы М.Г. Лазар и И.И. Лейман разработали нравственный кодекс научного работника, включающий следующие моральные нормы и принципы:
• гражданская и нравственная ответственность ученого за социальные и экологические последствия применения своих открытий, за научный прогресс;
• обязанность информировать общественность о возможности применения научного открытия во вред человечеству, в антигуманных целях;
• недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для здоровья человека и генетического фонда человечества;
• личная ответственность за доброкачественность информации и качества производимого знания;
• нравственная ответственность за воспитание молодого поколения ученых и студентов в духе гуманизма, научной честности и порядочности;
• личная незаинтересованность, т.е. независимость научной истины от личных мотивов, интересов и прочих нравственных характеристик исследователя;
• объективность при оценке чужих результатов, чужого мнения, независимо от личного отношения к оппоненту, данной научной школе или методологии;
• обязанность публиковать свои труды, делая их достижением науки;
• критическое отношение к собственным достижениям (особенно в случае успеха), отказ от соавторства без реального участия в данном исследовании (особенно в случае занимаемого высокого научного поста);
• обязанность признания своих ошибок и затруднений во избежание повторных, ненужных исследований, вызывающих лишние общественные затраты;
• научная честность, скромность, корректность;
• недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей, формул и т.д. (при этом ссылки на чужие работы тем более обязательны, чем ближе эти работы к собственным работам ученого);
• обязанность отстаивать свои идеи и концепции, невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру;
• общительность, умение себя вести, культура чувств.
Усвоение этих норм и правил «научной порядочности» и неуклонное следование им составляет моральный и профессиональный долг любого работника науки, но особенно науки вузовской, поскольку здесь ученый-педагог выступает одновременно и в качестве наставника молодого поколения ученых.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Согласны ли Вы с тем, что вузовская педагогика, по сравнению со школьной, имеет свои особенности? Какие коррективы и дополнения Вы готовы внести к тем, которые выделены нами?
2. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотношениях преподавателей и студентов? Обсудите сложности и «издержки» этих взаимоотношений.
3. Выскажите Ваше отношение к традиционной и новой парадигмам высшего образования и сравните их на основании приведенной таблицы.
4. Охарактеризуйте основные моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого.
5. Какие морально-психологические проблемы возникают (или могут возникнуть) в вузовском научно-педагогическом коллективе? Какую роль в их разрешении играет научный руководитель?
6. Какие причины конфликтов специфичны для научно-педагогических коллективов? Какие из них являются характерными для ваших коллективов?
7. Внимательно изучите и выскажите Ваше отношение к предлагаемому здесь Кодексу научного работника. Внесите в него необходимые, на Ваш взгляд, поправки и коррективы.
8. В какой мере ученый несет ответственность за свое открытие?
9. «Девиз науки — терпимость и гуманность, ибо наука чужда фанатизма,
преклонения перед авторитетами, а стало быть, деспотизма» (Л.С. Берг). Всегда
ли наука отвечает этим требованиям? Какие примеры Вы можете привести?
10. «Наука должна служить только добру! Нельзя допускать, чтобы она опережала уровень нравственности» (Ж. Верн). Возможно ли это? Можете ли Вы привести примеры служения науки злу?
11. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери). Что Вы думаете о роли скептицизма внаучном познании?
12. Какой смысл заключен в афоризме: «Знание — сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание - сила»?
13. Какое свойство истины выражено всловах Б. Паскаля: «Истина так нежна, что чуть отступив от нес, впадаешь взаблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»''
14. Английский философ XVII в.Т. Гоббс считал, что «незнание причины и правил не так отдаляет людей от достижения их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание.
15. «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире»,— писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете?
16. А.С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Согласны ли Вы с этим?
17. «Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все времена; но
что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто
бывает ложью или злом для другого народа в другой век» (В.Г. Белинский). На
какое свойство истины обращает здесь внимание автор? Прокомментируйте
его мысль примерами из реальной действительности.
18. «Мышление является страданием», — говорил Аристотель. Почему?
19. Известно высказывание А. Эйнштейна о том, что «наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты вносят свой вклад, помогая или мешая нашей мыслительной деятельности прийти к ее наивысшим достижениям». Как Вы думаете, каким образом «наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты» участвуют в этом процессе?
20. Основоположник так называемой «анархистской теории познания» П. Фейерабенд утверждает: «Анархизм не только возможен, но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для развития культуры в целом. В конце концов, именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мораль. Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограничения его свободного и счастливого развития. Так будь же он проклят!». Как Вы считаете, за что проклинает Разум П. Фейерабенд?
21. Как Вы относитесь к тезису анархистской теории познания П. Фейерабенда: «Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип "Допустимо все!"»?
22. «Нет радостей выше тех, которые доставляет нам изучение истин» (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости?
23. Оцените следующие афоризмы и высказывания. Готовы ли Вы взять их на вооружение?
· Amicus Plato, sed magis arnica Veritas. Платон — друг, но истина дороже. (Аристотель)
· Audiatur et altera pars: Следует выслушать и противную сторону. (Аврелий Августин)
· И самому мудрейшему из умов еще есть, чему поучиться. (Сантаяна)
· Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее. (Гельвеций)
· Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше. (В.Г. Белинский)
· Можно быть неправым, но нельзя быть невежливым. (Н. Бор)
· Стремление к истине дороже, ценнее уверенного обладания ею. (Лессинг)
· В споре рождается истина.
· Знание без совести — это крушение души. (Ф. Рабле)
· Говорят, что посредине между противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема. (И.В. Гете)
Глава 6
ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПЕДАГОГА
В содержании и структуре профессиональной этики педагога особое место занимает этика гражданственности. Это обусловлено прежде всего основной целью процесса обучения и воспитания: способствовать социальной адаптации подрастающих поколений, их становлению в качестве сознательных, идеологически зрелых граждан своего общества. Таким образом, этика гражданственности выступает нравственным основанием и важнейшей идеологической компонентой формирования гражданской и политической культуры молодых людей, вступающих в жизнь. Однако процесс этот не является спонтанно-стихийным, вернее, общество заинтересовано в том, чтобы он не был таковым, а развивался в нужном ему, обществу, направлении, обеспечивая знание, понимание и убежденность молодых людей в справедливости и необходимости тех морально-идеологических ценностей, которые наиболее точно выражают интересы граждан и общества в целом. Помочь молодым людям в приобщении к этим морально-идеологическим ценностям гражданственности и включении их в систему личных регулятивов призвана вся система образованиями в первую очередь - ее главное действующее лицо — педагог, который должен для этого сам обладать достаточно высокой политической, гражданственной и идеологической культурой.
Вместе с тем, чтобы понять, что представляет собой этика гражданственности, существование которой до сих пор с трудом признается многими этиками из-за неопределенности категориального статуса понятия гражданственность, нам следует прежде всего выяснить, что означает этот термин и куда уходят его корни. Безусловно, он связан с таким понятием, как гражданин, а последнее — с феноменом гражданского общества. Поэтому обратимся сначала к их рассмотрению.
6.1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО,
ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Гражданское общество — целостная система духовных, социальных и экономических отношений между лицами, группами, институтами и организациями, независимыми от государственной власти. Оно формируется на стыке общественной и частной жизни, где человек самостоятельно, без вмешательства извне определяет цели и средства своих действий. Это как бы частная и одновременно публичная сцена, на которой действуют и отдельные личности, и политические силы, но без государственной регуляции. Это общество с самоуправляемыми структурами, область автономной самореализации людей, защищенных правовыми нормами от регламентации их деятельности государством и его органами. Здесь зарождаются индустриально-экономические отношения между людьми и их социальное неравенство, но здесь же закладываются основы прав и свобод, которые вызывают к жизни инициативность и конкуренцию; здесь изобретаются демократические институты, складывается новая ментальность, повышается кооперативность человеческой деятельности, гуманизируются различные аспекты общественной жизни.
Этика гражданского общества, регулирующая поведение граждан на стыке их частной и публичной жизни, опирается, с одной стороны, на общечеловеческие моральные нормы и ценности, семейно-бытовую мораль, этику межличностного общения, с другой - на политическую мораль — ценности и нормы, ориентирующие и регулирующие действия людей, вовлеченных в орбиту политической жизни. Но в отличие от политической морали этика гражданского общества регулирует и одновременно ограничивает действия людей не в сфере политики, а в сферах экономики и хозяйствования, в системе собственнических отношений. Здесь люди выступают не как «политические существа» — подданные государства, а как граждане, которые защищены законом от вмешательства государства и которые действуют, определяя свои жизненные стратегии и тактики вполне самостоятельно.
В политической этике морально оправданными считаются лишь те политические поступки и акции, которые отражают волю большинства граждан. Правда, предполагается, что это большинство действует не только в своих интересах, но и во имя меньшинства, которое в свою очередь признает решения большинства, сохраняя за собой право «быть услышанным» — в расчете на то, что в неопределенном будущем его мнение и его воля могут обрести статус большинства.
В этике гражданственности одним из важнейших является принцип толерантности, который относится не только к «большинству» или «меньшинству», но и к отдельным лицам: здесь действует максима, высказанная писателем А. Платоновым: «Без меня народ не полный».
Этический императив гражданского общества был в свое время сформулирован Гегелем: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Такой императив не требует любви к ближнему: симпатия, великодушие, любовь, сострадание не могут выступать требованиями. Но он предполагает систематическое и добровольное уважение к другому, требует понимать поступки других, пользоваться свободой, собственной иерархией ценностей и на их основе производить моральный выбор, принимая личные решения под личную ответственность. При этом рамки выбора определяются не столько принадлежностью личности к той или иной группе, сколько широтой ее гражданского кругозора.
Поскольку, согласно этике гражданского общества, действия «уважаемых лиц» преследуют, в основном, частные интересы, постольку главной ценностью этики гражданственности выступает Свобода личности, в том числе и свобода ее морального выбора, обеспечивающая ей право на самостоятельное обнаружение Добра и Зла, а также выбор между ними с последующим определением собственного Долга и включением Совести как механизма самоконтроля. Способность проявлять такие свойства и качества, выражающие осознанное и заинтересованное отношение человека к обществу, и составляет феномен гражданственности.
6.2. ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ,
ИДЕАЛЫ ЭТИКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Этику гражданственности отличает ряд характерных особенностей.
• Побудительным мотивом ее является примат личного интереса над общественным, а на передний план выдвигаются проблемы соотношения добра и личной пользы, свободы целеполагания и определения ценности самих целей, рациональности и успешности индивидуальной деятельности. Благо общества, где царит подобная позитивная свобода, выступает, таким образом, как непреднамеренный и непредсказуемый, но закономерный итог индивидуальной деятельности людей; подчинение общему, служение ему здесь происходит преимущественно косвенным образом.
• Ограничительными правилами оберегается моральное равенство всех лиц, причем в социальном, имущественном плане оберегается лишь равенство возможностей, а отнюдь не равенство в результатах. Требования морального равенства включают уважение к собственности, соблюдение правил «рыночной игры», запрет на нечестные средства конкурентной борьбы, недопущение социально оскорбительных форм политических и экономических действий.
• Неотъемлемой чертой этики гражданственности является плюрализм, предполагающий право каждого на собственное понимание личного интереса и счастья и право на действия, ведущие к реализации избранной модели (если, разумеется, эта модель не препятствует реализации аналогичных прав ближних).
• Этика гражданственности отстаивает духовный суверенитет личности, при котором нравственный образ жизни и нравственность каждого поступка не навязываются (коллективом, вождями и иными опекунами и «воспитателями», которые берутся решать за граждан, что есть добро и зло, в чем заключается их долг, совесть и счастье), а определяются стремлением граждан к свободе и оказываются итогом собственных нравственных исканий и автономного морального выбора.
• Этика гражданственности базируется на принципе социальной справедливости как возможности и гарантии достижения каждым своих целей: перед гражданином, надежно огражденным законом от произвола как властей, так и сограждан, открывается путь к свободе на уровне моральности, нравственного закона, самосовершенствования.
• В основе этики гражданственности лежат права человека. «Пакет» прав граждан обширен, приоритеты их могут быть разными, но в них обязательно включается право на жизнь, свободу мысли и убеждений; право на собственность; право жить только по закону, которое нельзя подменять произвольными разрешениями или ограничениями; право жить по совести; право определять место жительства; право выбирать свою судьбу (т.е. право на собственные решения); право задавать направление власти и быть защищенным от произвола властей; право объединяться в организации и т.п.
Нравственным идеаломэтики гражданственности является активная гражданская позиция, характеризующаяся чувством сопричастности, ответственности за судьбу человеческого сообщества и своего отечества и стремлением к деятельностному участию в ней. Человека, занимающего подобную позицию, называют гражданином.
6.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Этика гражданственности тесно связана с такими феноменами социальной жизни, как политическая этика и политическая культура, носящими ярко выраженный идеологический характер. Вместе с тем отношения между ними сложны и неоднозначны.
Дело в том, что в развитом гражданском обществе, характеризующемся законодательно закрепленными демократическими правами и свободами, политическая культура граждан может быть и не востребованной и не входить в «набор» гражданственных моральных ценностей, поскольку интересы граждан относятся, как уже отмечалось, к сфере частной жизни, а политические отношения регулируются «автоматически» правовыми нормами. Не нужна, а иногда опасна и вредна (для гражданина) политическая культура в обществах и государствах с тоталитарными и авторитарными режимами, которые не заинтересованы в гражданской активности и компетентности своих подданных.
Востребованными и необходимыми политическая культура и политическая этика являются в условиях формирования гражданского общества, в переходный период, переживаемый сейчас и Россией, и Беларусью. Именно эту ситуацию мы имеем в виду, когда рассматриваем политическую этику как элемент этики гражданственности.
Политическая этика — это прежде всего нравственно-нормативный подход к политике. В этическую проблематику политики входят вопросы морального обоснования системы базовых идеологических ценностей общества, формирования социального порядка, отвечающего этим ценностным представлениям, этические вопросы взаимоотношений социальных групп и движений, отношений общества и личности и т. п. Являясь важным элементом этики гражданственности, политическая этика направлена на создание механизма общественного доверия, обеспечивающего стабильное функционирование социальной системы и препятствующего возникновению противоречий, способных разрушать систему изнутри.
Достигается это, в частности, тем, что политическая этика ориентирована на:
- ограждение человека от государственного деспотизма и произвола;
- соблюдение принципа предварительного доверия к каждому члену общества (в противоположность подозрительности);
- ограничение карательного насилия;
- защиту свободы мысли;
- поддержку только той власти, которая признает верховенство закона.
Политическая этика должна базироваться на ряде принципов:
• принцип демократизма предполагает защиту прав и свобод граждан и выражение их интересов в сфере политики;
• поведенческие правила политической этики носят гуманистический характер и исходят из признания приоритета общечеловеческих ценностей и норм;
• морально допустимыми являются политические поступки и акции, выражающие волю большинства и учитывающие интересы меньшинства граждан;
• важнейшим требованием выступает соблюдение и проявление толерантности к инакомыслию;
• признается верховенство закона и исключительно законная (легитимная) борьба за завоевание и удержание власти;
• предполагается делегирование власти снизу вверх, ее разделение и самоограничение;
• идеологическими ценностями современной политической этики выступают патриотизм и интернационализм.
Политическая этика является одним из важных измерений политической культуры общества, особое значение которой состоит в том, что она служит необходимым компонентом стабильности политической системы. Понятием политическая культура обозначается совокупность теоретических и практических знаний и ценностей в области политики, сложившихся в обществе в соответствии с его социальными потребностями и интересами; уровень их понимания и принятия отдельными гражданами и политическими лидерами, а также степень их готовности следовать им и воспринимать как руководство к действию.
Вместе с тем политическая культура масс, отдельных социальных групп и их лидеров может соответствовать или не соответствовать тем объективным процессам социальных преобразований, которые выступают реальностью и потребностью общества: люди могут или поддерживать их или сопротивляться им, в зависимости от уровня их политической культуры.
Уровень политической культуры отдельных граждан и общества в целом определяется рядом параметров. Это:
1. Политическая компетентность, включающая формирование и развитие знания и способность понимания: а) политических теорий; б) политической истории; в) актуальной ситуации в обществе.
Знание теории предполагает объективный анализ классических и современных социологических и политологических концепций с позиций общечеловеческих ценностей и интересов, всестороннюю оценку альтернативных политических движений и путей развития общества, творческую разработку фундаментальных социологических понятий в их современном прочтении. Знание истории, необходимое как основа, точка отсчета при выборе путей и методов социального действия, предполагает не только сохранение и трансляцию исторической и национальной памяти народа, но и возможность знакомства со всеми подлинными фактами отечественной и мировой истории и культуры. Знание реальной ситуации, которое должно лежать в основе гражданской позиции личности, требует всесторонней информированности о происходящих событиях всех членов общества. Очевидно, что на этой стадии формирования политической культуры будущих граждан решающее значение имеет система образования, но особую роль играет собственная политическая компетентность и моральная готовность учителя (независимо от его специализации) передать детям не только собственные знания, но и отношение к ним. Здесь, с точки зрения педагогической этики, неуместны самоустранение и идеологическая индифферентность.
Не менее важна моральная позиция педагога и на следующем этапе формирования политической компетентности, требующем и от педагогов, и от учащихся понимания и принятия полученных знаний, для чего необходимо, во-первых, отсутствие негативной установки, предвзятости по отношению к этому знанию; во-вторых, умение и желание слушать (и слышать) своего оппонента; в-третьих, полная гласность, отсутствие политико-идеологической цензуры над средствами массовой информации, социальными исследованиями и другими формами духовной жизни общества, недопустимость тенденциозности СМИ, которая может послужить детонатором социальных конфликтов.
Обращаем внимание педагога на необходимость одновременного наличия всех трех компонентов политической компетентности личности. Так, при отсутствии знания, разумеется, не может быть и речи вообще ни о какой политической культуре. Но и знание, не сопровождающееся его пониманием и принятием, выступает как необходимый, но явно недостаточный ее элемент. Знание, понимаемое, но не принимаемое личностью (такое вполне возможно), может вести к гражданской пассивности. Знание, принимаемое как руководство к действию без всякого понимания, может вести к тупой исполнительности и способствовать манипулированию людьми в чьих-то политических интересах. Поэтому так велика гражданская ответственность педагога за формирование политической культуры будущих поколений и, следовательно, общества в целом.
2. Диалектичность, гибкость мышления, проявляющаяся, прежде всего, в способности к постоянному переосмыслению политических догм и стереотипов, норм и идеалов, отказу от устаревших трафаретов социальной деятельности. Дело в том, что в обществе, особенно находящемся в стадии реформирования, существует, поддерживается определенными кругами и функционирует множество идеологических мифологем и утопий, которые препятствуют радикальным процессам его преобразования и провоцируют враждебное отношение к ним.
К подобным мифологемам относятся, например, представления об общественной собственности как атрибуте социализма и условии отсутствия эксплуатации, о социализме как единственной форме гуманизма, о приоритете классового над общечеловеческим, общественного над личным, интернационального над национальным и др. Потребности и интересы создания гражданского общества требуют их коренного пересмотра и переосмысления, в чем, безусловно, велика роль педагога, который должен поэтому и сам неустанно трудиться, заботясь о сохранении гибкости собственного мышления, не допуская его «обызвествления» и «лености ума».
3. Толерантность, терпимость к инакомыслию как необходимый компонент любого творческого процесса: научного, культурного, социального. Способность предложить новое, нестандартное решение, увидеть в нем рациональное зерно должна использоваться на благо общества и его обновления, а не клеймиться как враждебная.
Толерантность, способствующая не только прогрессу, но и гражданскому миру и согласию, несовместима с такими проявлениями политической антикультуры, как политический и национальный экстремизм и терроризм, а также поиск «врага», «деструктивных сил», якобы заинтересованных в дестабилизации, что чрезвычайно распространено в нашем обществе, исторически нетерпимом к любому инакомыслию.
Как важно поэтому при изучении любого предмета формировать у учащихся бережное отношение к любым, даже ошибочным, проявлениям человеческой мысли, не допускать пренебрежительного, «шапкозакидательского» отношения к ним, приучать учащихся, анализируя любые концепции, в том числе и математические, естественнонаучные, социологические, искать и находить в них рациональное зерно и затем использовать его.
4. Отказ от личного и группового эгоизма самого разного рода:
· партийного, проявляющегося в нежелании уступать и делить власть;
· национального, требующего исключительных прав для своего народа в ущерб правам других народов и даже общечеловеческим интересам;
· религиозного, доходящего до фанатизма;
· эгоизма отдельных коллективов, требующих особых условий для себя и обостряющих тем самым ситуацию в обществе и т.д.
Хорошо, когда сознание и поведение педагога чужды любым проявлениям группового эгоизма - идеологического, национального или профессионального. Но этого мало. Необходимо пресекать любые проявления подобного эгоизма у учащихся и давать им соответствующую оценку. Педагог должен уметь показать и доказать, что только отказ от группового и личного эгоизма, способность поступиться личными и групповыми благами и привилегиями ради более слабого и в интересах общества в целом — необходимый компонент политической культуры гражданского общества, предотвращающий терроризм, массовые экстремистские действия и пр.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 999;