Памятник Воину-освободителю в Берлине
(1949г.)
В начале 1946 года Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на создание памятника, который бы увековечил героический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. В нем приняло участие около пятидесяти авторских коллективов, в том числе и иностранные. Жюри конкурса, состоящее из деятелей искусств и представителей армии, проделало огромную работу.
Один за другим проекты подвергались детальному обсуждению. Большинство из них не удовлетворило жюри. Целый ряд проектов страдал гигантоманией. Предлагались памятники такой высоты, что они подавили бы своей массой городскую застройку. Это не отвечало поставленной задаче и таило в себе элементы, унижающие национальное достоинство немецкого народа.
Жюри остановилось на проекте архитектора Я. Белопольского и скульптора Е. Вучетича.
Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году. Став самостоятельным художником в тридцатые годы, он лишь в период войны обрел творческую зрелость, нашел свою тему, свой круг образов, свой индивидуальный художественный язык.
Профессиональное образование Вучетич получил сначала в Ростовской художественной школе (1926 — 1930), затем — на скульптурном отделении Всероссийской Академии художеств в Ленинграде (1931 — 1933).
Уже произведения довоенного периода — скульптурно-декоративные оформительские работы, композиции, портреты — свидетельствуют о больших творческих возможностях Вучетича.
Война, казалось, прервала деятельность скульптора. Вступив в народное ополчение, Вучетич до 1942 года воевал против фашистских захватчиков. Тяжело контуженный, он попадает в госпиталь. Затем его зачисляют в Студию военных художников им. М.Б. Грекова.
Жестокие бои, участником которых был Вучетич, люди, с которыми он делил трудности фронтовой жизни и опасность смерти, не могли не отразиться на его дальнейшем творчестве. Военной тематике посвятил он многие годы своего творчества. В портретах, статуях, монументальных памятниках воспел скульптор героизм советских воинов, отвагу и самоотверженность, их беспримерный гуманизм.
В течение трех лет (1943 — 1946) работал Вучетич над памятником генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову для города Вязьмы. А потом была работа над монументом в Берлине.
Памятник стал образцом синтеза, где архитектурные и скульптурные формы, а также окружающая природная среда подчинены единому идейному замыслу.
При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы — гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внес яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа.
Композиция настоящего памятника постепенно развивается в пространстве. Богатство идейно-образного содержания ансамбля раскрывается по мере движения посетителя. Авторы гениально организуют не только пространственное восприятие памятника, но и определяют настрой зрителя.
Образно говоря, ОНИ создали в камне и бронзе своего рода симфонию, в которой траурные ноты, выражающие глубокую скорбь, не заглушают жизнеутверждающего звучания темы победы над фашизмом.
Идея мемориального комплекса требовала удаления его от шума и сутолоки центральных городских магистралей. Для сооружения памятника был избран невдалеке от реки Шпрее обширный участок Трептов-парка.
Две полукруглые площади с однопролетными арками из серого гранита образуют вход на территорию памятника-ансамбля. На арках высечены ордена Великой Отечественной войны, годы «1941 — 1945» и надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины».
Аллея, обсаженная липами, ведет к скульптуре Матери-Родины.
В пролетах гранитных арок, как в торжественной раме, фигура женщины. Женщина присела на камень, опершись на него рукой и склонив голову. Горе ее глубоко! Эта скульптура — собирательный тип женщины-матери, вынесшей на своих плечах все тяготы войны. Миллионы матерей проводили своих сыновей на ратные подвиги и не дождались их возвращения домой. Мать-Родина скорбит о своих погибших детях. Фоном статуи служат ели и тонкие березки со склоненными кронами, широкая аллея пирамидальных тополей, которая ведет к террасе главного входа.
«Мать-Родина» поставлена на пересечении двух нешироких дорожек. Она как бы начинает собой главную ось некрополя, растянувшегося с севера на юг.
Вначале эта ось проходит по широкой устланной гранитными плитами стометровой аллее. Вдоль нее по обе стороны, как почетные стражи, выстроились строгие зеленые вертикали. Высаженные на равном расстоянии тополи словно отбивают ритм марша, подчеркивают торжественность момента. Аллея не длинна, но легкий подъем рассчитан так, что она кажется много шире и протяженней.
Аллея заканчивается главным входом в некрополь — двумя направленными навстречу друг другу знаменами из красного гранита. Это советский народ склонил их над могилами своих сынов.
На фоне полированного камня четко прочерчены темные линии тяжелых, падающих вниз складок, а рядом с ними высеченные в камне надписи: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».
Это лучший по цвету и по фактуре камень из всех, что добывают в знаменитых шведских карьерах. Он был привезен в Германию по личному заказу Гитлера. Фюрер хотел воздвигнуть гигантский монумент своим разбойничьим ордам, которые, как он мечтал, на века закабалят славянские народы. Свой памятник Гитлер хотел поставить в центре советской столицы.
Перед знаменами преклонили колена бронзовые фигуры советских воинов. Молодой солдат и пожилой ветеран крепко сжимают в руках автоматы. Они словно дают клятву высоко держать славу советского оружия, славу знамен, пронесенных от Волгограда до Берлина.
Как только посетители подходят к коленопреклоненным фигурам, с каменной террасы вниз открывается величественная перспектива — пять огромных квадратов. Это братские могилы.
Простая гранитная плита возлежит посреди каждой из них, и на каждой плите отлитый из бронзы лавровый венок — суровый и торжественный.
И ещё одна могила под гранитной плитой. На плите надпись: «Родина не забудет своих героев». Здесь покоятся четыре Героя Советского Союза, погибшие в боях за Берлин.
Зеленые ковры братских могил как бы сливаются в единое целое с могучим курганом, завершающим перспективу. Когда-то такие курганы насыпали наши далекие предки на могилах великих воинов.
Курган служит подножьем главного монумента ансамбля — статуи «Воин-освободитель». Ставшая легендой быль рассказывает о том, как немецкие фашисты открыли огонь по немецкой женщине с ребенком, пытавшейся перебежать берлинскую улицу. Горько и безутешно плакал малыш, и, рискуя жизнью, под градом пуль подбежал к ребенку советский солдат, отнес его в безопасное место и снова ушел в бой… Олицетворением нашей победы, олицетворением мужества и гуманизма советских солдат стал этот берлинский монумент «Воина-освободителя».
Высоко на ступенчатом постаменте из белого камня стоит эта статуя. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли.
Перед нами Воин-освободитель, олицетворение Советской Армии, спасшей Европу от фашистского варварства.
Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма — свастика. Ее обломки — под ногами советского воина. Маленькая девочка доверчиво прильнула к широкой груди молодого солдата. Ее нежное, хрупкое, полуобнаженное тельце контрастирует с походной гимнастеркой, грубыми сапогами и наброшенной на плечи плащ-палаткой.
Ребенок олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией.
Величественный монумент вместе с курганом и бронзовой статуей достигает тридцатиметровой высоты.
«Часто монументальность видят в упрощении формы, — говорит Вучетич. — Это неверно. Монументальность требует определенной степени обобщения, но не противоречит детализации. Если все время перед глазами общее, если его чувствуешь, детализация никогда не повредит. Монументалисты любят драпировать фигуры, ищут величественности общего за счет складок и т. д. Но знаете, что важно? Под одеждой, в глубине складок, обязательно чувствовать живое тело, его структуру. Это предохранит от измельченности и мятости формы».
Свои идеи мастер осуществлял на практике, создавая монумент Воина-освободителя. Как отмечает А. В. Парамонов: «Тщательность лепки, детальное исполнение лица, рук, одежды нисколько не вредит общему, а наоборот, придает статуе живую выразительность и внутреннюю теплоту. Вучетич добился пластического богатства и жизненной убедительности в трактовке формы. Скульптор мастерски строит композицию, делая статую хорошо обозримой со всех сторон. Достигает он этого благодаря естественной постановке фигуры, удачно найденному движению выдвинутой вперед левой ноги, попирающей разбитую фашистскую свастику, и правой руки, сжимающей меч».
Внутри пьедестала, к которому ведет гранитная лестница, находится круглый купольный мемориальный зал. Его стены выложены смальтовой мозаикой, выполненной по эскизам художника А.А. Горпенко. На большом и ярком мозаичном панно изображены представители народов Европы, возлагающие венки на могилы советских воинов — своих освободителей.
По обеим сторонам ансамбля от знамен до главного монумента белеют по восемь массивных белокаменных саркофагов. Это простые каменные блоки с рельефами, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Переходя от одного барельефа к другому, двигаясь к центральному монументу, посетитель может видеть события Великой Отечественной войны. Вучетич с большой силой передает драматизм события. Перед взором посетителя последовательно развертывается волнующая картина смертельной битвы с фашизмом.
Широкая лестница поднимается по кургану к ажурной решетчатой двери. В ступенчатом постаменте — мавзолей, святилище берлинского некрополя. Дверь ведет в небольшой купольный зал, покрытый ковром мозаики. Кольцом расположена надпись: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре мавзолея — торжественный в своей простоте черный блестящий блок из полированного Лабрадора. На нем — золотой ларец с крышкой прозрачного хрусталя. В нем хранится пергаментная книга с именами героев, павших в исторической битве за Берлин.
Мир
(1954г.)
Зимой 1954 года в Финляндии состоялся Национальный конгресс сторонников мира. На этом конгрессе Вяйне Аалтонену — крупнейшему финскому ваятелю XX века — была вручена Золотая медаль Всемирного Совета Мира. Столь высокой награды Аалтонен удостоен за статую «Мир» — наиболее яркое монументальное произведение скульптора.
Свои детские годы скульптор провел неподалеку от Турку в Хирвенсало. Окончив народную школу и работая в каменоломнях, Вяйне узнал секреты обработки гранита, материала, в котором впоследствии часто воплощал свои замыслы. В Турку, в старейшей в стране художественной школе, Аалтонен в течение нескольких лет занимался под руководством опытного педагога, известного финского пейзажиста Виктора Вестерхольма.
Получив в 1915 году диплом живописца, Аалтонен и в дальнейшем продолжал писать картины, отдавая предпочтение пейзажам родных мест, изображениям окружающих его близких людей. Но уже с самого начала своего творческого пути у Вяйне преобладал интерес к скульптуре, искусству, которому он отдался самозабвенно. И сегодня мир больше знает Аалтонена-ваятеля, нежели Аалтонена-живописца.
Конкретное знакомство Вяйне с профессией скульптора состоялось в мастерской двоюродного брата Аарре Аалтонена. У него Вяйне работал в качестве помощника. Быстро накапливая опыт и знания, он сумел овладеть спецификой скульптурного языка, освоить богатство пластических приемов. В 1916 году в Турку произведения Аалтонена впервые появились на выставке. Тогда один из его учителей — Аксель Хаартман, отмечая у него исключительное чувство формы, заметил' «Без сомнения, Аалтонен — скульптурный талант, и это нельзя не принимать во внимание».
В первой половине двадцатых годов Аалтонен уже создал произведения, которые прославили молодого скульптора далеко за пределами его родной страны. Например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Гран-при была отмечена бронзовая статуя финского бегуна, неоднократного олимпийского чемпиона Пааво Нурми (1924 — 1925).
Важнейшим стал в творческом становлении Аалтонена период с середины двадцатых до середины тридцатых годов. Аалтонен работает над памятниками Киви – классика финской литературы. Эта работа утвердила Аалтонена как выдающегося монументалиста, безукоризненно владеющего спецификой разных материалов, будь то суровый гранит, нежный мрамор, бронза или дерево. Как монументалист он очень ярко проявил способность представлять свои образы в пространстве, в пейзаже или в архитектурной среде. В разное время в Финляндии по проекту скульптора воздвигнуто три памятника Киви — в Тампере, Хельсинки и Турку.
Сходные черты, хотя и в несколько меньшей мере, присущи бронзовым статуям, созданным в конце двадцатых годов и установленным в Тампере: «Дева Суоми», «Кузнец», «Охотник» и «Сборщик налогов».
Несмотря на лирическую окраску, художник в своих рельефах создает мужественные образы: девушка и юноша в «Качелях», мать с ребенком в «Песне моего сердца».
В статуях «Девы Суоми» — прославленной эмблемы финского павильона на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке (1927 — 1929), «Марьятты» — героини «Калевалы» (1934), в скульптурной композиции — «Труд и Будущее» (1930 — 1932) поражает умелое сочетание проникновенного лиризма с физической мощью. Аалтонену создает галерею глубоко поэтичных и одухотворенных женских образов.
Аалтонен — художник, который непрерывно — десятилетиями — ищет новые, более совершенные, порой оригинальные решения. Постоянный поиск нередко приводит его к композиционным открытиям в формах монументального творчества. Таков памятник, посвященный трехсотлетию со времени основания в Северной Америке первой шведско-финской колонии, который исполнил Аалтонен в 1938 году.
В 1950 году скульптор создает Монумент Кооперации: на трех небольших усеченных пирамидах над зеркальным пространством бассейна на пятиметровую высоту величественно поднимается каменный прямоугольник. Предельно скуп изобразительный язык. Нет ни одной лишней детали, и во всем соблюдены такт и мера.
Творческое наследие финского мастера значительно. За свой долгий пятидесятилетний творческий путь им созданы произведения в самых различных областях. С одной стороны, произведения монументальной, декоративно-парковой скульптуры. С другой стороны, мелкая пластика и керамика, медали, а также произведения живописи, рисунки и эскизы театральных декораций и костюмов.
Как пишет исследователь творчества финского мастера М.И. Безрукова: «Дарование Аалтонена-живописца оставило очень четкий отпечаток на мышлении Аалтонена-ваятеля. Это сказалось в том, что Аалтонен-скульптор разрабатывает порой тему не только в рисунке, но и в живописи, ища наиболее ясного и выразительного решения. Это сказалось также в том, что в скульптуре Аалтонен обращался часто к цветному материалу. Он любит коричневую и зеленую бронзу, черный, розовый и серый гранит, использует мрамор разных оттенков. И в этой сфере творчества цвет он считает важным средством эмоциональной окраски образов. Такова одна из оригинальных черт самобытного таланта Аалтонена»
Ещё в двадцатые годы Аалтонен искал образы, в которых могла быть воплощена тема мира. Эти образы прошли в его творчестве постепенную, но серьезную эволюцию. В начале пятидесятых годов Аалтонен приходит к наиболее значительному выражению идеи, которой живет все передовое человечество, — монументу «Мир».
«Звучащая призывом к миру фронтальная композиция, — пишет Безрукова, — высечена им из красного гранита и установлена в городе Лахти в память павших воинов Исполинская фигура женщины с простертыми к солнцу руками, без внешней экспрессии, всей массой своего объема, удвоенного свободно ниспадающими складками тяжелой одежды, торжественно встает на фоне высокого неба. Исполненная величия и спокойной мощи, она венчает внушительный холм, доминируя над широким простором. Ее силуэт ясно обозначен в пространстве. Статуя, волнующая своей эмоциональной содержательностью и подлинным монументализмом, со временем стала эмблемой миролюбия финского народа».
Очень близкое по характеру и в то же время неповторимо своеобразное произведение монументально-декоративной скульптуры осуществляет Аалтонен и в Хельсинки в 1960 году Появление композиции «Рука рабочего» представляется глубоко закономерным для творчества ваятеля.
Последняя, незаконченная работа Аалтонена датирована 1966 годом — это «Гранитный мальчик» — небольшая монолитная статуя, уверенной рукой мастера высеченная из розового гранита.
Осенью 1967 года в Турку был открыт задуманный ещё при жизни Аалтонена музей его творчества, воздвигнутый по проекту сына художника — Матти и жены сына — Ирмы. Одно из центральных мест в экспозиции Музея Аалтонена занимает гипсовый отлив статуи «Мир».
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1070;