В Ираке уничтожаются археологические памятники
Анархия, царящая в послевоенном Ираке, ведет к уничтожению сотен археологических памятников, относящихся к периоду зарождения цивилизации, пишет ливанская газета «Дейли стар». На территории современного Ирака находятся более 10 тыс. археологических районов, где раскопки еще не производились. Научные изыскания в этих районах могли бы дать бесценные знания о том, как развивалось человечество, раскрыть немало тайн истории. Вместо этого страницы человеческой истории стираются руками невежественных иракских крестьян и безработных, составляющих большинство грабителей. Толкаемые нуждой они в поисках исторических реликвий разрушают монументы, которые веками создавали их предки. «Более 100 шумерских городов были уничтожены со времени начала в марте 2003 г. войны в Ираке», - приводит газета слова представителя иракского Департамента древностей и исторического наследия в городе Эн-Насирия Абдельамира Аль-Хамадани. Район Эн-Насирии, некогда считавшийся археологической сокровищницей, сейчас представляет собой лунный пейзаж, утыканный холмами из битых кирпичей и керамики. «Мы - пятеро археологов, несколько сот сторожей и иногда пара полицейских - не в состоянии остановить миллион вооруженных грабителей, за которыми стоят их племена и дилеры черного рынка», — сетует Аль-Хамадани. Последние, отмечает ливанская газета, как правило, являются членами бывшего иракского режима. Они связаны с международной мафией и подпольными коллекционерами антиквариата, не испытывают недостатка в деньгах и «могут вывезти из Ирака все, что угодно». «Коалиционные силы в курсе того, что творится в стране. Одна-
ко никаких усилий для того, чтобы остановить грабителей они не предпринимают», — говорит в свою очередь директор иракского Национального музея Донни Джордж. Более того, продолжает «Дейли стар», своими действиями американские войска сами способствуют разрушению древних памятников. Так, в районе древнего Вавилона действует американская военно-воздушная база. Бульдозеры выровняли часть территории археологического комп-
лекса под взлетную площадку для вертолетов. Непрекращающиеся полеты вертолетов и создаваемая ими вибрация привели к тому, что в стенах двух вавилонских храмов, относящихся к VI в. до н.э., образовались трещины. Возле другого памятника истории — древнего парфянского города Хатра — американские саперы дважды в день взрывают собранные боеприпасы. Колебания почвы стали причиной разрушений каменных арок в главном храме и обрушения части стен комплекса, входящего в сокровищницу мировой культуры.
Анархия, повсеместно царящая в постсаддамов-ском Ираке, пишет ливанская газета, ведет к разрушению страны, упомянутой в школьных учебниках всего мира как «колыбель цивилизации». «Сегодня мы являемся свидетелями того, как эта колыбель уничтожается», — говорится в публикации. Источник: РИА Новости. 21.09.2004
зародилась раньше второй. Религиозное и художественно-эстетическое отображение реальности — два тесно связанных аспекта культуры. Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного — анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй —духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, медведя, змеи). Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности. Земледельцы начинают украшать не стены естественно возникших пещер, а предметы, искусственно созданные своими руками. Украшение утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.
От эпохи среднего палеолита (300 тыс. лет назад) на стенах пещер сохранились простейшие попытки ритмичных повторений графических элементов и растирания минеральных красителей. Первые вполне достоверные произведения изобразительного искусства, воссоздающие художественные образы людей и животных, относятся к началу верхнего палеолита (35— 40 тыс. лет назад). Они отражали условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). К настоящему времени открыты и изучены более 10 тыс. произведений палеолитической графики, живописи, скульптуры. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
Произведения первобытного искусства подразделяют на произведения малых форм и монументальные изображения на стенах и потолках пещер («наскальные»). Последние выполнялись в технике рисунка, барельефа, живописи и часто образовывали обширные художественные комплексы. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: 1) каменная скульптура; 2) наскальная (пещерная, настенная) живопись; 3) глиняная посуда.
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячеле-
тия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не "годк, ко настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром noj1v некоторых пещер.
Наскальное искусство — основной термин, принятый для обозначения изображений, нанесенных на поверхность валунов и скал или на стены пещер Эти изображения выполнены в различной технике и соответственно именуются по-разному: пиктографы (росписи), петроглифы (выбитые многократными ударами каменного молотка по поверхности скалы, создающими множество точечных углублений, из которых складывается рисунок), гравировки (образованные идущим по контуру изображения желобком, получившимся от ударов молотком по долоту или иному подобному инструменту) или трафаретные рисунки (нанесенные путем набрызгивания краски поверх какого-либо предмета — зачастую человеческой руки, благодаря чему получалось «негативное» изображение). Наскальное искусство было распространено в разных регионах земного шара, особенно в Сахаре, Индии, Средиземноморье, Скандинавии и на западе Северной Америки; древнейшие его памятники появляются примерно 30 тыс. лет назад. Наиболее значительные памятники находятся в пещерах Западной Европы — это изображения мамонтов, носорогов, лошадей и других крупных объектов охоты, а также редкие изображения пещерных медведей и львов, морских обитателей, гагар и тюленей, человеческих персонажей, возможно — шаманов. Последние исследования определили сходство между геометрическими мотивами многих местонахождений наскального искусства и рисунками современных шаманов, использующих в ритуалах галлюциногенные вещества.
Подавляющее большинство наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры и маски, а иногда фантастических зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов. Кроме того, археологами были найдены каменные, глиняные и деревянные фигурки, связанные с материнским культом, культом предков и почитанием предметов, которые должны были приносить удачу или отводить опасности. Изучение этих находок, а также сравнение их с культовыми предметами и верованиями «примитивных народов», которые стали объектом исследования антропологов, этнологов и религиоведов в XIX-XX вв., позволили сделать вывод, что наиболее ранними формами религиозных верований были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, культ предков, культ богини-матери, шаманизм.
По степени насыщенности пещерной (наскальной) живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантаб-рия и Астурия. Менее «густо» памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет. Долго считалось, что искусство эпохи палеолита — явление исключительно европейское или евразийское и
что на других континентах таких памятников не оыло. а. ьреиль даже пытался обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 1960—1970-е гг. в Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой — какого-то копытного животного. Они датированы между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, датированное около 43 200 лет тому назад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное, или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели техникой передачи объема на плоскости. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта, вылепленные из глины фигурки бизонов. Главным персонажем палеолитического искусства являются бизоны. Кроме них найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наскальная живопись: сцена охоты. Испания
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен
рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло пеп вобытному художнику подчинить композицию законам перспективы. Дв^ жение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещиваю щиеся ноги изображали животное на бегу), наклон тела или поворот голо вы. Неподвижных фигур почти нет.
Первобытное искусство представлено в следующих основных вида*. 1) графика (рисунки и силуэты); 2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); 3) скульптуры (фигуры, высеченные ц3 камня или вылепленные из глины); 4) декоративное искусство (резьба по камню и кости); 5) рельефы и барельефы. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены таким способом украшенные костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В пещере Ляско (Франция) открыты 2 500 изображений, возраст которых, изученный с помощью радиоуглеродного метода, оценивается в 17 тыс. лет, а размеры — в 6 м. Изобразительное искусство у первобытных людей развивалось в тесной взаимосвязи с танцевальной, драматической и музыкальной культурой. Археологи нашли свидетельства об использовании татуировки, раскраски тела, одежды, жилого интерьера.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 917;