Археологические данные.

Археологические раскопки в Китае начались лишь в 10-х годах XX века. Главным препятствием в работе ученых стало негативное местного населения. Оно было убеждено в том, что нарушение покоя мертвых неизбежно повредит живым.

Постепенно усилия археологов приносили свои плоды. Шведский ученый Юхан Гуннар Андерсон (Johan Gunnar Andersson, 1874-1960 гг.) обнаружил в бассейне среднего течения Хуанхэ неолитическую культуру Яншао.

В 20-30-х годах археологи раскопали «Большой город Шан» - столицу государства Шан-Инь. Они открыли 10 царских гробниц, в которых нашли почти тысячу бронзовых и нефритовых предметов, а также следы массовых человеческих жертвоприношений.

Значительный шаг вперед в археологическом изучении территории современного Китая был сделан в 50-80-х годах. Применение новейших методов раскопок дало науке ценные данные, относящиеся ко всем периодам древнекитайского общества, начиная от неолита.

В 1974 году в долине реки Увэй (провинция Шаньси) была найдено захоронение первого китайского императора Цинь Шихуанди. Гигантский комплекс занимает площадь около 60 кв. км. Известно, что приказ строительство своей гробницы император отдал сразу после восхождения на престол. 700 тысяч рабочих за 38 лет построили целый погребальный город.

Мавзолей императора представлял собой дворец, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя протянулась на шесть с лишним километров, внутренняя - примерно в четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сам мавзолей. Это подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К нему подходят несколько туннелей.

Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности, несметные сокровища, в том числе и золотой трон первого императора. На полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути.

Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов. Но советникам удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой армии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти среди них двух одинаковых лиц.

В настоящее время масштабные археологические работы ведутся под патронатом руководства КНР. Они приносят новые и новые открытия. В частности, недавно были найдены надписи, сделанные на панцире черепахи, схожие по написанию с древними китайскими иероглифами. Ученые относят их происхождение к III тысячелетию до н.э.

 

3. Эпиграфические памятники. Для изучения древнекитайского общества, эпохи Шань-Инь исключительное значение имеют эпиграфические источники. Среди них в первую очередь так называемые гадательные надписи XIV-XI вв. до н. э. Впервые они были открыты китайскими учеными в 1899 г. Не менее ценные сведения содержатся в эпиграфических источниках X-VII вв. до н. э. - чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах.

К III в. до н. э.- Ш в. н. э. относятся весьма разнообразные по своему характеру и содержанию надписи, в основно на деревянных планках. Среди них представлены различные категории официальных документов.

Историография

Для традиционной китайской исторической науки всегда были характерны две особенности:

- во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов;

- во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было удревнение истоков государственности в Китае.

 

Реакцией на такой подход стало гиперкритическое направление в китайской историографии, возникшее в начале XX века. Сторонники этого направления считали недостоверными, например, все сведения об эпохе Шан-Инь, сообщаемые Сыма Цянем. Они утверждали, что история Китая начинается с эпохи Чжоу.

После Второй мировой войны в Китае к исследованию древней истории стали страны подходить с позиций исторического материализма. Серьёзный удар по исторической науке нанесли события т.н. «культурной революции». Только в конце 70-х годов были возобновлены дискуссии о проблемах истории древнекитайского общества, публикации источников, создание университетских курсов по древней истории Китая.

Большое внимание изучению истории Китая уделяется в Японии, причём еще с эпохи средневековья. Один из виднейших современных специалистов в этой области Кайдзука Сигеки - автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства. Большая группа японских историков работает над изучением социально-экономических отношений в эпоху Хань.

В Европе большой вклад в дело изучения истории Древнего Китая сделан французской синологической школой. В начале XX века Эдуард Шаванн предпринял перевод «Исторических записок» Сыма Цяня. Он также опубликовал корпус каменных барельефов ханьского времени, собранных и изученных им во времена пребывания в Китае.

Следует отметить исследования одного из крупнейших французских синологов Анри Масперо (1883-1945). Его капитальный труд «Древний Китай» оказал заметное влияние на современную историографию.

В США изучение Древнего Китая получило значительное развитие лишь в последние десятилетия. При этом ведущие позиции занимают американские ученые китайского происхождения. В конце 60-х годов в США было создано международное «Общество по изучению Древнего Китая», издающее с 1975 года свой журнал.

У истоков отечественного китаеведения стоял Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф). Он родился в 1777 году в Казанской губернии, в семье сельского священника. С отличием окончил Казанскую семинарию, а затем Казанскую духовную академию. Был оставлен в ней преподавателем грамматики и риторики. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря.

В 1802 году отец Иоакинф был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии. Спустя пять лет он был определён начальником духовной миссии в Пекине. Здесь оставался до 1822 года, в совершенстве овладев за это время китайским языком.

В Пекине Иакинф Бичурин начал переводить на русский язык «Сышу» (Четверокнижие) - свод трудов Конфуция и его последователей, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Он составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.

Во время борьбы с Наполеоном русскому правительству было не до Китая. Средства на содержание миссии не высылались. Деньги для этого отцу Иоакинфу пришлось занимать у китайских ростовщиков за высокие проценты. Дело дошло даже до заклада церковной утвари.

За это глава миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. Только в 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург. Здесь Иоакинф Бичурин получил должность переводчика с китайского языка при министерстве иностранных дел.

Спустя два года Бичурина избрали членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1830 году он совершил научную экспедицию в Забайкалье, где открыл первую в России школу китайского языка. Бичурин преподавал в ней и создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»). Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 году.

 

В советской историографии Китая можно выделить несколько периодов:

Конец 20-х - начало 30-х годов. Для него характерны дискуссии о проблемах общественного строя Китая с широким привлечением материалов по древнекитайскому обществу.

В40-50-е годы были созданы первые сводные труды и университетские курсы по истории Древнего Китая.

В 60-х годах начинается новый этап изучения отечественными историками древнекитайского общества. Он характеризуется появлением монографических исследований, посвященных отдельным периодам истории Древнего Китая, анализу различных аспектов экономики, социального строя, идеологии. Большое внимание уделялось изучению и переводу на русский язык древнекитайских письменных памятников. Прежде всего следует отметить многотомное издание «Исторических записок» Сыма Цяня.

Среди современных обобщающих работ следует отметить монографию Леонида Сергеевича Васильева «Древний Китай» в 3-х томах, учебник «История Китая», написанной учеными МГУ под редакцией профессора Арлена Вааговича Меликсетова, книгу «Китайская цивилизация» д.и.н. Владимира Вячеславовича Малявина, профессора Тамкангского университета (Тайвань).








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1137;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.