Формирование государства Чжоу
Территория государства охватывала почти весь бассейн Хуанхэ. Необходимо было организовать управление многочисленным разноплеменным населением, наиболее крупную и развитую часть которого составляли иньцы. Чжоуские ваны приняли верное решение - перенять государственную систему Шан- Инь и распространить ее на завоеванную ими территорию.
После смерти У-Вана эту политику настойчиво проводил его младший брат Чжоу-гун, регент при малолетнем сыне покойного правителя Чэн-ване. Чжоу-гун основал город Лои (совр. Лоян) и населил его уцелевшими подданными Шан.
Иньские мастера построили вторую столицу государства Чэнчжоу. Кроме большей части чжоуской администрации в городе располагались восемь так называемых «иньских» армий. Они состояли из перешедших на службу к чжоусцам профессиональных иньских воинов.
Остальная часть администрации, еще шесть армий и сам ван со всем его двором продолжали жить на западе - в Цзунчжоу, районе прежних родовых поселений чжоусцев. Отсюда название описываемого периода - Западное Чжоу.
При первых чжоуских правителях была выработана этическая концепцияправа на власть - учение о мандате Неба (Тянь-мин). Согласно ему, Небо (Тянь) лишает власти порочного правителя вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному. Таким образом, учение о мандате Неба создавало легитимную основу для смены династий. Так произошло в конце царства Ся и также власть от Инь перешла к Чжоу.
До завоевания власти чжоусцы практически не знали бронзы. Теперь же они привлекли к себе на службу иньских мастеров. По внешнему виду оружие, ритуальные сосуды, металлические украшения чжоусцев трудно отличить от иньских изделий.
Чжоусцы научились изготавливать и использовать боевые колесницы - основную ударную силу армии того времени. Запряженные парой лошадей, они не знали преград на плоских равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков. На колеснице располагалось обычно три воина - возница, лучник, и копейщик, вооруженный копьем или алебардой.
Одним из важнейших заимствований стала иньская письменность. Чжоуские эпиграфические памятники XI-IX вв. до н. э. написаны иньскими иероглифами. С течением времени они лишь частично подверглись модификации.
Чжоуские правители осуществили ряд мероприятий, известных под названием «наследственных пожалований». Суть их состояла в том, что родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением. В зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул. Наследственными владетелями также были признаны предводители племен, поддержавших чжоусцев.
Население, «жалуемое» тому или иному владетелю, исчислялось количеством цзу - родо-племенных групп, живущих на соответствующей территории в иньское время. Общее число наследственных владений в XI веке до н. э. доходило до 300.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 583;