Социально-экономические отношения в X-VIII вв. до н. э.

Все свободное население Чжоу делилось на пять групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии. Группа, занимавшая высшую ступеньку в иерархической лестнице, была представлена личностью вана - «единственного среди людей», как, следуя традиции, продолжали называть себя чжоуские правители.

Вторая группа - чжухоу, правители наследственных владений. Третья - дафу, главы цзу – родо-племенных групп, которые составляли население владений чжухоу. Четвертая группа – ши. Это главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу. Наконец, пятая группа - простолюдины.

Социальный ранг, будучи проявлением принадлежности к одной из этих групп, определял совокупность материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек. «Одежда зависит от ранга, а потребление богатств - от размера вознаграждения, соответствующего рангу» - говорится в одном из источников чжоуского времени.

Различными были количество питья и еды, покрой одежды, число скота и рабов. Существовали предписания на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни соблюдались различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища. После смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы.

Строго регламентировались размеры жилища и его убранство: «Балки во дворце Сына Неба (вана) тесаные, полированные, инкрустированные камнями: во дворце чжухоу - тесаные, полированные; в доме дафу - просто тесаные» и т. д. То же самое касалось и пищи. Ван мог питаться мясом быка, барана и свиньи, чжухоу - только говядиной, дафу - свининой, ши - рыбой, а простолюдины вообще не имели права есть мясо.

Социальные различия отражались и в древнекитайском языке. Для обозначения одного и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от того, к какому рангу относился человек.

Принадлежность человека к социальным группам устанавливалась в зависимости от родства - кто был отцом человека и каким по счету сыном в семье он родился. Старший сын наследовал ранг своего отца. Все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже.

Структура социальных рангов была тесно связана с системой землевладения и землепользования. Все земли в Поднебесной считались принадлежащими вану. Он являлся верховным собственником Поднебесной в том же смысле слова, в каком все люди в Поднебесной были его слугами. При этом «ван считает своим слугой чжухоу, чжухоу считает своим слугой дафу, дафу считает своим слугой ши» и т. д.

Поэтому система землевладения в чжоуском обществе была такой же иерархической, как и структура социальных рангов. Ван - верховный собственник всей земли в Поднебесной, «жаловал» высшим аристократам (чжухоу) право наследственного владения частью земель.

Чжухоу, в свою очередь, признавали права дафу на владение частью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали землю, а передавали ее во владение ши. В конечном счете земля обрабатывалась простолюдинами.

Постепенно на смену первым сильным правителям Чжой стали приходить более слабые их преемники. Они опирались на сложившуюся систему власти. Однако эффективность ее зависела от энергичных и разумных действий центра. При их отсутствии система начинала давать сбои. Тенденция к дезинтеграции, заложенная в системе «наследственных пожалований», набирала силу. Это стало особенно заметно с начала IX века до н. э.

Различные уделы, особенно отдаленные от столиц и потому более независимые от центра, понемногу обособлялись. Главы их чувствовали себя полными хозяевами в своих землях. Их подданные воспринимали своего чжухоу как естественного и единственно возможного вождя.

При этом уделы были разными по размерам и человеческому потенциалу. Одни из них с самого начала были крупнее соседних. Это помогало им быстрее развиваться и одолевать соперников в междоусобных схватках. Другие были выгодно расположены, что позволяло им богатеть или приращивать земли. Третьи, окраинные, увеличивали свои пределы за счет войн с племенами внешнего пояса. Четвертые, напротив, оказывались зажатыми более сильными соседями и в неравной борьбе постепенно теряли наследие отцов.

Общей тенденцией стало постепенное сокращение числа уделов с одновременным укреплением уцелевших и более удачливых. Усиление нескольких крупных уделов, их междоусобная борьба постепенно вели к раздробленности страны и ее ослаблению.

 








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 621;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.