Общество и государство в эпоху Шан-Инь
В древнекитайском обществе уже существовало значительное социальное расслоение. К такому ученые пришли в результате изучения иньских захоронений. Можно выделить по крайней мере четыре категории погребений, четко различаемых по размерам, характеру и количеству инвентаря и т. п.
Первуюсоставляют наиболее крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В центральной погребальной камере площадью 400-500 кв. м и глубиной 10 и более метров помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один - внутренний. В могилу вместе с усопшим клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты, сосуды из белой глины.
В гробницах встречаются повозки, запряженные лошадьми. В погребениях этой категории всегда находят костные останки людей, скорее всего слуг или придворных, которых погребали вместе с усопшим.
Вторуюкатегорию составляют погребения размером в среднем 20-25 кв. м при глубине 5-7 метров. В них обычно нет человеческих сопогребений. Однако инвентарь достаточно богат и разнообразен. Это бронзовые сосуды, яшмовые украшения, оружие.
Третьюкатегорию составляют захоронения в грунтовых ямах, едва вмещающих тело покойного. В инвентаре, как правило, встречаются грубые глиняные сосуды, иногда орудия труда.
Наконец, к четвертойкатегории относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений. По характеру скелетов и их расположению можно судить о том, что здесь погребались люди, умершие насильственной смертью - обезглавленные или засыпанные заживо.
Могилы первой категории, очевидно, принадлежали иньским правителям, носившим титул ван, или их ближайшим родственникам. Погребения второй категории принадлежат представителям господствующего слоя иньского общества.
Скромные по размерам и инвентарю погребения принадлежат свободным общинникам. Что же касается погребений последней, четвертой категории, то в них хоронили подневольных работников, слуг или рабов.
Представления об окружающем мире и его населении. Иньцы были убеждены в том, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан. Вокруг него простираются территории, входящие в состав Иньского государства. Они различаются по странам света - западные земли, южные земли и т. д.
За пределами этих земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Четкой границы между землями и этими племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель, и наоборот.
Политическое единство иньцев олицетворялось единоличным правителем - ваном. Говоря о себе, иньские ваны употребляли торжественную формулу: «Я - единственный среди людей». Власть правителя находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находившемуся на его землях. Ван был одновременно и верховным жрецом. Только он мог по трещинам на гадательной кости определять волю божества
Ван часто возглавлял лично походы против враждебных племен. Если племя признавало власть вана, он жаловал его вождю титул, указывавший на то, что данное племя становилось членом иньской коалиции. Отныне оно могло рассчитывать на покровительство и защиту со стороны вана, который должен был заботиться обо всех своих подчиненных.
Вождь племени, получивший от вана титул, обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань, а в случае необходимости предоставлять в распоряжение правителя свои ополчения. Если их территория подвергалась нападению, подчиненные вожди немедленно сообщали об этом правителю..
Одним из наиболее важных результатов любого военного похода был захват пленных. Победоносный полководец возвращался в Великий Город Шан, ведя за собой тысячи пленников. Специальный гадатель обычно задавал божеству целую серию вопросов, связанных с дальнейшей судьбой захваченных в плен. Его интересовало, какое количество пленных, когда, каким способом и какому из усопших предков правителя следует принести в жертву. Во время религиозных церемоний в честь того или иного предка могли одновременно принести в жертву до нескольких сотен пленных.
Существовало много различных способов принесения в жертву - отрубание головы, утопление, сжигание на костре и прочее. Найдены огромные массовые захоронения с тысячами обезглавленных людей со связанными за спиной руками и ямы с их отрубленными головами.
Убийство военнопленных было широко распространено в раннеклассовых обществах, не нуждавшихся массовом труде рабов. Но даже на этом фоне иньские казни поражают своими масштабами. Следует отметить и то, что ближневосточные военачальники убивали пленных сразу после сражения. Иньские ванны оставляли их в живых на некоторое время и превращали обычную для ранней древности резню в религиозный ритуал.
Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине (1250 - 1192 гг. до н. э.). При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем. За долгие десятилетия правления У Дина военные экспедиции против соседей следовали одна за другой. Крупнейшую из них, численностью в 13 тысяч воинов возглавила жена вана по имени Фу Хао.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 921;