Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный История одежды
При раскопках древних поселений археологи обнаружили следы одежды первобытных людей. Наши предки сидели у очага на шкурах, спали, накрывшись шкурами, накидывали их на плечи в прохладную погоду. Среди находок оказались комочки охры — красной минеральной краски. Люди в те времена раскрашивали ею свои тела из магических или эстетических соображений. Возможно, они обмазывались охрой с головы до ног, защищая кожу от холода и укусов насекомых. Так поступают до сих пор некоторые африканские и индейские племена. Именно краска была первой «одеждой» людей. После наступления ледника племена, ушедшие на север, вынуждены были проявить недюжинную изобретательность, чтобы приладить поудобнее звериные шкуры на своих плечах и поясе. Правда, уже тогда были известны юбочка, передник, набедренная повязка из коры или сплетен-
ной травы. Одежду придумали, чтобы уберечь тело от холода, насекомых, искр костра. Какую-то роль могли и играли половые табу, строго соблюдавшиеся в родовом обществе. История одежды показывает, что одну и ту же задачу можно решить множеством разных спосо-
бов. Вот как описал одежду английских крестьян XII в. Вальтер Скотт в «Айвенго»: «Одежда состояла из кожаной куртки от шеи до колен, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх. Чтобы куртка плотнее прилегала к те-
1 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology/ Forth edition. N.Y., 1991. P. 49.
мы произошли от одного корня, никакая теория о превосходстве одной расы или нации над другими не имеет научной основы. Отныне тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Зато насколько более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенствоваться биологически.
Дробление родоплеменного общества, дарообменные и военные походы вели к накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты — обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу, и пиктография, с помощью которой делались сложные записи. Такие записи известны у американских индейцев. Записываться могли сообщения, предназначенные как для передачи на расстояние (предложения дарообмена, установления мирных отношений, любовные послания), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и памятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, например знаменитая «Валам олум» («Красная запись») делаваров, изобразивших 164 рисунками на древесной коре исторические предания от начала мироздания до появления европейских колонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков («узелковое письмо») или раковин.
Соперничество из-за женщин или борьба за власть уже в первобытном обществе породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме полушутливой перебранки. В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, до-
лу, она была перетянута широким кожаным поясом с медной застежкой». Костюм зажиточного ремесленника XV в. состоял из узких штанов, поверх которых надевалась юбка, полукафтан, а верхней одеждой служил плащ-епанча. Вообще в Европе довольно долгое время мужчины и женщины ходили в юбках. Еще в IX-XI вв. крестьянам в некоторых западноевропейских странах запрещали носить штаны, они считались принадлежностью туалета господствующего класса — дворян. Юбка и сегодня — распространенная мужская одежда в Южной и Юго-Восточной Азии. В Европе штаны в мужском костюме вытеснили юбку лишь в XVII в. Археологи считают, что люди, жившие в суровом климате, вблизи великого ледника на севере Европы и Азии, изначально носили меховую одежду, в частности штаны. У людей, живших в более теплых местах, этот вид одежды появился после одомашнивания лошади, когда человек начал ездить верхом. Этнографы делят всю одежду на сшитую и несшитую. Сшитой считается одежда, при изготовлении которой куски ткани или кроя одного куска соединяются с помощью иголки и нитки. Несшитая — та,
которая держится на человеке благодаря его умению правильно располагать ткань на своей фигуре. Сшитая одежда делится на глухую и распашную. Эскимос свою глухую куртку с капюшоном надевает и снимает через голову, пешие охотники тайги — эвенки носят куртку распашную. От такого костюма в древнейшей форме произошли распашные халаты, которые стягивались в талии кушаком. Это преобладающий тип одежды в Средней, Центральной и частично в Юго-Восточной Азии, сохранившийся до наших дней. У степняков-кочевников некоторые народы, в том числе китайцы, вьетнамцы, оседлые жители Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока заимствовали штаны. Одежду населения Древнего Египта составляли передники и юбки. Юбки были в ходу у древнейшего населения Месопотамии. Куртки и штаны в мужском костюме появились много позже. Древние греки и римляне носили хитоны, туники, представлявшие собой длинные рубахи и тоги — длинные полосы материи, в которые драпировались древние римляне. Адаптировано по источнику: Бромлей Ю.В., По-дольный РГСоздано человечеством. М., 1984.
стигавшийся ритмизацией или инструментальным сопровождением. В числе музыкальных инструментов появились струнные инструменты, мембранные барабаны, многоствольные флейты. Танцевальный фольклор усложнился при переходе к земледелию и скотоводству. Появились так называемы й «бесстыдные танцы» плодородия. Существовали и сидячие танцы с колебательными движениями. В мужских домах при инициации исполнялись мужские танцы. У ирокезов-сенека насчитывалось более 30 одних только основных танцев, в том числе 11 мужских, 7 женских, 14 общих, 6 в масках. Устный, музыкальный и танцевальный фольклор вместе с изобразительным искусством сливался в театрализованных представлениях2.
Итак, культурная эволюция — специфическая особенность человека, отличающая его от всех других видов живых существ. Богатая и разнообразная информация, накопленная в ходе этого процесса, не только способствовала выживанию человека, но исключительно повысила его шансы в борьбе за существование. Если сформулировать в одной фразе причины этого успеха как природного явления, то можно сказать: с помощью культурной эволюции человек выработал такое поведение, которое постоянно повышает его приспособленность к жизни. За очень короткий отрезок времени человечеству удалось освоить — и даже усовершенствовать — большинство специфических навыков, которыми другие организмы овладевали на протяжении всей биологической эволюции. Мы летаем выше птиц и умеем передвигаться по воде быстрее любой рыбы. С помощью приборов мы усиливали наши органы чувств и теперь не уступаем, а часто и превосходим в этом отношении остальных животных. Мы используем практически все существующие в природе способы получения пищи. Мы научились защищать себя лучше, чем любые другие живые существа3.
Знаменательно, что нынешний внешний облик человека на протяжении длительного времени остается практически неизменным. Культурная эволюция, усовершенствовав поведение человека и тем самым обеспечив ему высокую конкурентоспособность в борьбе за жизнь, сделала ненужными любые изменения человеческого организма, не относящиеся к мозгу и нервным клеткам.
Факты свидетельствуют о том, что биологическая эволюция закончилась с окончанием последнего ледникового периода. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его навряд ли удастся отличить от нас. Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью.
2 См.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 1990.
3 Кууси П. Закономерности эволюции культуры // Кууси П. Этот человеческий мир М, 1989.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 682;