КУЛЬТУРНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения. Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. По этому списку мы можем составить культурный атлас Земли. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, а бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. А вот зонтик пришел из Юго-Восточной Азии. Столовые предметы изобретены в разных концах света: тарелка — в Китае, ложка — в Древнем Риме, вилка — в средневековой Италии, нож — в Индии.
Культурные изобретения— форма культурной инновации (культурного новшества), новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии. Культурные изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления и подразделяются на материальные и духовные.
Культурные открытия— форма культурной инновации (культурного новшества), предполагающая получение новых знаний о мире. Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки.
Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны от диких хищников, превосходивших человека агрессивностью и силой. Второе крупное изобретение — превращение оружия в орудие труда. По времени, возможно, второй процесс был продолжительнее первого.
Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки начали иначе относится к умершим. Ни одно живот-
ное не хоронит погибших сородичей. Это делает только человек. О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено что Homo sapiens хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники предварительно подготавливались к загробной жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п. Следовательно, первобытные люди имели представление о том, что наряду с миром повседневной действительности существовал мир иной, где обитали умершие.
Первобытные орудия труда по-своему изящны и функциональны
Захоронение умерших сородичей — величайшее культурное изобретение человечества, значение которого до конца еще не оценено. Но оно перевернуло наш мир. Благодаря ему появилось множество культов, ритуалов и церемоний, связанных с духом предков, возникли религия и философские представления о смерти и бессмертии. Да и вообще, человеческая жизнь перестала быть лишь биологическим существованием. Она стала фундаментальным культурным артефактом, окруженным обрядами рождения и смерти, ритуалами перехода (инициации), жизненным циклом и календарем, особым отношением к престарелым, загробной жизни, реинкарнацией и многим другим.
Первым начал хоронить своих предков неандерталец — 80—100 млн лет назад. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. Атак как подобные представления предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.
На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талис-
манами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов) религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
Историки продолжают спорить, что именно следует называть третьем величайшим изобретением — захоронения или «приручение» огня. Для чего понадобился человеку огонь? Для того чтобы поджаривать мясо, освещать жилище, согревать тело, защищаться от хищников и плавить металл. А дальше технический прогресс пошел резко в гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными явились, пожалуй, изобретение колеса, плуга и письменности.
Примером культурного изобретения является, в частности, создание в начале XIX в. итальянским наборщиком и типографом Д. Бодони классического типа шрифта — антиквы (латиницы). Мастер отказался от слишком вычурных шрифтов барокко и рококо и обратился к античным образцам. Бодони издавал книги латинских и итальянских писателей, отличавшиеся не только великолепным шрифтом, но и изысканными титульными листами, графическим оформлением, качеством печати, цветом и бумагой. Его пособие «Руководство по типографии» (1818), содержащее 373 вида шрифтов, помогло развитию типографского искусства в последующие времена.
Человечество продолжает изобретать до сих пор и этот процесс, кажется, идет по восходящей линии. В последние 10 тыс. лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период оно прошло путь от каменного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его предок, живший в саванне, узнавал за всю жизнь. Поколение двухтысячного года, в свою очередь, будет знать в 40 раз больше, чем поколение 1980-х. Половину всех своих знаний человечество получило в XX в., а 3Д знаний в области авиации — после Второй мировой войны.
Культурные открытия предполагают, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Они снабжают человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы. Различие между культурными открытиями и культурными изобретениями относительное: одно и то же событие можно интерпретировать как открытие или изобретение. Но независимо от различий те и другие способствуют социальному и научно-техническому прогрессу человечества.
Изучением распространения культурных открытий и изобретений занимался, в частности, немецкий географ и этнограф Фридрих Ратцель(1844— 1904). Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах «Антропогеография», «Народоведение», «Земля и жизнь» он дал общую картину расселения народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемешаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления.
Ф. Ратцель выделял два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса (аккультурация); 2) перемещение культурных черт — артефактов (отдельных предметов, идей, ценностей) от одного народа к другому. Предметы материальной культуры были выбраны Ф. Ратцелем в качестве основного объекта исследования, так как они гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму и ареал распространения по сравнению с другими аспектами культуры. Он установил, что одни предметы (например украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) — с трудом. Чем сложнее культурный комплекс или процесс, тем медленнее он распространяется, и наоборот: простые предметы распространяются быстрее. Хозяйственные формы, экономические институты, навыки земледелия или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. Гораздо быстрее и легче заимствуются материальные артефакты — украшения, предметы быта и одежда. Причиной служит то обстоятельство, что традиции и навыки распространяются только вместе со своими носителями, а одежда и мебель этого не требуют. Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное. Вместе с тем, народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой, сумевший найти им достойное применение. Таким образом, культурные артефакты изобретаются одним народом, но наибольшее культурное применение получают у другого4.
Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристики распространения культуры, для Ф. Ратцеля была «культурная зона», или «культурный круг». Распространение культурных элементов (за пределы «культурной зоны») предполагалось вместе с народом, хотя были возможны и исключения. Сходные элементы в культурах разных народов Ф. Ратцель объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древности. Основной источник изменений в культурах он видел во взаимных контактах между ними5.
Культурные изобретения и открытия распространяются на другие общества тремя основными способами:
4 См.: Ратцель Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение. Т. 1,2: Пер. с нем. / Под ред. В. Ага
фонова. СПб., 1903-1906.
5 Ratzel F. Anthropogeographie, 2-rTeil, 2-te Auflage. Stuttgart, 1912.
* культурные заимствования(целенаправленное подражание); « культурная диффузия(стихийное распространение);
* независимые открытия.
Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали незави
симо друг от друга в разных странах. Независимые культурные открытия___ -
открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культура^ как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.
Ярким примером независимого открытия служит неолитическая ре вол ю»-ция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение живот~-ных и окультуривание злаков), которая произошла 7 тыс. лет назад в Месопотамии и 3 тыс. лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизаци я майя). Наибольший интерес для культурологии вызывают первые две фор»-мы, или способа распространения культуры.
Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей исто -рии человечества. Распространение является прямым, когда две культуры сливаются, ведут войну, торгуют друг с другом или смотрят одни и те ж е телепередачи. Распространение является непрямым, когда продукты или
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1097;