Задачи денежно-кредитной политики в посткризисный период
Задачи денежно-кредитной политики центрального банка не сводятся только к обеспечению устойчивости национальной валюты (инфляция, валютный курс). Вся накопленная в мире практика взаимодействия экономического и финансового развития, удержания устойчивого роста и укрепления конкурентоспособности стран, урегулирования системных рисков и удержания устойчивости макроэкономических систем на основе деятельности центральных банков приводит к выводу о том, что их задачи связаны с активным, многоцелевым вмешательством в экономику, выходящим за рамки обеспечения стабильности финансовой сферы. С учетом экономических особенностей Российской Федерации, состояния ее финансового сектора, сложившихся связей с глобальными финансами и посткризисного характера мировой экономики, денежно-кредитная политика,во взаимосвязи с другими составляющими экономической политики государства, призвана решить следующие задачи.
Рост финансовой глубины, зрелости финансовой системы России.
Чем выше финансовая глубина экономики, ее насыщенность деньгами, финансовыми инструментами, финансовыми институтами, чем более она оценена, тем лучше условия для экономического развития и устойчивого роста. По критерию финансовой глубины должен быть обеспечен переход России из серединной группы развивающихся экономик в группу «новых индустриальных стран».
В этой связи необходима осторожная денежная политика, направленная на сбалансированный рост монетизации к 2012 г. (Денежная масса / ВВП) до 60 - 65% ВВП, к 2015 г. - до 70 - 80% (Россия в 2007 г. - около 40%, средний уровень развитых стран - 80 - 120%, Китай - более 160% в 2008 г.).
Как следствие, должно произойти увеличение насыщенности кредитами до 60-70% (Кредиты экономике и населению / ВВП), среднего уровня капитализации рынка акций к ВВП - до 80 - 85%.
Преодоление разбалансированности финансовой системы, обеспечение макрофинансовой стабильности.Финансовая система России является одной из самых рискованных, волатильных в мире, несущей в себе сверхконцентрации системных рисков. Устойчивому экономическому развитию прямо противодействуют эксцессиии и экстремальные значения, относящиеся к проценту, инфляции, валютному курсу, международным резервам, долгам, долларизации, динамике цен финансовых активов, их взаимодействию между собой и величине рисков и колебаний, которые они генерируют, создавая негативные стимулы для экономических агентов и глубокие нарушения в воспроизводственном процессе.
Задача - переход от спекулятивной модели финансовой системы и финансового рынка, зависимых от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего денежного спроса, ориентированной на длинные инвестиции, модернизацию экономики и финансирование инноваций. Нормализация состояния и обеспечение устойчивости финансовой системы и финансового рынка на уровне новых индустриальных стран (рост объемов финансовых активов и насыщенности ими экономики, резкое увеличение средне- и долгосрочной компоненты в структуре активов, нормализация цены денег и уровня рисков и волатильности, снижение до минимальных значений инфляции при обеспечении устойчивости валютного курса).
Укрепление внутреннего денежного спроса, преодоление зависимости от доступа к внешним рынкам капиталов.
Конкурентоспособность экономики и финансовой системы России и его потенциал в выполнении своих функций, финансовый суверенитет должны обеспечиваться на основе опережающего роста внутреннего платежеспособного спроса в сравнении с внешним(в отличие от практики 1995 - первого полугодия 2008 гг., создавшей масштабную зависимость от денежных ресурсов нерезидентов, прежде всего от потоков «горячих денег», в пределах незначительного по объемам финансового рынка России).
Денежно-кредитная политика может внести только частичный, хотя и эффективный вклад в решение этой задачи. Наилучшей ситуацией для России были бы рост нормы накопления, снижение позитивного сальдо торгового баланса за счет увеличения импорта технологий и оборудования, ослабление повышательного давления на рубль, расширение прямых иностранных инвестиций в ущерб портфельным (при максимизации стимулирования ПИИ), отказ от политики вывода «избыточной ликвидности» в международные резервы, переход от механизма рублевой эмиссии против валютных поступлений к смешанному механизму эмиссии, во многом основанному на рефинансировании коммерческих банков под кредиты реальному сектору (с укреплением внутреннего платежеспособного спроса, как следствие).
Должно быть обеспечено привлечение масштабных объемов прямых иностранных инвестиций на волне долгосрочного роста мировой экономики в посткризисный период, при обеспечении устойчивости финансовой системы к финансовым инфекциям, спекулятивным атакам, перегревам рынка и иным рыночным шокам.
Стимулирование развития экономики. Обеспечение «стратегии выхода», «ребалансирования» российской экономики во взаимодействии с другими видами экономической политики государства.Как показывает международная практика, центральные банки развитых стран неизбежно втягиваются в регулирование экономической активности, содействуют устойчивости экономического роста на основе изменения объемов денежной ликвидности, курса национальной валюты, процента, прямой поддержки системообразующих финансовых институтов, осуществляющих финансирование реального сектора и домашних хозяйств.
Центральные банки развивающихся и переходных экономик, к которым относится и Россия, в еще большей степени втягиваются в процесс регулирования макроэкономической активности, применяя, кроме косвенных, административные инструменты (множественные / принудительные валютные курсы, рационирование кредита, администрируемые ставки процента, ограничения на движение средств по счету капиталов, прямое кредитование нефинансовых предприятий национального масштаба, долговое покрытие инвестиционных потребностей бюджета и т.п).
«Мифологизация» центральных банков, сведение их задач только к поддержанию устойчивости национальной валюты ежедневно и повсеместно разрушается практикой.
Противодействие системным рискам (на основе макропруденциального надзора)(мониторинг, оценка и урегулирование системных рисков финансовых систем). Практика показала, что развитие финансовых систем без встроенной функции макропруденциального надзора, закрепленной за центральными банками, неизбежно приводит к эксцессивным финансовым динамикам, к росту разбалансированности финансовых систем, к сверхконцентрации финансовых рисков в финансах государства, реальной экономики и домашних хозяйств, в сегментах рынков, в регионах, в группах финансовых инструментов и институтов с последующим перерастанием в полномасштабные финансовые кризисы. В глобальных финансах, основанных на либерализованных счетах капиталов и свободном рыночном формировании курсов валют, неизбежны риски потоков горячих денег, спекулятивных атак, манипулирования открытыми рынками малых развивающихся экономик, финансовых инфекций. Только полное осуществление функции макропруденциального надзора способно предупредить негативные внешние воздействия, ведущие к разрушительным последствиям для национальных финансовых рынков.
«Глобализация» денежно - кредитной политики. Дедолларизация внутреннего денежного оборота, укрепление международного статуса российского рубля.Состояние финансовой системы России во многом производно от динамики глобальных финансов. Она до сих пор была «пассивным игроком», практически не оказывая влияние на мировую финансовую конъюнктуру (кроме кризиса августа 1998 г.). Крупные международные резервы, валютный курс, трансграничные потоки капитала, процент, фондовые индексы, курсы ценных бумаг международных корпораций российского происхождения, проникновение валют (рубля за границы Российской Федерации, долларизация, евроизация - внутри этих границ) - всеми этими составляющими финансовая система России входит в глобальные финансы. Задача - быть заметными, расширять координацию практической политики с другими центральными банками (развивающиеся страны, СНГ, БРИК и т.п.), вести более активную денежно-кредитную политику, направленную на защиту собственных интересов, на расширение использование рубля в международном обороте, на формирование причинно-следственных связей между поведением Банка России и конъюнктурой глобальных и региональных (постсоветское пространство, Центральная и Восточная Европа) финансов.
В конечном итоге, содействие созданию нового международного (регионального) финансового центра, с концентрацией ликвидности в Российской Федерации по операциям «нерезидент - нерезидент».
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 789;