20 страница

 

Соответствует теме?

 

Уместность «увесистых» выражений?

 

Вульгаризмы?

 

Чрезмерно техническая терминология?

 

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

 

Целесообразна краткость?

 

Длинные предложения?

 

Запутанные конструкции?

 

Многословие?

 

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

 

Оригинальность идей?

 

Избитые выражения?

 

Риторические вопросы?

 

Целесообразны метафоры?

 

Целесообразны уподобления?

 

Другие целесообразные приемы?

 

Бесцветный язык?

 

Р А 3 Н О Е

 

Класс----------------

 

Имя -----------------

 

Дата ---------------

 

Название темы-----

 

ФОРМА ВООДУШКВЛЯ-

 

КРИТИЧЕСКИЕ ЮЩАЯ РЕЧЬ

 

ЗАМЕЧАНИЯ

 

Пункты Замечания

 

ТЕМА И ЦЕЛЬ

 

Подходят оратору?

 

Соответствуют аудитории?

 

Соответствуют поводу?

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Воодушевляющее вступление?

 

Целесообразность плана?

 

Ошибки в построении плана?

 

Неослабевающая реакция сочувствия оратору?

 

Двусмысленные термины?

 

Целесообразны конкретнные формулировки?

 

Целесообразны видовые обозначения?

 

Целесообразны краткие формулировки?

 

Целесообразна лексика?

 

Оригинальна лексика?

 

Удачны примеры?

 

Удачны ссылки на различные мнения?

 

Хорошо использованы статистические данные?

 

Много спорных положений?

 

Не относящийся к делу, скучный материал?

 

Воодушевляющее заключение?

 

Достигнута цель?

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ

 

Освоена речь оратором?

 

Сказана с воодушевлением?

 

Создана атмосфера общения?

 

Внешнее поведение оратора?

 

Целесообразность жестикуляции?

 

Звучность?

 

Темп речи?

 

Модуляции?

 

Выразительность голоса?

 

Четкая дикция?

 

Правильность произношения?

РАЗНОЕ

 

Глава: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Советы в этой книге окажут вам пользу, поскольку вы постараетесь претворить их в дело. Руководство по искусству речи не пособие по литературе и не учебник истории. Оно заключается не только в изложении принципов и фактов. Красноречие есть мастерство, а мастерство не слетает к читателю прямо с печатных страниц.

 

Руководство по искусству речи излагает основы и методы. Оно дает вам направление, сберегает время и энергию. Оно поддерживает бодрость и уверенность в силах, поощряет воображение, развивает находчивость. Оно возбуждает жажду знания, но утолить ее можно только из одного источника. Этот источник — сама личность и ее характер. Какая польза в наставлениях, если не возникает жажда «ли иссяк источник? «Главное в ораторе — сам человек», — сказал Генри Уард Бичер. Нет ничего хуже, когда оратор обнаруживает только одно — свою пустоту.

 

Все, что лежит ниже благородных целей познания, правды и гуманности, обесценивает дар речи, развращает оратора и его слушателей. В публичную речь вложены весь разум, все сердце человека, считающего себя вправе воздействовать на умы и сердца людей и оказывающего такое воздействие. Речь оратора отличается тем, что в ней выражена вся личность. Джон Биллингс сказал, что низвести мощь речи оратора до уровня письменной работы возможно «не более, чем передать на шарманке вспышку молнии». По выражению Уильяма Дженнингса Брайена, красноречие — это «пылающая мысль».

 

Ничто так не выражает силу демократии и грозящие ей опасности, как публичная речь. Сама свобода убеждать словом — главная гарантия и форма демократии. Наперекор шарлатанам и демагогам мы, граждане свободной страны, навсегда обязаны сонму ушедших, чьи красноречивые уста умолкли ныне. Наши великие ораторы всегда были на стороне свободы и простого человека. Такое наследие должно вдохновлять каждого изучающего искусство речи в мире, где, как сказал Бенджамен Франклин об американских поселенцах, «мы должны держаться сплоченно и зависить друг от друга, иначе будем висеть поодиночке» (( Трудно переводимая игра слов: hang together (висеть вместе, держаться сплоченно, сообща) и hang separately (висеть порознь).— Поим. перев.)).

Заканчивая курс искусства речи, каждый серьезный студент только начинает осваивать его. Как хорошо вы станете говорить лет через двадцать, насколько убедительными или не достигающими цели признают ваши речи, будет определяться не тем, чему вы научились, а как вы примените приобретенные знания. Пользуйтесь ими и приумножайте их. Расширяйте кругозор и совершенствуйте свою личность — оратора и человека.

 

Глава: ПРИЛОЖЕНИЕ I РЕЧЬ ПО МИКРОФОНУ

 

 

В задачу настоящего краткого обсуждения не входит детальное и всестороннее ознакомление читателя с выступлением по микрофону. Желательно лишь дать учащемуся краткое наставление на случай, если ему придется говорить по микрофону усилительной установки или в радиостудии. С ним также полезно ознакомиться на занятиях, когда некоторые речи записываются на пленку и, следовательно, возникает необходимость пользоваться микрофоном.

 

Подготовка и выступление перед микрофоном в основном не отличаются от обычных выступлений. Не приближайтесь к микрофону с особым чувством или надеждой на успех. Посылая свой голос в эфир, вы должны с начала до конца быть верны себе. Не пытайтесь подражать некоторым дикторам радиовещания и телевидения, вызывающим ваш восторг. Надо иметь, что сказать, и сказать это с предельной искренностью и серьезностью. Но, если вы очень заинтересованы в работе на радио или в телевидении или вам часто приходится говорить в микрофон, запишитесь на специальные курсы или по крайней мере изучите рекомендованные пособия.

 

А. РЕЧЬ ПО МИКРОФОНУ УСИЛИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

 

Речь по микрофону усилительной установки требует гораздо меньше отступлений от приемов обычной речи, чем речь из радиостудии. Тем не менее следует считаться с некоторыми ее особенностями.

 

1. ГОЛОС

 

Единственное назначение усилительной радиоустановки — увеличить слышимость в больших помещениях или за их пределами. Поэтому самый процесс вещания коренным образом отличается от обычной речи. Оратору необходимо перестроить свои голосовые возможности. Наиболее частая ошибка неискушенных ораторов заключается в том, что они начинают кричать в микрофон, и обычно на высоких нотах. Кроме того, многие считают, что усилительная установка только экономит силы, и говорят монотонно и без воодушевления.

 

Ораторы, имеющие опыт в выступлениях по микрофону, знают, что усилительный механизм для непринужденной и насыщенной интонациями речи дает больше возможностей, чем это допускают условия просторных помещений. Они пользуются тем обстоятельством, что недостатки голоса до некоторой степени искупаются полнотой звучания.

 

Не имеет значения, насколько совершенна установка: ее эффективность имеет свои минусы — звук менее разборчив, тембр искажается. Всегда возникают чрезмерная отражательная звонкость, хаотичность звучания; некоторые согласные приобретают несоразмерно увеличенную выпуклость. Это главным образом относится к согласным «т», «п», «с», «ш» и «ч».

 

Указанные недостатки можно преодолеть с помощью а) особенно четкой артикуляции, б) несколько сниженного темпа речи, в) равномерного, устойчивого воздушного потока (при выдохе) во избежание взрывного звучания, г) отчетливых перемен в длительности и высоте за счет крайних изменений в силе звучания.

 

Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, вы должны прежде всего добиться непринужденного тона, характерного для обычной беседы. В дальнейшем следует достичь энергичного и полного звучания, причем необходимо отличать выразительность от громогласности.

 

 

Просмотрите раздел о тембре в главе VIII и практически займитесь вопросом, как передавать чувства при помощи изменений самой окраски звука, а не его силы. Также следует снова уделить внимание всему, что относится к вопросу об элементах темпа в главе VIII, и заняться повышением выразительности речи при помощи увеличения длительности звучания и применения пауз.

 

2. ПОВЕДЕНИЕ У МИКРОФОНА

 

Всегда говорите «а одном и том же расстоянии от микрофона. Но, поскольку устройство микрофонов и усилительных установок различно, вы должны по возможности заранее выяснить, все ли в порядке и на каком расстоянии от микрофона надо стоять. Обычно по­лагается стоять на расстоянии восемнадцати дюймов. Вам необходимо знать, направленного или ненаправленного действия аппаратура. Если она направленного действия, то следует говорить прямо в микрофон. Многим не мешало бы напомнить, что микрофон обладает раздражающей сверхчувствительностью к шумам, возникающим, когда его передвигают, когда покашливают, причмокивают, шаркают ногами, стучат по пюпитру...

 

Микрофон не должен стеснять свободу движений. Разумеется, нельзя разгуливать около него; покачивание с боку на бок или вперед и назад вызывает то нарастание, то замирание звука. Но мимика, жесты, соразмерные движения корпуса, плеч, головы весьма же­лательны, как и при отсутствии микрофона.

 

Рекомендуемые приемы требуют практики. При подготовке к выступлению репетируйте перед каким-нибудь предметом, изображающим микрофон. Приучайтесь к жестикуляции, которая совместима с речью перед ним. Привыкайте смотреть не в микрофон, а поверх него и из-за него на слушателей.

 

Б. РЕЧЬ В РАДИО - И ТЕЛЕСТУДИИ

 

Речь в телестудии менее отличается от обычного публичного выступления, чем речь в радиостудии. Но в данном случае предъявляются некоторые особые требования и возникают проблемы, общие для речей по радио и телевидению

 

1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

«Микрофонобоязнь» не заслуживает того внимания, какое ей обычно уделяют. Только немногие ораторы поддаются страху, но даже они, за редкими исключениями, были в состоянии преодолеть его. Советы, как развить уверенность в себе, изложенные в главе II, вполне приемлемы и в данном случае. Но один из них по особым причинам имеет совершенно обязательное значение для выработки уверенности в себе при выступлении по радио, а именно устно репетировать речь по нескольку раз в пустой комнате. Таким образом у вас создастся весьма близкое представление об обстановке радиостудии, где будете говорить без выгодной для вас возможности следить за реакцией слушателей. Если вы научитесь хорошо говорить, не имея перед собой аудитории, то сможете так же хорошо говорить и по радио.

 

 

Во время репетиций и при произнесении речи из студии полезно вообразить, что перед вами сидит несколько человек. Ваш голос дойдет до многих тысяч людей. Но вы их не должны представлять себе как безликую человеческую массу. Находясь в гостиной, вы пре­имущественно обращаетесь к одному или в крайнем случае к нескольким из присутствующих там лиц. Представьте, что таких гостиных много... Почему это должно пугать вас? Если вдуматься, нужно гораздо меньше смелости незримо обращаться к рассеянным здесь и там отдельным лицам, чем говорить, имея перед собой целое скопление людей.

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧИ

 

В отношении содержания и плана речь должна отвечать четырем требованиям.

 

а) Речь должна с начала и до конца быть захватывающе интересной

 

Многие ораторы, говорящие с трибуны, удерживают слушателей только потому, что было бы неприлично со стороны аудитории начать расходиться. Для радио-

 

слушателя, которому надоело слушать, это не препятствие. Он просто выключает приемник или совершенно не обращает внимания на скучную передачу. К тому же радиослушатели крайне ленивые люди. Они спокойно отдыхают у себя дома. Одни желают развлечься и приятно провести время. Другие хотят несколько отрешиться от обыденщины и дать пищу чувствам. Многим хотелось бы узнать что-нибудь новое, возбуждающее интерес и любознательность.

 

Если вы направите в эфир пять плоских, бесцветных фраз, не надейтесь, что шестая прикует слушателя к приемнику. Вас, наверное, уже успели «выключить». Вводные замечания должны быть краткими, целеустремленными и, несомненно, интересными, все после­дующие — свободными от «общих мест». Пример вплотную идет за примером; заранее намечены пункты, освежающие внимание. Ни одно положение не прорабатывается столь исчерпывающе, как в обычных речах; переход от одного раздела к другому происходит быстро; фразы коротки, не более чем в 20 слов. Слово — в данном случае единственное средство общения; оно должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов.

 

б) Речь должна быть подготовлена для выступления перед небольшой аудиторией

 

Речь по радио носит характер совершенно неофициальной беседы как в отношении структуры, так и в отношении словесного материала. Подумайте, каким языком вы говорите с некоторыми вашими знакомыми. Вы пользуетесь многими сокращениями в вопросительно-отрицательных предложениях . У вас часто встречаются разговорные переходы: «Так что же вы думаете об этом?..» «Я знаю, что вы думаете, и согласен с вами, но...», «Допустим, это так...» Вы пользуетесь по возможности только простыми, привычными техническими терминами. Вы не тратите время на тщательную внешнюю отделку и идете к цели наикратчайшим путем.

 

в) Речь должна быть обращена к разнородной публике

 

Состав ваших слушателей зависит от времени дня, местности, широковещательной кампании и характера программы. Но, подготавливаясь к речи, следует исходить из того, что вас будут слушать люди всех возрастов, профессий, вероисповеданий, рас, разного культурного уровня, люди с различными интересами. Обращения по эфиру должны быть универсальными. Адольф Берли, одна из речей которого была подвергнута анализу выше, утверждал, что лучший совет, как говорить по радио, дал ему покойный президент Рузвельт. Рузвельт объяснил, что хорошая речь по радио должна содержать определенный призыв ко всем классам или группам населения и поэтому обладать более развитой и разнообразной мотивировкой, чем прочие речи. Именно таким образом оратор восполняет недостаток, заключающийся в том, что законы массовой психологии неприложимы к радиослушателям. Стоит не пожалеть времени и снова просмотреть вышеприведенную речь Берли, обращая внимание на приемы мотивации.

 

Поскольку речь по радио направлена к разнохарактерной аудитории, никогда не говорите ничего такого, что задело бы людей той или иной национальности, религии или содержало бы неуважительный отзыв о какой-нибудь группе населения. Такт прежде всего. Не говорите свысока, не прибегайте к снисходительному тону в отношении какой-либо части аудитории; опасайтесь неточностей, клеветнических заявлений, пошлостей, аффектации.

 

г) Речь должна достигать цели, будучи только воспринята на слух

 

Отсутствие зрительных восприятий у радиослушателя всегда самый серьезный недостаток. Вспоминая о хороших выступлениях по радио, вы, наверное, согласитесь, что эти речи были несколько длинными сравнительно с обычными речами именно для восполнения указанного недостатка. Так надо поступать и вам! Главное— сделать почти всю речь конкретной и в какой-то мере звучащей по-новому. Существует три целесообразных способа: метод интервью (некоторые, например, прибегают к форме повествования о самом себе), метод создания зрительных представлений об обстановке и метод инсценировки. Если нужно объяснить изготовление какого-нибудь блюда или описать предметы домашнего убранства, беседу следует вести так, как будто вы в данный момент рассматриваете их, берете в руки и показываете их особенности. Слушатель должен словно видеть то, о чем ему говорят. Вы произносите такие фразы: «А теперь заглянем внутрь...» «Сейчас я добавлю еще кое-что из кулинарного рецепта...» Звуковые эффекты, если их можно применить, чрезвычайно полезны, так как они оживляют зрительные представления.

 

Если придется говорить по радио, перечитайте все относящееся к вопросам об интересе и ясности в главе X. Помните, что данные там указания, как сделать содержание конкретным и доходчивым, вдвойне применимы в речи по радио. Прочитайте речь «День победы в Европе», произнесенную Эдвардом Р. Мэрроу (приложение IV). Проследите, какие места в ней производят особенно глубокое впечатление. Кстати, много ли существует речей, которые так непрерывно затрагивали бы чувства и переживания и вызывали бы эмоции одну за другой?

 

Например:

 

Лондон — любопытный город. Кажется, ничем его не смутишь, даже немецкими снарядами последнего образца... Здесь есть маленькие улочки, где можно было свести какое-нибудь знакомство. Сегодня вечером легко вообразить, как по ним гуляют твои друзья — ребята, которых пришлось наблюдать спускающимися у Ремагена; летчики, которых ты видел, как они в огне шли вниз над Берлином и над десятком других объектов. Невольно задаешь себе вопрос, что с нашими парнями, которые обычно стояли здесь на углах, в такой дали от родины, такие одинокие. Это были солдаты. Они готовились к дню высадки, ждали его и затем доказали, что жили они не только славой предков.

 

3. ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ В РАДИО- И ТЕЛЕСТУДИИ

 

а) Составление и проработка рукописи

 

Не говорите только по конспекту, если не имеете к тому особых оснований. За исключением выступлений в групповых дискуссиях, вам, скорее всего, этого и не позволят. Кроме случаев передачи по телевидению, вам не придется и заучивать речь наизусть. «Фактически речь по радио представляет чтение по радио». Но это совсем не означает, что вы можете приступить к чтению сразу, без нескольких репетиций. Закончив редакцию текста и вслух прочитав его, чтобы убрать все, что «не звучит, как живое слово», перепечатайте его на бумаге обычного формата в два интервала, с полями в два дюйма. Подчеркните выразительные слова и фразы и внесите пометки, помогающие устной подаче текста. Во время репетиций следует зафиксировать время, необходимое для произнесения речи. Затем рекомендуется заключить в скобки фразы, которые в случае необходимости можно опустить. Целесообразно также включить несколько фраз, которые могут быть сказаны, если заметите во время передачи, что говорите быстрее, чем при репетировании.

 

б) Голос и произношение

 

Изложенные выше указания, относящиеся к голосу и манере держать себя во время речи по усилительной установке, вполне приемлемы и в данном случае. Избегайте монотонности — обычного недостатка у лиц, выступающих по радио, но и не стремитесь к чрезмерной выразительности, не «чеканьте» слова, не «изрекайте»: разнообразия интонаций и четкости речи вполне достаточно. Не старайтесь изменить естественную высоту голоса. Внимательно следите за тем, чтобы не говорить слишком быстро, но и не затягивайте пауз в особо выразительных местах между отдельными словами и фразами, как это иногда бывает целесообразно делать, когда аудитория видит вас.

 

Никогда не кричите в микрофон. Громогласность должна уступить место насыщенному звучанию. По словам Эдгара И. Уиллиса («Основы радиовещания»):

 

Насыщенность звучания речи определяется тем, насколько в каждой фразе ощущается ее животрепещущий смысл, насколько создается впечатление, что слова, порождаемые эмоциональной мощью, идут из источника, скрытого в глубинах души оратора.

 

Проф. Уиллис также указывает, что речь по радио требует особого внимания к контролю дыхания:

 

Психическое напряжение во время речи по радио может вызвать поверхностное дыхание — дыхание грудного типа. Становится слышно, как человек при каждом вдохе «ловит воздух». Микрофон подхватывает эти случайные звуки и передает их в эфир вместе со словами оратора. Только сосредоточив усилия на управлении дыханием за счет работы диафрагмы, можно практически избежать возникновения таких нежелательных шумов .

 

Хотя бы один раз прорепетируйте речь перед знакомым, достаточно сведущим, чтобы вскрыть ошибки в произношении и подаче текста.

 

Никогда не прибегайте к несвойственному вам произношению. Если вы из Новой Англии и выступаете в Чикаго, не старайтесь произвести впечатление, что вы — житель Чикаго. С другой стороны, если вы собираетесь работать на радио, надо выработать общепринятое американское произношение, по крайней мере настолько, чтобы свести на нет наиболее заметные черты местного диалекта.

 

в) Манеры

 

1) Во время речи по радио не думайте, что если радиослушатели не видят вас, то можно подавить физическую активность. Всячески старайтесь оживить мимику, жестикуляцию и прочие приемы внешней выразительности. При этом следует не забывать о полагающемся расстоянии от микрофона. Отказаться от внешних проявлений активности — значит снизить силу и выразительность голоса.

 

2) Во время речи по телевидению оратор придерживается тех же правил, как и при обычном выступлении. Но телепередачи в большинстве случаев идут в виде групповых дискуссий или в форме вопросов-ответов. Вас попросят присесть за стол, и нужно держать себя просто и непринужденно, как полагается в такой обстановке. Репетиции — за столом и перед воображаемым микрофоном — помогут вам определить, в чем должна выразиться внешняя активность и какие движения будут излишними. Избегайте резких движений, которые выведут вас за рамки кадра, не делайте широких жестов, уместных в большой аудитории.

 

г) По приходе в студию...

В студию нужно явиться заблаговременно до выступления, чтобы иметь возможность отдышаться и успокоиться. По прибытии не суетитесь, не приставайте с вопросами к обслуживающему персоналу. Вам и без того объяснят, когда наступит время, что следует знать выступающему: где сидеть или стоять. Перед началом речи проверьте, в порядке ли страницы заготовленного текста. Перелистайте их, если они не сколоты, возможно тише. Они должны быть пронумерованы. Начинайте речь не спеша, в дружеском тоне. Если произошла обмолвка, немедленно произнесите слово правильно без извинений. Заканчивайте речь решительно и спокойно, отойдите от микрофона. Двигайтесь бесшумно, не вступайте ни с кем в разговор, пока диктор не скажет, что вы уже вне эфира.

 

Глава: ПРИЛОЖЕНИЕ II ДИСКУССИЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРОЦЕДУРА

 

 

Что такое дискуссия? Это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании.

 

В настоящей книге ранее было сказано: «Способ убеждения у свободного народа заменяет деспотическое принуждение». Это особенно наглядно проявляется в дискуссиях. В большинстве публичных выступлений, ведущих к решению или к действию, говорит не один оратор, а несколько; таким образом возникают прения или дискуссия того или иного вида. В Соединенных Штатах, например, ежегодно проводится приблизительно 50 000 таких собраний. Почти каждая фирма обсуждает деловые вопросы на заседаниях комиссий. Большинство обсуждений в законодательных органах страны и штатов происходит в комиссиях. Значительная часть деловых собраний политических, общественных групп, братств и прочих проводится в виде дискуссий.

 

А. ВИДЫ ДИСКУССИЙ

 

1. МАССОВАЯ ДИСКУССИЯ

 

а) Определение. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

 

б) Виды и цели. Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какого-нибудь частного вопроса, обычно называется массовым митингом. В виде примера можно привести закрытое партийное собрание или собрание членов общины по поводу проекта муниципального налога или постройки нового школьного здания. Заседания комиссий — наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся так же, как дискуссии этого вида.

 

в) Процедура. Массовые дискуссии подчиняются, по крайней мере частично, правилам парламентской процедуры, о которых речь идет далее. Но иногда процедура массовых митингов и заседаний комиссий бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы, высказалось возможно больше компетентных участников собрания.

 

Собрание или председатель с согласия собрания могут установить время, необходимое для выступления. Но председатель не должен навязывать свою волю и противодействовать желаниям большинства.

 

2. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

 

а) Определение. Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопроса специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет собой диспут.

 

б) Цели. В ее задачи входит широкая информация. Но чаще всего цель групповой дискуссии — представить возможные решения проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.

 

в) Объем. В групповой дискуссии принимает участие от трех до восьми-десяти членов, не считая председателя. Ее вариант — диалог, включающий только двух участников. Вопрос о количестве решается в зависимости от запаса времени, сложности проблемы и наличия подготовленных лиц, которые могут участвовать в обсуждении.

 

г) Процедура. Участники сидят лицом к аудитории примерно полукругом, председатель — в центре. Такое расположение обеспечивает и для участников и для аудитории возможность лучше слышать и видеть.

 

Участники дискуссии должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопрос непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания. При этом они называют друг друга по имеии. Но каждое замечание делается в расчете на аудиторию.

 

Председательствующий объявляет и поясняет тему и докладывает о правилах ведения дискуссий. Он представляет слушателям выступающих и начинает дискуссию или постановкой вопроса, или комментариями к теме. Он обязан следить, чтобы каждый участник говорил не дольше положенного времени, помогать естественному развитию дискуссии, сказать краткое заключительное слово. Он может задавать вопросы некоторым из выступающих, указывать, что ими еще не было освещено, и ограничивать обсуждение рамками темы. Ему не полагается брать на себя роль арбитра, вступать в дискуссию самостоятельно или иным образом занимать время, принадлежащее участникам.

 

3. СИМПОЗИУМ

 

а) Определение. Симпозиум — ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему.

 

б) Цели. Как и в групповых дискуссиях, его цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора, а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказания на нее воздействия.

 

в) Объем.. Число выступающих не должно превышать четырех или пяти, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

 

г) Процедура. В большинстве случаев на симпозиумах принята процедура обоих видов дискуссии. Радиоперекличка городов начинается, например, с двух-четырех коротких речей. Затем следуют вопросы и комментарии выступающих, после которых задают вопросы слушатели. Дискуссия заканчивается коротким резюме нескольких или всех выступавших, которые представляли различные точки зрения.

 

На симпозиуме, как и на групповой дискуссии, иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей. Участие слушателей до некоторой степени осложняет обязанности председателя. Он следит за тем, чтобы вопросы были уместны, кратки, ясны и безобидны; тактично останавливает слушателя, который собирается сказать целую речь; следит, чтобы каждый участник симпозиума имел достаточную возможность ответить на вопросы. При случае он дает слово слушателям, придерживающимся различных точек зрения.








Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 477;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.056 сек.