Реалистические концепции права в США
Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении США первой трети XX в. возникло движение "реалистов", объе динявшее в основном представителей отраслевых юридических дис циплин — специалистов в области гражданского, коммерческого, предпринимательского и других отраслей права. Многие реалисты, прежде чем обратиться к научным исследованиям, занимались ад вокатской практикой.
Лидером этого движения был видный американский цивилист Карл Ллевеллин (правильнее Ллуэллин; 1893—1962). Он определил общие черты, характерные для концепций, с которыми выступили участники движения, и дал ему название "правовой реализм". Те оретические взгляды Ллевеллина нашли отражение в его курсе лекций "Куст ежевики" (1930 г.; в заголовке обыгрываются слова из колыбельной песни), а также в сборнике статей "Юриспруденция: реализм в теории и на практике". С 1944 г. Ллевеллин руководил комиссией, подготовившей проект Единообразного торгового кодек са США — самой обширной систематизации коммерческого права в истории страны. К настоящему времени этот Кодекс принят во всех штатах, за исключением Луизианы.
Второй по значению фигурой в движении американских реа листов обычно называют Джерома Фрэнка (1889—1957), автора на шумевшей книги "Право и современное сознание". В 30-е годы Фрэнк занимал ответственные посты в ряде учреждений и комиссий, со зданных для реализации программы "Нового курса"; затем испол нял обязанности федерального судьи.
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 543
Идеи реалистического подхода к праву разрабатывали также Т. Арнольд, У. Кук, М. Рейдин и ряд других юристов. Некоторые из них, отмечая неопределенность термина "правовой реализм", пред лагали иначе именовать свою концепцию и направление в целом, однако ни одно из этих предложений не получило поддержки, и в юридической литературе укоренилось название, которое было дано движению Ллевеллином.
Реалистическая теория права имела много общего с положени ями социологической юриспруденции США. Философско-методо- логической основой концепции Ллевеллина, как и учения Р. Паун- да, послужили идеи прагматизма (см. § 6). Подобно теоретикам социологического направления в правоведении реалисты подвергли критике юридический позитивизм и призывали исследовать не толь ко правовые нормы, установленные в законах и судебных решени ях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей. По общему мнению реалистов, формально-догматические приемы изу чения правовых актов уже не отвечают требованиям современной науки. Ллевеллин в одной из своих программных статей указывал: "Тщательный анализ формальной логики судебных решений поле зен. В то же время важно подчеркнуть, что его полезность значи тельно возрастет, если решения по этим делам будут столь же тщательно изучены с точки зрения инструментализма, под углом зрения их прагматического и социально-психологического содер жания".
Идейные разногласия между реалистами и сторонниками со циологической юриспруденции проявились при обсуждении вопро са о том, какое место в правовом регулировании занимают норма тивные предписания и правоприменительная деятельность. Если Паунд, напомним, рассматривал эти категории в их взаимосвязи, как равноценные элементы многоаспектного понятия права, то реа листы, не отрицая значения правовых норм, стремились переори ентировать юридическую науку на изучение судебной и админист ративной практики. Именно практика образует, по словам Ллевел лина, "костяк правовой системы". Вместо того чтобы спорить о содержании общих принципов и норм права, юристам следует преж де всего обобщить существующую юридическую практику. В усло виях современного динамично развивающегося общества, считал Ллевеллин, на первый план выдвигаются вопросы о том, "как, на сколько и в каком направлении расходятся между собою принятая норма и практика вынесения решений".
Согласно взглядам реалистов действующее право создается не законодателем путем установления абстрактных норм, а судебны ми и административными органами в ходе разрешения конкретных споров, возникающих между людьми. "Сферой права, — писал Лле-
544 История политических и правовых учений
веллин, — является деятельность, относящаяся к разрешению спо ров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь то судьи, шерифы, чиновники, работники тюрем или юристы, явля ются официальными выразителями права. То, что эти должност ные лица -решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право" (в американской юридической литературе это выска зывание нередко цитируют как определение права, сформулиро ванное Ллевеллином).
Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, "не действуют сами по себе". Нормы права содержат определенные идеалы, моральные ценности и ориентиры политики государства, однако они не порож дают у индивида субъективных прав до тех пор, пока не будут применены в решении по конкретному делу. "Право состоит из решений, а не из норм. Если это так, то судья создает право всякий раз, когда решает дело", — утверждал Фрэнк. Под правом реалис ты понимали, таким образом, совокупность индивидуальных пред писаний, т. е. правил поведения, установленных компетентными органами государства применительно к конкретным ситуациям.
Сторонники правового реализма сконцентрировали свое вни мание на вопросах практико-прикладного характера. Они достаточ но редко обращались к анализу социальных условий возникнове ния и развития права, его взаимодействия с другими нормативны ми системами общества (исключение составляли работы Ллевелли- на. в которых рассматривались обычаи, действующие в резерваци ях американских индейцев, и была предложена трактовка права как социального института).
Многие участники движения, подчеркивая практическую на правленность реализма, призывали вообще отказаться от теорети ческих исследований в юриспруденции и ограничить ее задачи изу чением реальных, эмпирически наблюдаемых фактов. "Неизмен ным врагом реализма является концептуализм", — заявлял, на пример, один из теоретиков. Подобного рода представления сыгра ли отрицательную роль в развитии реалистической теории права, послужив одной из главных причин, обусловивших довольно низ кий уровень ее обоснования по сравнению с иными политико-пра вовыми учениями того времени. Реалисты не создали целостной, систематически разработанной правовой теории.
Центральное место в сочинениях реалистов занимали пробле мы, связанные с процессом вынесения судебных решений. Описы вая процесс судебного разбирательства, сторонники реализма ши роко использовали положения современной им психологии. В этом отношении особенно показательна концепция Фрэнка, проводивше го в своих работах идеи фрейдизма, гештальт-психологии и других учений. Реалисты доказывали, что судья, рассматривая дело, сна-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 545
чала принимает решение по интуиции и только затем подыскивает для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок на статьи закона, прецеденты и т. п. Интерес реалистов к интуитив ной стадии судопроизводства во многом был продиктован их стрем лением опровергнуть концепции юридического позитивизма, пред ставители которого сводили процесс судебного разбирательства к логическим операциям подведения конкретного случая или спора под абстрактные нормы права. Ллевеллин, Фрэнк, Кук и другие реалисты в своих трудах показали, что судебная деятельность име ет значительно более сложный характер, чем ее изображали после дователи формально-догматической юриспруденции конца XIX — начала XX в.
Правовой реализм в целом представлял собой доктрину, пост роенную на соединении принципов социологического и психологи ческого подходов к изучению права. Своеобразие этой доктрины заключалось и в том, что практико-прикладная проблематика в ней превалировала над теоретическим содержанием.
Обобщения и выводы, сделанные реалистами в ходе изучения судебной практики, были использованы Ллевеллином при подго товке проекта Единообразного торгового кодекса США.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1568;