Нормативизм Г. Кельзена
Политико-правовое учение нормативизма своими корнями вос ходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сло жилось на основе принципов, выработанных в юридическом пози тивизме, и представляет собой реакцию на распространение в со временном западном правоведении социологических, психологичес ких и новейших этико-философских концепций.
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативи- стской школы был австрийский юрист Ганс Келъзен (1881—1973). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в пери од, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правитель ства. По поручению К. Реннера', главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.
Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному пра ву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марк сизма. Самая известная его работа — "Чистая теория права" (в
546 История политических и правовых учений
заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга выш ла в 1934 г.).
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из ко торой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совре менные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридичес кая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как дока зывают приверженцы соответствующих концепций, а специфичес ки юридическим (нормативным) содержанием права.
При обосновании этой позиции Кельзен опирался на филосо фию неокантианства, сторонники которой разграничили две облас ти теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся есте ственные науки, история, социология и другие дисциплины, изуча ющие явления природы и общественной жизни с точки зрения при чинно-следственных связей. Вторую группу — науки о должном — образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы соци альной регламентации поведения людей. В науках о сущем глав ным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном — принцип вменения.
В соответствии с этим учением нормативисты призывали ос вободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимство ванных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитив ного юридического порядка, будь то право международное или на циональное, обусловлено историческими, экономическими, мораль ными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном зна чении".
Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной на уки о праве и государстве. Согласно его воззрениям подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возмож ность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чи стая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправдани ем или критикой".
Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществ ляемых в принудительном порядке (данное определение в концеп-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 547
ции используется для отличия права от других нормативных сис тем, таких, как религия и мораль).
По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних слу чаях и запретив — в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции прину ждения осуществляются централизованным путем, т. е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децен трализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамка ми государства — в области международных отношений. Современ ное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государ ственных правопорядков и децентрализованного международного права.
В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие нормы", установленные в законодательном порядке или путем обы чая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административ ными органами при решении конкретных дел. В изображении Кель зена и его учеников внутригосударственное право выступает замк нутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обя зательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.
Источником единства правовой системы Кельзен называет ос новную норму — трансцендентально-логическое понятие ("мыслен ное допущение"), которое дается нашим сознанием для обоснова ния всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Дол жно вести себя так, как предписывает конституция". Такое выска зывание не содержит нормативных предписаний в собственном смыс ле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям о легитимности существующего правопорядка логически завершен ную форму. "Согласно основной норме государственного правопо рядка эффективное правительство, которое на основании дейст венной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства", — писал Кельзен.
Нормативистское учение существенно отличалось от предше ствующих концепций формально-догматической юриспруденции.
548 История политических и правовых учений
Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социо логического правоведения и философии неокантианства.
С теоретиками социологической ориентации нормативистов сбли жает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма по казательно, что применение общих норм судебными и администра тивными органами было истолковано им как продолжение право творческой деятельности государства, как создание индивидуаль ных нормативных предписаний. "Применение права есть также и создание права", — указывал Кельзен. В этой части его доктрины методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функ ционального подхода к исследованию нормативных систем.
Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Ар гументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством право вым. "Порядок Республики Советов следует понимать как правовой порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демо кратической капиталистической Франции". Этот вывод резко конт растировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернати ва тоталитарным политическим режимам.
В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на демократические и недемократические. Согласно его учению демо кратия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфлик тов. По своей сути демократия есть поиск компромисса, она пред полагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действи тельности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и социалистической), а, скорее, духовная свобода — свобода выска зывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпи мости и, особенно, свобода науки", — утверждал Кельзен. В при знании им идеи социалистической демократии сказалась его бли зость к теоретикам австромарксизма.
В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе доброволь ного подчинения суверенных государств органам международной юрисдикции. Он различал предписания международного права и его основную норму, разрабатывал мысль о том, что основные нор-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 549
мы и конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами (основной нормой) международ ного правопорядка.
Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретичес кие представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внима ния противоречиям в праве, формированию стройной системы за конодательства. С концепциями нормативизма связано также ши рокое распространение в современном мире идей верховенства меж дународного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля (создание специального орга на конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Кон ституции Австрии 1920 г., которую отредактировал Кельзен).
Нормативизм шел навстречу запросам современной юридиче ской науки, отвечал потребности в формализации права, вызван ной развитием автоматизированных способов обработки норматив ного материала.
§ 9. Теории естественного права
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место зани мают учения о естественном праве Они продолжают традиции фи лософского осмысления права и опираются на различные докт рины, сложившиеся в современной западноевропейской и американ ской философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.
Подобно классическим учениям XVII—XVIII вв. современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.
Современное понимание естественного права вместе с тем су щественно отличается от предшествующих трактовок. По сравне нию с эпохой антифеодальных революций коренным образом изме нились прежде всего взгляды на человека как носителя естествен ных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, фи лософия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответствен но включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и
550 История политических и правовых учений
социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право на рода устанавливать конституцию государства). Новейшие естествен но-правовые учения смыкаются с теориями социального государ ства и плюралистической демократии.
С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается больше как совокуп ность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предпи саний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвеще ния противопоставляют идеи "естественного права с изменяющимся содержанием" (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штам- млером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или на рода. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруден ции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.
В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрож денным естественным правом", понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине XIX столетия развитием юридического позитивизма и формально- догматической юриспруденции. К настоящему времени этот термин вышел из употребления.
Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквин- ского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины было дано в энциклике папы Льва XIII "Rerum novarum" (1891 г.), в последующих энцикликах римских первосвященников1.
Виднейший представитель современного томизма — француз ский философ и общественный деятельЖак Маритен (1882—1973). Известность пришла к нему в 30-е годы, когда он преподавал в США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить позиции католицизма на Американском континенте. В 1945— 1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные его сочинения по проблемам социально-политической теории — "Ин тегральный гуманизм", "Права человека и естественный закон", "Человек и государство".
1 Энциклика — окружное послание папы римского христианам. В со ответствии с установившейся традицией энциклики называют по первым словам латинского текста, заголовок обычно не переводят. "Рерум нова- рум" начинается словами "Новых вещей (касаюсь я...)".
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 551
Концепция Маритена, как и концепция других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиоз ной философии представлений о божественном происхождении го сударства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленно сти политики. Философ стремился выработать "интегральную" док трину, открытую для гуманистических и демократических воззре ний современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил разли чие между первопричиной социальных институтов (усматривая та ковую в Боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий. "Проистекая всецело от народа, власть изначально проис ходит от Бога", — писал он. Учение Маритена представляло собой не что иное, как один из вариантов модернизации социальной тео рии католицизма применительно к условиям высокоразвитого ин дустриального общества.
Источником естественного закона, согласно концепции Мари тена, является Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязан ностей. Маритен определял естественный закон как установлен ные Божественным разумом "универсальные нормы права и дол га". Бог — первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопри частности Божественному разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсо лютом". Как ревностный католик, Маритен был убежден, что веру ющие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. В его сочинениях подчеркивалась также роль католиче ской церкви как хранительницы естественного права.
Признавая существование вечного и неизменного закона, Ма ритен считал, что естественное право раскрывается людям посте пенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все вре мена. "Декларация прав человека никогда не будет исчерпываю щей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня созна ния и от уровня цивилизации в данный период истории", — писал Маритен. Современная эпоха характеризуется, по мнению филосо фа, стремлением расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII столетии.
Маритен предложил собственную классификацию прав чело века, разделив их на три вида.
Фундаментальные права личности (человека как такового) вклю чают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью
552 История политических и правовых учений
и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовно го существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей.
Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от есте ственного права и образуют его продолжение, ибо установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соот ветствия естественному праву.
К политическим правам Маритен относит: право народа ус танавливать конституцию государства и определять форму прав ления, право граждан на активное участие в политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свободу высказываний и дискуссий, равенство граждан перед за коном и судом. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демо кратии, т. е. "по-христиански устроенного светского государства".
Наконец, социальные права человека (права трудящегося) ох ватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспече ние в случае безработицы или болезни, по старости и т. п. Трудящи еся вправе участвовать, при наличии соответствующих условий, в управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание со циальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма. Философ отстаивал идеи "третьего пути" разви тия общества.
Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подго товивших разработку Всеобщей декларации прав человека, приня той ООН в 1948 г.
Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с прак тикой авторитарных режимов на Европейском континенте. Есте ственно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих цен ностей и норм международного права как основы современной де мократии.
С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обяза тельную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.
Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам че ловека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 553
многих странах утратили интерес к теории естественных прав личности. "Эта индивидуалистическая философия естественного права повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей", — писал в 1972 г. фран цузский социолог Р. Арон. Примерно в это же время В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований ес тественного права.
В 90-е годы идеи естественного права продолжали разрабаты вать католические философы (Дж. Финнис), последователи рели гиозного персонализма.
Заключение
Двадцатое столетие — одно из самых политизированных во всемирной истории. Проблемы права, государства, политики возника ли в связи со всеми социальными потрясениями и массовыми дви жениями середины и второй половины XX в. Две мировые войны, много региональных войн, кризисов, революций и политических переворотов, возникновение и падение тоталитарных режимов, рас пад колониальной системы и становление множества новых госу дарств, создание международных организаций и всемирное призна ние равенства, прав и свобод человека — все это стимулировало напряженную теоретическую деятельность различных, часто про тивоположных по социально-политической ориентации мыслите лей и ученых в разработке проблем государства, права и политики,
Вопрос о государстве стал одним из центральных вопросов во всех социальных конфликтах XX в. На этом фоне выявился широ кий диапазон мнений о сущности, устройстве и цели государства.
Идеологи тоталитаризма утверждали, что демократия выгодна лишь олигархам и плутократам; отвергая демократический режим, сторонники тоталитаризма призывали к огосударствлению и мили таризации отношений гражданского общества, созданию могучего однопартийного государства и насаждению единой партийно-госу дарственной идеологии. Основатель и глава фашистского государства Бенито Муссолини саму идею Stato totalitaro выражал так: "Все для Государства, ничего кроме Государства, ничего против Го сударства".
Естественной реакцией на политическую идеологию тоталита ризма стали концепции, защищающие демократические ценности цивилизации, традиционные идеи парламентаризма и правового государства, а также теории плюралистической демократии и "диф фузии власти", обосновывающие ограничения всевластия государ ства правами организаций гражданского общества.
554 История политических и правовых учений
Однако пережитки тоталитарных идеологий сохранились не только в виде неофашизма или неонацизма, но и как идеи автори тарной власти, выводящей страну из кризиса и наводящей в ней порядок, как мечты о государстве, обеспечивающем всех достаточ ной пищей и посильной работой.
Как отмечено, XX век выявил значительные возможности го сударства в преодолении кризисных явлений в экономике, а также положительное значение социальных функций государства, направ ленных на сглаживание и смягчение имущественного неравенства и порожденных им конфликтов в гражданском обществе. Современ ное государство должно быть не только демократическим и право вым, но и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод ное развитие человека. Исследованию и обоснованию этих качеств современного государства посвящены теории демократического со циализма, неолиберализма, концепции социального государства.
Однако во второй половине XX в. развернулась и критика "ги пергосударства", осуществляющего обширное бюрократическое вме шательство в дела гражданского общества. Такая критика свойствен на теориям неоконсерватизма, нашедшим практическое воплоще ние в политике ряда партий и государств ("рейганомика", "тэтче- ризм" и др.). В то же время "феномен власти", порождающий спло ченную иерархию чиновников со свойственной им специфической психологией лиц, облеченных властью, подвергается критике со стороны анархо-синдикалистов и анархистов, экологического дви жения "зеленых" и других массовых демократических движений.
Развитие гражданского общества закономерно повысило зна чение проблем права, законности, прав и свобод человека и граж данина. В XX веке неуклонно осуществлялась общая тенденция расширения политических прав и свобод граждан, учреждения всеоб щего избирательного права, признания и утверждения граждан ских и социальных прав и свобод.
Существование тоталитарных режимов по-новому поставило ряд проблем права. Еще в канун Второй мировой войны для юрис пруденции стал сложным вопрос о существовании фашистской (или нацистской) законности. Если право — это предписание государ ства, то, спрашивается, возможна ли законность на основе права, наделяющего партийно-государственную администрацию широкой свободой усмотрения, полномочиями произвольно нарушать деклара тивно провозглашенные права и свободы граждан? В связи с судеб ными процессами над военными преступниками в 1945 и последую щих годах вопрос о нацистском праве был поставлен еще острее: можно ли признать правомерным исполнение законов государства, предписывающих геноцид и другие преступные нарушения прав человека? Поиск ответа на эти вопросы стал могучим стимулом
'л. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 555
развития правовых учений, поиска критериев оценки правовых
:истем государств с точки зрения общечеловеческих ценностей.
В XX веке существенно обновились методологические основы политико-правовых доктрин, пополнился их понятийный аппарат, появились новые направления политико-правовой идеологии. При всем том основной и главной темой политических и правовых уче ний XX в. оставалась и остается проблема соотношения гражданс кого общества и государства. Обсуждение именно этой проблемы с разных идеологических позиций обусловило все многообразие совре менных политических и правовых учений.
Общественно-политическая практика XX в. доказала несколько важных положений, которые могут считаться идеологическими ос новами (принципами, аксиомами) развития гражданского общества. Во-первых, доказана естественность идеологического многооб разия, т. е. существования и соревнования в каждой стране несколь
ких политико-правовых идеалов, учений, программ.
Во-вторых, историей доказана общественная опасность и вред ность политических программ, зовущих к их насильственному осу ществлению, к навязыванию обществу какого-либо идеала недемо кратическим путем, вопреки свободно выраженной воле народа.
Во многих странах гражданское общество переживает опасный период. В одних регионах оно существует лишь в потенции как выражение общей тенденции развития мировой цивилизации; в других — гражданское общество находится в стадии становления, но его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные повести за собой значительную часть народа; в третьих — уже существующее гражданское общество подвергается нападкам внешних и внутренних сил. XX век знает не только явные успехи демократии и пакты о правах человека, но и торжество тоталитарных режимов, упразднявших права и свободы, разрушав ших гражданское общество, устанавливавших вертикальные струк туры, подобные военно-феодальным.
Тоталитаризм является главным врагом гражданского обще ства. Опасность тоталитаризма исходит не только от реакционных или люмпенизированных слоев общества. Порой он безоснователь- но расценивается как скорый выход из кризисных состояний, соци альных бедствий, антагонизмов и конфликтов. Идейной и психоло- п гческой опорой тоталитаризма могут стать реальные опасения за судьбы человечества, порожденные объективно существующими условиями современной жизни.
Порожденные социальной и политической нестабильностью тре воги и опасения за будущее народов конкретных стран и человече- ства в целом служат социально-психологической основой для поли тических движений и программ авторитарного и тоталитарного толка, предлагающих экстремистские административно-военно-казармен-
556 История политических и правовых учений
ные средства решения острых социальных проблем. Одни из этих движений и программ продиктованы искренним стремлением ис пользовать крайние средства для спасения народов своей страны и всего мира, для других эти мотивы — лишь прикрытие своих, сугу бо эгоистических целей.
Для идейно-политических программ тоталитаризма характер ны: во-первых, притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или народа, на историческую необхо димость применения крайних мер и отсутствие других способов спасения, кроме тоталитарных; во-вторых, обязательно ограниче ние (а затем отмена) завоеванных гражданским обществом равно правия, прав и свобод человека, запрет какой бы то ни было оппо зиции и самостоятельной мысли; в-третьих, перестройка основан ных на равенстве горизонтальных связей членов общества в верти кальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтроль но распоряжающейся людьми, организациями, общественным и государственным имуществом.
Исторический опыт показал, что в случае победы над граждан ским обществом и свойственной ему демократией тоталитарные ре жимы могут существовать продолжительное время, насаждая нера венство и психологию полной зависимости человека от государства. Вместе с тем идея гражданского общества уже органически впле лась в общую культуру человечества как представление о его нор мальном, цивилизованном бытии и состоянии, как представление о способе реализации и существования общечеловеческих ценностей.
В истории стран и эпох многие надежды людей оказались уто пиями. Но само существование человечества — доказательство не сбыточности крайне пессимистических прогнозов о конце истории, которым нет числа. До сих пор человечество существовало как са морегулирующаяся система с сильным инстинктом самосохране ния. Гражданское общество, права и свободы человека, демократ тическое, правовое и социальное государство — основные ориенти ры в этом саморегулировании.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 769;