Неолиберализм и консерватизм
Как идейные движения неолиберализм и современный консер ватизм зародились на исходе XIX в., в условиях кризиса класси ческой либеральной идеологии, вызванного расширением государ ственной деятельности по регулированию экономики в индустриаль-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Е!вропе и США 523
но развитых странах. Со временем внутри каждого из этих направ лений сложилось несколько течений и школ1 .
Идеологи неолиберализма (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт и др.) выражают взгляды реформистски настроенных слоев обще ства — крупных промышленников, высшего чиновничества, а так же значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличи тельной чертой всех неолиберальных программ и концепций.
Ведущим течением в неолиберализме первой половины и се редины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был англий ский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), получивший мировую известность после выхода своей книги "Общая теория занятости, процента и денег".
Книга была написана им вскоре после "великой депрессии" 1929— 1933 гг. В противоположность марксистам, воспринимавшим собы тия тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кризис — явление временного порядка. Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкурен ции, при которых в наиболее выгодном положении оказываются биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расшире нии производства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение соци альных конфликтов. В сложившейся ситуации, писал Кейнс, по литики обязаны найти "новые средства, которые позволили бы спа сти капитализм от того, что именуют большевизмом".
Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом сво бодного предпринимательства (одна из работ Кейнса так и называ лась — "Конец laisser-faire"). Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав таким образом необходимые средства, напра-
1 Среди историков политических учений термины "неолиберализм" и "консерватизм" не получили общего признания. Для обозначения первого направления исследователи используют также понятия "социальный ли берализм" (в противоположность старому, индивидуалистическому либе рализму), "демократический либерализм" (в противоположность аристо кратическому), "либерал-реформизм" и др. Второе направление обознача ют терминами "новый консерватизм", "неоклассический либерализм", "либе рал-консерватизм".
524 История политических и правовых учений
вить их на развитие производства и решение социальных проблем. "Эвтаназия рантье и праздных инвесторов, — заверял Кейнс, — не повлечет за собой никаких потрясений". Государственное регулиро вание экономики представлялось ему единственным средством, спо собным гарантировать "успешное осуществление частной инициа тивы".
Хотя Кейнс не занимался специально проблемами государства и права, разработанная им программа оказала непосредственное влияние на политическую практику и законодательство. После Вто рой мировой войны во многих странах Западной Европы были про ведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в эко номике, повышение уровня занятости населения и потребительско го спроса (совокупность таких мероприятий неолибералы называют "кейнсианской революцией на Западе", противопоставляя ей ком мунистические революции в странах Восточной Европы). Кейнси- анский принцип стимулирования занятости как постоянной функ ции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г., в законодательных актах других высокоразвитых стран.
Практическое осуществление принципов неолиберализма пос тавило перед теоретиками ряд новых проблем. Реализация этих принципов сопровождалась усилением власти правительства в ущерб законодательным органам, ибо парламентская процедура нередко оказывалась слишком громоздкой для того, чтобы коррек тировать проводимые реформы в соответствии с изменениями экономической конъюнктуры. Опасаясь перевеса исполнительной ветви власти над законодательной, идеологи неолиберализма обра тились к разработке вопросов функционирования демократии в условиях регулируемой экономики и контроля за деятельностью правящей элиты.
Распространение идей кейнсианства достигло пика в 50—60-е годы. Они получили развитие в концепциях постиндустриального общества (Дж. Гэлбрейт), стадий экономического роста (В. Ростоу), государства благоденствия (Г. Мюрдаль) и др.
Идеология неолиберализма была подвергнута критике в уче ниях консерваторов.
Современные консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фрид ман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Соци альную базу этого течения составляют финансовая олигархия, ис теблишмент, зажиточное фермерство и определенные круги твор ческой интеллигенции. Не отвергая экономической деятельности государства полностью, консерваторы выдвигают проекты ее огра ничения в интересах частного капитала. Роль государственной вла сти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.
Пространное обоснование идеологии неоконсерватизма выдвинул австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899—1992).
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 525
В начале 30-годов он приехал для чтения лекций в Лондон, где вступил в полемику с Дж. Кейнсом; впоследствии преподавал в США, ФРГ и Австрии. На основе своей экономической концепции Хайек построил обширную социально-философскую доктрину, в которой поднимались проблемы методологии научного познания, организации современного общества, развития культуры. Полити ко-правовой тематике посвящены его работы "Дорога к рабству", "Конституция свободы", а также трилогия "Право, законодатель ство и свобода".
Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет собой слож ный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних инди видов координируются с поступками других посредством механизма цен. Последние выступают в качестве своеобразных сигналов, по зволяющих передавать информацию (о предложении товаров, зап росах потребителей и т. п.). Возникающие при этом отношения Хай ек описывал как результат взаимодействия множества людей, име ющих различные интересы. Он подчеркивал, что общество с рыноч ной экономикой по своей природе является плюралистическим1 . Современное открытое общество, писал он, "выросло из осознания того, что люди могут жить вместе и приносить друг другу пользу, не имея согласия относительно частных целей, которые каждый из них преследует".
Неотъемлемой чертой высокоразвитых социальных систем Хай ек считал "рассеянное знание" (в обосновании этой идеи консер ваторы видели главную заслугу философа). Для достижения по ставленных целей каждый индивид накапливает массу сведений, необходимых ему в конкретных условиях места и времени. Полной информацией о происходящих событиях и прюцессах обладает по этому только общество в целом, вся совокупность его членов. Отсю да делался вывод, что в современном обществе нет и не может быть какого-либо центра, способного направлять деятельность огромного множества людей. Частное предпринимательство рассматривалось философом как "единственная система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в обще ственном организме".
Социальная концепция Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм государственного управле ния экономикой, и в первую очередь против кейнсианства. Вмеша тельство государства в экономику ограничивает свободу индиви дов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности (имен-
1 В своих ранних работах Хайек использовал понятия капитализма и капиталистической экономики. Позднее он отказался от этих категорий и ввел для обозначения рыночных отношений термин "каталлаксия" (от греч. — "обмен").
19 История политических и правовых учений
526 История политических и правовых учений
но этим Хайек объяснял причины экономической депрессии конца 20-х — начала 30-х годов). Аналогичные доводы приводились им в опровержение социализма. Как общественная система социализм экономически несостоятелен, утверждал Хайек, поскольку вся мас са данных, необходимых для централизованного планирования экономики, просто не поддается расчету. Социализация собственно сти во имя общего блага на практике оборачивается подавлением индивидуальной свободы и установлением тоталитарного режима.
Современному плюралистическому обществу, согласно его кон цепции, соответствует лишь государство, основанное на принципах верховенства права (Rule of Law). Государственная власть внутри страны имеет только одну задачу — обеспечить соблюдение всеми гражданами общих правил поведения, т. е. поддерживать правопо рядок. Практически это означает, что "государство лишается воз можности направлять и контролировать экономическую деятель ность индивидов". Как подчеркивал Хайек, верховенство права пред полагает не только подчинение исполнительных органов власти за кону (в таком случае фашистское государство тоже следовало бы признать правовым), но и невмешательство самой законодательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека. Правовое государство подразумевает верховенство частного права над пуб личным и над конституцией в том числе, ибо "частная собствен ность является главной гарантией свободы", писал Хайек.
На этом основании он отвергал антитрестовское законодатель ство, рассматривая его как пример публично-правового регулиро вания в области частноправовых отношений. Столь же негативно оценивалось им и социальное законодательство. Хайек объяснял появление социального законодательства в некоммунистических странах пагубным влиянием на политиков идей социализма.
На протяжении многих лет сочинения Хайека были известны лишь специалистам. Широкий резонанс и признание они получили в 60-е и 70-е годы, с началом так называемой "консервативной волны", когда в США, Англии и некоторых других странах к власти пришли правоцентристские силы. Идеи Хайека использовались кон серваторами при обосновании программ сокращения государствен ного сектора экономики, а также в антикоммунистической пропа ганде.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 713;