ТЕМА 6. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
В результате изучения темы студент должен знать:
· хронологические рамки эпохи Возрождения, Реформации, Контрреформации;
· содержание «Гуманизма» как сущности новой культуры. Мировоззрение и образ жизни человека эпохи Возрождения;
· Возрождение в Италии. Итальянский Ренессанс как классический тип культуры Возрождения. Раннее Возрождение, Северное и позднее Возрождения, их характерные черты;
· реформация, ее причины и сущность;
· контрреформация;
· воплощение ценностей Реформации в культуре и искусстве.
Тема 6.1. Эпоха Возрождения
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство - переживали глубокий кризис.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление, захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Гуманизм - характерная черта эпохи Возрождения. Содержание понятия «гуманизм». Возникновение представления об индивидуальности человека и ценности этой индивидуальности. Представление о всемогущем человеке. Мировоззрение и образ жизни человека эпохи Возрождения.
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонично развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К. Дживелегов, - имела в виду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть сильной воли, мешающей ему чувствовать и думать, как хочется».
Возрождение в Италии. Итальянский Ренессанс как классический тип культуры Возрождения.
Связь искусства и науки составляет одну из наиболее характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи, а также П. Каваллини, Д. Бондоне, Донателло, Мазаччо, Ф. Брунеллески, Рафаэль Санти, Микеланджело и другие.
Проторенессанс: подъем итальянской культуры на рубеже XII-XIV веков; начало формирования культуры Возрождения в Тоскане; центр Проторенессанса. Раннее Возрождение: победа «ренессансного реализма» в культуре Флоренции; окончательное формирование светского характера культуры. Синтез, итог культуры Возрождения в Чинквеченто.
Северное Возрождение. Эпоха маньеризма. Рождение маньеризма как результат кризиса мировоззрения эпохи Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма, и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.
Тема.6.2. Реформация
Реформация, ее причины и сущность.
Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.
Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале XVI века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.
Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.
Католическая церковь, имея власть над Западной Европой и несметные богатства, оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и прочее, творились именем учителя любви и милосердия – Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.
Реформация стала первым решительным выступлением зарождающейся буржуазии против отживших средневековых порядков. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения массового человека дали мощный толчок развитию новых, капиталистических отношений. Непосредственным результатом Реформации стало отпадение от католической церкви третьей крупной разновидности христианства- протестантизма и ограничение ее всевластия. Виднейшими представителями Реформации стали М. Лютер, Ф. Меланхтон - в Германии, Ж. Кальвин - в Швейцарии.
Новое понимание личности. Кризис церкви. Возникновение третьего направления христианства- протестантизма.
Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.
Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.
Например, Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех - критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее адекватным западному образу жизни. «Результатом Реформации… было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли».
Воплощение ценностей Реформации в культуре и искусстве. Поощрение индивидуализма, строгих рамок морали, основанной на религиозных ценностях.
Реформация сыграла важную роль в становлении мировой цивилизации. Не провозглашая никакого определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию - религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазно общества - независимого автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.
Контрольные вопросы:
1. Хронологические рамки эпохи Возрождения и Реформации.
2. Основные особенности культуры Возрождения. Понятие- «гуманизм».
3. Основные особенности культуры Реформации.
4. Назовите основные центры и памятники художественной культуры эпохи Возрождения.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1789;