Тема 5.2. Цивилизации Средневекового Запада
Произошел переход от античного общества свободных, политически равных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов; от служения обществу, государству - к личному служению своему господину. Сословная организация жизни общества, ее иерархичность означают, что каждый человек имеет свое место в мире, знает предъявляемые к нему требования и живет в строгом соответствии с ними.
В этот период развития европейской культуры Христианство пронизывает все сферы общества и, естественно, главной чертой духовной культуры является ее религиозность. Христианство - не просто религия, оно выступает как фундаментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневековой культуры.
Акцентируется внимание на античной и раннехристианской традиции, изучении наследия античности. Оттоновская Германия и "Священная Римская империя германской нации". Культура романской эпохи. Первым самостоятельным, специфическим художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуется искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526- 548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст. время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало.
Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям.
Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие, как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображением висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен.
Формирование общности европейского стиля. Начало восстановления значения городов. Феномен средневекового монашества, его влияние на культуру. Ведущая цивилизационная роль монастырей. Паломничества, их значения для развития и укрепления культурных и экономических контактов.
Культура эпохи готики. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина "готика" было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Расцвет городов в Европе ХIII-XV веков. Города как главные центры средневековой культуры в готический период. Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Развитие светской культуры. Развитие богословия и его влияние на язык искусства. Развитие городской среды. Типы гражданских зданий: жилые дома, ратуши, дома гильдий, больницы и др. Городской собор как главное достижение строительной техники.
Города строились по берегам рек, вдоль крупных трактов и вокруг замков. Если город ставился на дороге, то участок этой дороги в пределах города превращался в главную городскую улицу. В прибрежных городах главной улицей обычно становилась дорога, ведущая от замка сеньора (или другого главного здания города) к берегу. Реже главная улица тянулась вдоль реки или морского берега (это характерно для городов, выросших из рыбацких поселков). Практически любой город окружен стенами. Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают.
Тип базиликанского храма, его символика. Витраж, его символическое значение. Богословское истолкование света.
Влияние теологии и схоластики на состояние научных знаний. Вера или знание.
Разделение Церквей. Особенности католицизма. Борьба Церкви с ересями. Инквизиция.
Человек в системе ценностей средневековой цивилизации. Картина мира средневекового человека. Средневековый тип отношения человека к миру, смысл его жизни формируется на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладании духовного целого, вечного над индивидуальным, преходящим.
Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность - радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира, представление о человеке во всей мощи и славе как о прекраснейшем создании, - заменило стремлением к загробному существованию, умалением человека, сведением его к греховному существу. Осуждением всех радостей.
Переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к средневековому аскету, устремленному к вероисповедальному единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью, знающий свое место в мире, свою роль в обществе.
Контрольные вопросы:
1. Хронологические рамки Византийской цивилизации.
2. Догматические основы христианского вероучения.
3. Основные принципы Византийской культуры.
4. Хронологические рамки основных этапов развития Западноевропейского Средневековья.
5. Причины разделения христианской веры на католиков и православных. Их центры.
6. Художественные стили. Основные памятники художественной культуры.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 669;