ТЕМА 5. ХРИСТИАНСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В результате изучения темы студент должен знать:
· хронологические рамки цивилизаций Средневековья - Византийской Цивилизации и Западноевропейского Средневековья: особенно в развитии Византийской Цивилизации;
· причины гибели Византийской цивилизации;
· Московская Русь - преемница Византии;
· особенности цивилизации Средневекового Запада;
· формирование европейского художественного стиля;
· эпоха Готики;
· человек в системе ценностей средневековой цивилизации;
· итоги развития средневековой цивилизации.
Тема 5.1. Византийская цивилизация
В истории европейской, да и всей мировой цивилизации Византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя (324-1453), впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры.
Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы. Собственно византийское искусство начинается примерно с VII в., однако античная традиция в Византии никогда не прерывалась, а наиболее прочно был связан с традициями прошлого Константинополь ("Второй Рим") (Москва – Третий Рим).
Византия как наследница античной цивилизации. Византийская государственность. Синтез античного наследия и восточно-христианской картины мира. Этнический состав населения. Константинополь столица Византии.
Новый смысл истории. Коренные перемены произошли в сфере социально-экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития - становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII-ХII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII-IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х-XII вв.).
VII-IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Восточная ветвь христианства. Формулировка догматов христианства. Вселенские соборы. Никео-Константинопольский Символ Веры.
Творения Отцов Церкви. Иконоборчество. Значительные перемены происходили в VII-IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи. В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры. К этому времени окончательно кристаллизуется христианская догматика. На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение,
Христологические и Тринитанские споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества. Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе.
Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в ХРИСТЕ две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.
Идейная борьба в византийском обществе VII-IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизации христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамасский (около 675 до 753) - одни из крупнейших византийских богословов в своем труде "Источник знания" поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.
Переосмысление художественного наследия античности и создание спиритуалистического языка изобразительного искусства. Мозаики Равенны. Крестово-купольный храм переход как образ мироздания, Храм Святой Софии в Константинополе.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. Храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Недаром он всегда оставался главной святыней Византии.
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью; теплотой и свежестью.
В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О фермах", "О церемониях византийского двора" - обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства.
В XI-XII вв. в византийской культуре наблюдается известный подъем. Начинает изменяться отношение к античному наследию; античные Традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности,
Турецкое завоевание Балкан. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств – Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок - османов в Европе.
Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят. Гибель Византийской империи. Московская Русь - преемница Византии.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1248;