Цивилизация ареала Эгейского моря
Географические особенности государств региона Эгейского моря.
Около 5 тысяч лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров крито-микенской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока ее не вытеснили в 12 веке до нашей эры, пришедшие с севера, греки. Поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники оставила нам эта культура.
Когда англичанин Артур Эванс со своими помощниками начал в 1900 году раскопки на острове Крит, его ожидали здесь интереснейшие находки. Они подтвердили достоверность историй, рассказанных в древних мифах и в поэмах древнегреческого певца Гомера. В них прославлялись великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса.
Капитолийская волчица, ок. 500—480 до н. э.
Этрусское зеркало
Архаика
Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Крито-микенская культура. Открытия Артура Эванса.
На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими прическами выглядят весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы.
В XV веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена-дорийцы.
На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней.
Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах- циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако, по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством, искусство ахейцев выглядит по-другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.
Истоки Минойской цивилизации. "Дворцовые цивилизации" Крита. Город Кносс, Кносский дворец. Минойская культура. Мифологические и исторические корни минойской культуры. Крито-микенский период в искусстве (III-II тысячелетие до н.э.).
Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная минойской. Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кносский дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства, напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавлял человека, а выступал соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства - человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.
Элладская культура. Ахейцы, военизированный характер культуры ахейцев. Города материковой Греции - Микены и Тиринф. "Золотая маска Агамемнона".
Троянская культура на территории Малой Азии. Троянская война - мифология и история.
Римляне завоевывали этрусские города (в 396 г. Рим захватил Вейи), это было весьма трагично для этрусков. Однако и в годы потрясений этруски продолжали активную деятельность, с ними считались даже особенно агрессивные в ту эпоху римляне. Этрусское искусство тогда не только не погибло, но и обогатилось новыми образами и формами, хотя и потеряло свою былую интенсивность. III-I века до н.э. характеризуются как эллинистические. В завоеванных римлянами этрусских городах жизнь несколько стабилизировалась, оживились искусства и ремесла. Это был последний период расцвета. В художественной продукции все более заметным становилось воздействие не только эллинистических образцов, но и римских, все менее проявлялось присущее этрускам своеобразие, и к концу I века до н.э. их творческие способности, которыми римляне всегда живо интересовались, постепенно иссякли.
Значение Эгейской цивилизации. Значение, в частности, этрусского искусства, помимо собственной самобытной ценности, прежде всего в том, что его художественные формы легли в основу римского искусства. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своем зодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками. Например, этрусская скульптура оказала на римлян не менее сильное влияние, чем архитектура. Уже в первые годы республики римский памятник - Капитолийская волчица исполнялся этрусским мастером. В формировании римского скульптурного портрета нельзя недооценивать, наряду с греческими, традиций этрусских мастеров, особенно в бронзовом литье. Конкретность художественного мышления этрусков, их любовь к точности и деталям оказались созвучными римской манере восприятия действительности, преимущественно в жанре портрета.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 795;