СТАНОВЛЕНИЕ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В результате изучения темы студент должен знать:

· понятие - «Цивилизация»;

· основные признаки для определения типа цивилизации;

· основные теории цивилизаций, их авторов;

· фазы развития цивилизаций;

· Организация Объединенных Наций о типах цивилизаций в современном мире.

 

Понятие «цивилизация» впервые употребил французский экономист Виктор Рикети Мирабо (1715-1789) в трактате «Друг законов» в 1757 году. В 1767 году его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон (1723-1816). Тогда этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья.

В эпоху Просвещения в энциклопедиях понятие цивилизация ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Цивилизация стала неким идеалом. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Термин «цивилизация» относился к целым народам и странам в их развитом состоянии, а «культура» - к форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации. Смысл слова «цивилизация» постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.

Представление о совершенствовании человечества в процессе линейного исторического развития легло в основу стадиальной концепции цивилизации. Она начала формироваться в эпоху Просвещения в XVIII в. и основывалась на представлении, что человечество развивается от простого к сложному, он низшего к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе прогресса. Как писал А. Фергюсон, человеческий род растет от грубости к цивилизации. Прогресс человечества представлялся как прогресс человеческого разума. Наиболее выразительно представлял просветительскую концепцию линейного прогресса французский философ Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) в своем сочинении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». По мнению Кондорсе, человечество прошло уже восемь ступеней прогресса, находится на девятой и в будущем вступит в десятую. Тогда смягчится неравенство, расширятся условия для развития личности, образуется республика, в которой будут руководить ученые.

Сторонники теории локальных цивилизаций – немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в сочинении «Идеи к философии истории человечества» отразил генетический подход к истории. Он утверждал, что формирование человеческого в человеке основано на традициях своего народа, своих предков. Через родителей и учителей усваиваются и передаются верования, идеалы и нравственные нормы. Эта совокупность духовных ценностей, душа народа, отражает многообразие культур различных народов. Он писал, что духом китайской культуры является развитие утонченной учтивости и морали, индуистского терпения, небесной чистоты и святости. У финикийцев преобладал дух мореплавания и торговли, у римлян – дух патриотизма и героической доблести. Гердер полагал, что многообразие культур не отрицает единство мировой истории, древо которой взращивается согласно Божественному плану, Божественному предопределению.

Идею цивилизации как общей судьбы человечества разделял и великий французский историк Франсуа Гизо (1787-1874). Он утверждал, что историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Он не сомневался в том, что цивилизации необходимо изучать и анализировать и, прежде всего, это касалось развития общественной жизни, разнообразия социально-политических систем. Гизо выделял в цивилизации две составляющие: интеллектуальный и социальный уровень развития. По его мнению, только прогресс и развитие цивилизации дают человеку истинную свободу.

СТАНОВЛЕНИЕ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

(ПРЕДЫСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)

В результате изучения темы студент должен знать:

· периодизацию основных этапов становления и развития доклассового общества;

· понятие - «традиционная культура», ее роль в изучении первобытной цивилизации;

· понятия - Фетишизм, Синкретизм, Мифы, Магия.

 

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет. Определить его нижнюю грань точно нелегко. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетие н.э.

 

Наскальный рисунок

 

 

Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций. До XX века сохранили первобытные традиции каменного века аборигены Австралии, бушмены Африки и некоторые индейские племена в джунглях Амазонки. Многочисленные исследования, проведенные этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества (каменный век) включает: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит разделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний).

В первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм (лат. «душа») – одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир, свои состояния и настроения на природу. Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые, - все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности. На основании такого отношения вырабатываются целые комплексы ритуалов и других специальных действий, которые кажутся необходимыми.

Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм (фр. «амулет, идол, талисман»), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения древнего человека выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева и пр.). От фетиша до идола (греч. «образ, подобие, изображение») всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую либо внешность.

Синкретизм (греч. «соединение, объединение»), нерасчлененность. В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии. Можно выделить, по крайней мере, четыре таких критерия: утилитарный (полезное или вредное), религиозный (священное или нет), нравственный (доброе или злое) и эстетический (прекрасное или безобразное). Оценка явлений со знаком «плюс» или «минус» по любому основанию влекла за собой такую же положительную или отрицательную оценку его во всех других отношениях.

Мифы. Первые мифы были тотемистическими. В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях – существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры.

Магия. Один из видов магии – так называемая – словесная, или вербальная магия. Если магия действия проявляется в обрядах, то словесная магия – в заклинаниях, заговорах и т.п. Она тоже подразделяется на магию сопровождающую, содействующую, когда цель заклинания состоит в обеспечении успеха здравых действий, и магию заменяющую, самодействующую, когда считается, что одних лишь заклинаний, заговоров достаточно, чтобы добиться желаемого результата.

Следует отметить, что первобытная культура отражает длительный и трудный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Обозначьте хронологические рамки основных этапов развития первобытной культуры.

2. Назовите основные особенности религиозных верований первобытной культуры.

3. Назовите основные формы проявления культуры первобытного общества.

 








Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1168;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.