ТЕМА 8. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
XX – НАЧАЛА XXI ВВ
В результате изучения темы студент должен знать:
· характерные особенности европейской цивилизации Новейшего времени;
· причины кризиса научно-рационального мировоззрения в конце XIX - XX веке;
· художественные стили в искусстве;
· основные памятники европейской художественной культуры;
· понятия элитарная и массовая культура.
При характеристике цивилизационных процессов следует обратить внимание на "демократизацию" художественной культуры, развитие науки и техники и их влияние на цивилизационные процессы XX - XXI веков.
Налицо ускорение научно-технического развития. Сближение научного и технического процессов. Современная экономика носит инновационный характер. Это означает, что материальные и производственные факторы производства перестают быть основным производителем ценностей, так как устаревают каждые 3-4 года. Орудия труда, машины, станки, производственные линии, различного рода техника меняется буквально на глазах.
Главным фактором обновления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Развитие личностных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала. Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем, он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: больше.
Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса (это видно на примере США) кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, выявившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития.
Основные тенденции развития духовной культуры конца XX века. Научные открытия и революция рубежа XIX-XX вв. и кризис научно-рационального мировоззрения.
В XX в. полностью обнажились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах Средневековья. Культура этой цивилизации XX века сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы, и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития . В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.
Характерные особенности художественных течений XX века: Модерн, Декаданс, а также проявление элитарной и массовой культур. (Дать характеристику художественным стилям).
Культура XX века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породило новый тип цивилизации - индустриальное общество, привело к действительному господству безличных экономических, технологических и политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным "Я" подлинной культуры. Способ организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в.
Понятия элитарная и массовая культуры. Стирание грани между искусством и жизнью, творцом и зрителем в искусстве XX - начале XXI века.
Информационная культура - это культура формирующегося постиндустриального общества. Она существенно отличается от культуры любой из предшествующих эпох. В основу ее легли массовое производство, бурное развитие науки и техники.
Постиндустриальная цивилизация, ее характерные черты в начале XXI века.
Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечеству уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий - угроза термоядерной войны между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем. Это связано во многом с теми изменениями, которые происходят в России.
Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте основные особенности европейской цивилизации Новейшего времени.
2. Назовите главные события истории Европы Новейшего времени и их влияние на цивилизационный процесс в мире.
3. Назовите основные памятники европейской художественной культуры. Художественные стили в искусстве.
4. Охарактеризуйте особенности постиндустриальной цивилизации в западноевропейских государствах.
5. Содержание понятий: элитарная и массовая культуры.
ТЕМА 9. РОССИЯ В МИРОВОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
В результате изучения темы студент должен знать:
· Киевская Русь – составная часть европейской цивилизации. Принятие христианства как переломный момент в цивилизационном процессе восточных славян. Культура Киевской Руси;
· феодальная раздробленность Руси и ее влияние на цивилизационные процессы. Татаро-монгольское иго на Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Создание централизованного государства. Символы Московского царства;
· цивилизационные процессы в России в эпоху Просвещения. Радикализм реформ Петра I. Политика просвещенного абсолютизма в период правления Екатерины II;
· цивилизационные процессы в России в XIX – ХХ веках. Реформы Александра I, Александра II. Художественные стили в искусстве;
· царствование Николая II. Общественная жизнь и революционные процессы. Поиски новых форм в художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков;
· революционные события 1917 года и их влияние на цивилизационный процесс. Создание новой советской ментальности в отечественной культуре, классовости культуры и искусства. Художественный стиль в искусстве – «Социалистический реализм»;
· попытка реформирования советского общества в 50-е-70-е годы. Причины их неудач.
· перестройка 1980-х годов и ее последствия. Постсоветское общество 90-х годов ХХ века – начала ХХI века. Принятие новой Российской Конституции. Особенности в развитии культуры в России в современных условиях.
Тема 9.1. Цивилизационные процессы средневековой Руси
При характеристике цивилизационных процессов, необходимо отметить, что Киевская Русь – составная часть европейской цивилизации. Языческая религия древних славян. Принятие христианства способствовало взаимодействию Руси с Византией и странами восточно-христианского мира, Западной Европой.
Следует подчеркнуть, что принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полной мере религиозному подчинению ей Руси, хотя епископы, а затем митрополиты, как правило; до ХIII в. были греками. Однако древнерусское государство с первых дней введения христианства начало специально готовить священников при открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения.
Крещение Руси было важным этапом в развитии культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания – как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности.
О высоком уровне культуры киевской Руси свидетельствуют художественные ансамбли Софии Киевской и Софии Новгородской. Шло активное развитие локальных культур удельных княжеств в период феодальной раздробленности.
Распад Руси на 14 княжеств (ХI век) не привел, однако, к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, русской земли. «О, Русская земля, ты уже за холмом» - возглашал автор «Слово о полку Игореве».
Основные центры культуры средневековой Руси: Новгород, Псков, Москва. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева (назвать их произведения).
Конец золотоордынского ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. В конце ХIV века Московское государство настолько окрепло, что великий князь Димитрий Донской решился открыто выступить против Орды. Перед этим он съездил в монастырь к известному всей Руси святому Сергею и получил его благословение. Битва с войсками хана Мамая произошла в 1380 году на Куликовом поле, недалеко от реки Дон. Димитрию Донскому удалось разбить войска Мамая. Хотя и после этой победы русские в течение ста лет продолжали платить дань татарам, значение Куликовской битвы было огромным: всей Руси стало ясно, что Москва и московские князья защищают всю Русскую землю, а также и то, что татары могут быть побеждены.
В 1480 году, т.е. ровно через сто лет после Куликовской битвы, Иван III отказался платить дань татарам. Вскоре после этого Золотая Орда распалась, и татарское иго на Руси окончилось.
В период Московской Руси были созданы символы Московского царства. Общерусская канонизация, создание единого летописного свода, объединение художественных традиции. Идея преемственности от Византии. Религиозно- государственная концепция «Москва – Третий Рим». Икона «Благословенно воинство небесного царя». Шатровый храм как символ триумфа русской государственности. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного. Идеи «Церкви Торжествующей» в иконописи. Святые Древней Руси.
От Московского княжества к царской власти. Правление Ивана IV Грозного. Внук Ивана III (государь всей Руси) Иван IV (Грозный) принял новый титул «Царь и великий Князь Всея Руси». Первый период правления Ивана IV был одной из светлых страниц русской истории. В то время молодой царь был под влиянием культурных и гуманных сотрудников. С их помощью был проведен ряд реформ: местное самоуправление, участие представителей населения в суде и т.д. Другим важным событием этого периода было введение книгопечатания в Москве и начало торговли с Англией.
Смутное время в России. Причины и сущность. Явление самозванства. Выбор пути цивилизационного развития после Смуты. Избрание на российский престол из рода Романовых. Усиление абсолютизма. Соборное уложение 1649 года. Закрепление крепостного права в России.
Начало секуляризации культуры в XVII веке. Западноевропейские влияния. Реформы патриарха Никона и раскол Русской Православной Церкви. Протопоп Аввакум и старообрядцы. «Житие протопопа Аввакума». «Московское барокко». Начало дифференциации культур. Принципы «живоподобия» в иконописи Оружейной палаты.
Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т.д.
Итоги цивилизационного развития средневековой Руси.
Тема 9.2. Цивилизационные процессы в русской культуре Нового времени
Цивилизационные процессы в русской культуре эпохи Просвещения наиболее ярко проявились в радикализме реформ Петра I. Европоцентризм как основное направление развития русской культуры ХIX века. Создание промышленности, реформы армии и флота, церковная реформа. Секуляризация культуры. Смена ценностных ориентации в градостроительстве, художественной культуре. Создание Академии Наук. Новые направления развития изобразительного искусства.
Судьба Петровских реформ во второй четверти XIX века. Развитие художественной культуры европейского типа: барокко в России.
Царствование Екатерины II: военно-политические успехи России. «Эпоха Просвещения» в русской культуре второй половины XVIII века. Русский классицизм: теория и практика. Создание Академии Художеств.
Реформы начала царствования Александра I. Отечественная война 1812 года, ее последствия и влияние на рост национального самосознания. Русский ампир. Формирование главных художественных ансамблей столицы. Сентиментализм и романтизм. «Золотой век» русской литературы в первой трети XIX века. (Дать характеристику художественным стилям.)
«Безвременье» эпохи царствования Николая I. Концепция «Православие, самодержавие, народность». Пути развития России. Западники и славянофилы. Исторические стили в архитектуре. «Русско-византийский» стиль и другие.
Реформы императора Александра II и либерализация общественной жизни. Пореформенная Россия. Развитие промышленности. Формирование человека буржуазной культуры. Процессы демократизации, их воплощение в художественной культуре. Эклектика. Критический реализм. Товарищество передвижных художественных выставок, его роль в русском искусстве. Убийство Александра II и его последствия для цивилизационного процесса.
Царствование Николая II. Общественная жизнь и революционные процессы. Поиски новых форм в художественной культуре конца ХIХ-ХХ в. «Серебряный век» русской поэзии. Первая мировая война и ее влияние на цивилизационные процессы в России. Революционное события в начале ХХ века. Революции 1905-1907 гг, Февральская и Октябрьская в 1917 году, их влияние на цивилизационные процессы в России.
Тема 9.3. Отечественная культура ХХ-ХХI веков
Выбор пути развития России после падения самодержавия в 1917 году. Феномен большевиков. Строительство государственного социализма. Зарождение и развитие Российского парламентаризма (I и II Государственные Думы). Создание новой советской ментальности. Определяющая роль большевистской партии в формировании художественного процесса. Художественный стиль «Социалистический реализм ».
Советское общество 1920-х - начала 1930-х годов. Формирование системы жесткого администрирования, единой общественной идеологии в рамках художественного процесса.
Попытка создания единой вненациональной общности «советский народ». Культура тоталитарного общества 1930-х годов. «Большой стиль». Новые символы советской империи: ВДНХ, реконструкция Москвы, проект дворца Советов и другие.
Великая Отечественная война и ее влияние на цивилизационные процессы. Обращение к историческим традициям, подъем национального самосознания (Показать произведения искусства того времени).
Советское общество послевоенного десятилетия. Общественный подъем 1960-х годов. «Оттепель». Относительная демократизация культуры. (Назвать авторов и показать их произведения времени «Оттепель»). Настойчивые явления в жизни и культуре советского общества 1970-х годов - первой половины 1980-х годов. Перестройка. Реформационные процессы в экономической, социально-политической жизни в Российском обществе.
Распад СССР. Причины и последствия. Принятие Конституции РФ. Цивилизационные процессы в России в конце ХХ - начале ХХI века. Особенности в развитии культуры в современных условиях.
Контрольные вопросы:
1. Причины принятия христианства на Руси.
2. Феодальная раздробленность Руси и ее влияние на цивилизационный процесс.
3. Причины кризиса культуры на Руси в XIII веке.
4. Назовите основные центры культуры на Руси.
5. Что означает религиозно-государственная концепция «Москва - Третий Рим»?
6. Радикализм реформ Петра I и их последствия.
7. Содержание политики просвещенного абсолютизма в правлении Екатерины II.
8. Причины неудач реформирования российского общества Александром I, Александром II, и Александром III. Падение самодержавия в 1917 году.
9. Какое влияние оказали революционные события начала ХХ века на цивилизационный процесс в России.
10. Причины создания новой советской ментальности в отечественной культуре.
11. Каковы были взаимоотношения между государством и церковью в годы советской власти.
12. Причины неудач попыток реформирования советского общества после Великой Отечественной войны.
13. Перестройка 1980-х годов, ее последствия. Образование Российской государственности.
14. Характерные черты художественного стиля «Социалистический реализм».
15. Особенности в развитии культуры в России в современных условиях.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Впервые теория культурно-исторических типов локальных цивилизаций была обоснована в работах:
а) Г. Спенсера
б) О. Канта
в) Н. Данилевского
г) Н. Гумилева
2. Власть фараона (царя Египта) можно охарактеризовать как:
а) власть олигархии
б) деспотии
в) жреческой прослойки
3. Месопотамская цивилизация самая древняя в мире. В Шумере – человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху древности:
а) в V веке до н.э.
б) в конце IV тыс. до н.э.
в) в III веке до н.э.
4. Как жители Восточной Римской империи называли свое государство:
а) Византия
б) Восточная Римская империя
в) Христианская империя
г) Ромейская империя
5. Основателем Византийской империи считается император:
а) Константин
б) Юстиниан
в) Лев III Исавр
д) Василий I
6. Изобретение бумаги является достижением:
а) Египетской цивилизации
б) Вавилонской цивилизации
г) Китайской цивилизации
7. К какому типу относятся городские цивилизации Восточного Средиземноморья:
а) открытому (типа Месопотамии)
б) закрытому (типа Древнеегипетской)
в) цивилизация смешанного типа
8. Индийский поход А. Македонского состоялся:
а) в 411-406 г.г. до н.э.
б) в 382-380 г.г. до н.э
г) в 327-323 г.г. до н.э
д) в 303-301 г.г. до н.э
9. Эллинистический период в истории Древнегреческой цивилизации:
а) IV-I вв. до н.э
б) VI-V вв. до н.э
в) I в. до н.э.
10. Центры Древнегреческой цивилизации:
а) Афины
б) Сидон
в) Спарта
11.Хронологические рамки Древнеримской цивилизации:
а) Х-I вв. до н.э
б) V в. до н.э
в) VIII в. до н.э. – V в. н.э.
12. Раздел Римской империи на Западную и Восточную произошел при императоре:
а) Константине
б) Феодосии
в) Марке Аврелии
13. Древнегреческая цивилизация. Кому принадлежат слова: «Человек - мера всех вещей»:
а) Архимеду
б) Протагору
в) Платону
г) Софоклу
14. Древнеримская цивилизация. Основой социально-экономической эгейской общины был(а):
а) род
б) курия
в) семья
г) сообщество рабов
15. Родилась Византийская империя:
а) 395 году
б) 324 году
в) 410 году
16. В каком году произошел раскол единой христианской церкви на католическую и православную (схизма):
а) 1193 году
б) 1054 году
в) 1278 году
17. Назовите направление византийского изобразительного искусства, которое внесло наибольший вклад в мировую культуру:
а) живопись
б) гравюра; скульптура
в) иконопись; фрески
18. Священная книга мусульман:
а) Тора
б) Коран
в) Авеста
19. Автор социальной утопии «Город Солнца»:
а) Б. Паскаль
б) Т. Кампанелла
в) Т. Мор
20. Какая новая социальная группа окончательно сформировалась, играя значительную роль в эпоху индустриальной цивилизации:
а) дворянство
б) буржуазия
в) пролетариат
21. Первая мировая война (кризис цивилизационного процесса), длилась:
а) с 1913 по 1917 гг.
б) с 1914 по 1918 гг.
в) с 1913 по 1916 гг.
22. К какому времени относится распад мировой колониальной системы:
а) 50-е годы ХХ в.
б) 60-е годы ХХ в.
в) 70-е годы ХХ в.
23. Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН:
а) в 1945 г.
б) в 1948 г.
в) в 1955 г.
г) в 1961 г.
24. Художественный стиль – Александровский классицизм XIX в. Автор – «Горного института»:
а) А. Захаров
б) А. Воронихин
в) К. Росси
25. Принятие Конституции РФ:
а) 1985 г.
б) 1991 г.
в) 1993 г.
26. Укажите дату распада СССР:
а) 1985 г.
б) 1989 г.
в) 1991 г.
г) 1993 г.
27. Генетический подход к истории цивилизационного развития человечества отражен в трудах:
а) Ф. Гиза
б) Г. Гегеля
в) И. Гердера
г) Д. Дидро
28. Египетская цивилизация относится к типу цивилизаций:
а) морских
б) континентальных
в) речных
29. Первым в истории Месопотамии крупным городом был:
а) Урук
б) Киш
в) Вавилон
30. Укажите хронологические рамки Западноевропейского Средневековья:
а) IX-X вв.
б) XVIII-XII вв.
в) VI-VIII вв.
г) V-XV вв.
31. Великая хартия вольностей была принята в Англии:
а) 1054 г.
б) 1108 г.
в) 1215 г.
г) 1407 г.
32. Назовите западноевропейскую страну, где ранее других был создан парламент:
а) Испания
б) Франция
в) Англия
г) Германия
33. Хронологические рамки Постиндустриальной цивилизации:
а) с 50-х гг. ХХ в. по настоящее время
б) с 60-х гг. ХХ в. по настоящее время
в) с 70-х гг. ХХ в. по настоящее время
34. Кем было впервые введено понятие исторического процесса «Средневековье»:
а) Горном
б) Ж. Руссо
в) Геродотом
35. Древнегреческая цивилизация по своему типу относится:
а) к речным цивилизациям
б) морским цивилизациям
в) городским цивилизациям
36. Классический период в истории Древнегреческой цивилизации приходится на:
а) V-VI в до н.э.
б) III-II в до н.э.
в) II-I в до н.э.
37. Какая из названных тенденций общественного развития характерна для Постиндустриальной цивилизации:
а) развитие транспортных корпораций
б) интернализация экономики
в) усиление биполярности мира
38. Древнеримская цивилизация по своему типу относится:
а) морским цивилизациям
б) городским цивилизациям
в) к речным цивилизациям
39. Какое изменение в социальной структуре общества ученые прогнозируют как следствие развития Постиндустриальной цивилизации:
а) размывание четких границ социальной структуры общества
б) отмирание государства
в) размывание наций
40. Какой город был столицей Византийской империи – Византийской цивилизации:
а) Александрия
б) Никея
в) Константинополь
41. К существующим ныне мировым экономическим лидерам центрами мирового хозяйства в настоящее время относятся:
а) Китай
б) Западная Европа
в) США
г) Япония
42. Назовите направление византийского изобразительного искусства, которое внесло наибольший вклад в мировую культуру:
а) живопись
б) гравюра; скульптура
в) иконопись; фрески
43. Религиозным центром мусульман во времена средневековья стал город:
а) Дамаск
б) Мекка
в) Медина
44. Историческое событие, открывшее эпоху Прединдустриальной цивилизации:
а) Нидерландская революция
б) Английская революция
в) Великие географические открытия
45. Родиной реформации была:
а) Франция
б) Германия
в) Англия
г) Испания
46. Маастрихтский договор, который стал решающим шагом в превращении Западной Европы в единый валютный, экономический и политический союз, был подписан 12 странами ЕЭС:
а) 1976 г.
б) 1987 г.
в) 1993 г.
г) 1999 г.
47. Мыслители эпохи Возрождения:
а) Ж. Руссо
б) Д.Дидро
в) Ш. Монтескье
г) Д. Локк
48.В ходе Реформации возникло третье направление христианства:
а) Новое христианство
б) Протестантизм
в) Языческое христианство
г) Кальвинизм
49. Третий духовный переворот в странах Западной Европы произошел:
а) в XVII в.
б) в XVIII в.
в) в XIX в.
г) в XX в.
50. В изобразительном искусстве художники эпохи Возрождения пытаются воскресить классические образы Античности. Назовите автора росписи Ватиканского Дворца:
а) Рафаэль
б) Джотта
в) Микеланджело
г) Боккаччо
51. Художественный стиль – Петровское барокко XVIII в. автор – «Летнего дворца Петра I»:
а) Ж. Леблон
б) А. Шлютер
в) Г. Шедель
52. Современные ученые к причинам кризисных явлений, характерных сегодня для развития Постиндустриальной цивилизации относят:
а) угрозу социальных конфликтов глобального характера
б) угрозу демографического кризиса
в) угрозу ресурсного истощения планеты и экологических катастроф
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы понятие цивилизация стало одним из важных в системе социально-гуманитарных наук. Одной из причин этого является то обстоятельство, что многие исследователи в сфере гуманитарных наук смогли ознакомиться с работами западных основоположников теории цивилизации (А. Тойнби, О. Шпеглера, В. Вебера и других), а также отечественных специалистов в этой области – Н. Данилевского, Н. Гумилева, и других.
Актуальной стала проблема соотношения цивилизации и культуры в социально-научном и гуманитарном познании цивилизационных процессов в мире.
При изучении дисциплины «История мировых цивилизаций» необходимо обратить особое внимание на знание основных критериев для определения типов цивилизаций. Руководствуясь этими критериями, можно наиболее подробно рассмотреть типологии цивилизационных процессов, их характерные особенности: цивилизации Древнего мира, цивилизации Античного типа, цивилизации Средневековья, цивилизационные процессы в Европе Нового и Новейшего времени, а также определение места России в мировом сообществе цивилизаций.
Изучение истории мировых цивилизаций позволяет сделать вывод о том, что культура играет все возрастающую роль в развитии цивилизационных процессов. Цивилизация есть специфическая история народов. Знание этой истории способствует осознанию современного уровня цивилизационного развития в мире и помогает определить перспективы глобальной цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Волков А.В. Великие цивилизации. - М.: «АСТ», 2008. – 48 с. (серия «Великие и знаменитые»)
2. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2008. – 717 с.
3. Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
4. Древние цивилизации. Под ред. В.П. Будановой. - М.: «ЭКСМО», 2005. – 496 с.
5. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. – М.: «Аспект-Пресс», 1999.
6. История древних цивилизаций / Сост. Ю. Липс. - СПб: «Полигон», 1998. - 475 с.: ил. - (Библиотека всеобщей истории)
7. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 411 с.
8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. – Брянск: ООО «Курсив», 1996.
9. Уэллс Г. Всеобщая история мировой цивилизации. М.: «ЭКСМО», 2008. – 928 с.
10. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: «Экономика», 2003. – 411 с.
Дополнительная
11. Бабушкин С.А. Теория цивилизации / Курск. гос. пед. у-т. - Курск, 1997. – 253 с.
12. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: «Мысль», 1987.
13. Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М.: «Наука», 1986.
14. Боннар А. Греческая цивилизация (любое издание). Т. I-III.
15. Вебер М. Избр. произв. - М.: «Прогресс», 1990.
16. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Т. I-III - М.: «Эксмо-Пресс», 2000.
17. Гимбутас М. Славяне: Сыны Перуна. - М.: «Центрполиграф», 2007.
18. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. - М.: «Б.С.Г.-Пресс», 2005.
19. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. - М.: «АСТ», 2005.
20. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: «Искусство», 1981. – 359 с.
21. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: «Искусство», 1984. – 350 с.
22. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: «Наука», 1989. – 368 с.
23. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: «Искусство», 1990. – 395 с.
24. Жак К. Египет великих фараонов. - М.: «Наука», 1992.
25. История Востока: в 6 т. Т.1.: Восток в древности. - М.: «Высшая школа», 1998.
26. История России. (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/ Под ред. Радугина А.А. - М.: «Центр», 2002.
27. Керам М. Боги, гробницы, ученые (любое издание).
28. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и современность. - М., 1986.
29. Кулешов С.В. Россия в системе мировой цивилизации: Учебное пособие/ Под ред. О.В. Волобуева. – М.: «Маркетинг», 2005.
30. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2005. - 560 с.
31. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. – СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.
32. Массон В.М. Первые цивилизации. – Ленинград: «Наука», 1989.
33. Матье М. Древнеегипетские мифы. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – 176 с.
34. Матье М. Искусство Древнего Египта. – М.: «Искусство», 1961. – 592 с.
35. Межуев В.М. Проблема культуры и цивилизации в философско-историческом учении Канта. - Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. - М., 1988.
36. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М.: «Форум», 2009. – 271 с.
37. Окладников А.П. Утро искусства. - Л., 1967.
38. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М.: «Наука», 1990. – 317 с.
39. Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации/ Под ред. А.О. Бороноева. - СПб: Европейский дом, 2002.
40. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: «ЭКСМО», 2003. – 543 с.
41. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями / Под ред. С.П. Капицы. Пер. с англ. Т.П. Вечериной. - М.: «Логос», 2002. - 192 с.
42. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Издательство политической литературы, 1988. - 336 с.
43. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. – СПб.: Журнал «Нева»; Летний Сад, 2002. - 416 с.
44. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: Ин-т философии РАН, 1994.
45. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Минск: «БелЭн», 2005. – 335 с.
46. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. – М.: «Слово», 2002.
47. Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие для вузов. - М.: «Фаир-Пресс», 2003.
48. Цивилизация и общественное развитие человека. - М., 1989.
49. Цивилизация: теория, история и современность. - М., 1989.
50. Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура. - М.: «Центрполиграф», 2005.
51. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций - М.: «Экономика», 2003. – 411 с.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 2361;