Цивилизационные процессы средневековой Руси
Истоки культуры славян. Язычество древних славян, его влияние на дальнейшее развитие Руси.
Принятие христианства как переломный момент цивилизации славян. Взаимодействие Руси со скандинавскими народами, Византией и странами восточно-христианского мира, Западной Европой. Начало христианской культуры на Руси: письменность, художественная культура. Принятие системы восточно-христианского канона.
Культура домонгольской Руси. Киевская Русь как единое мощное государство, обладающее большим международным авторитетом. Культура Киевской Руси. Художественные ансамбли Софии киевской и Софии Новгородской.
Начало феодального дробления Руси и его последствия для культуры. Развитие локальных культур удельных княжеств. Культура Владимиро-Суздальской Руси и Новгорода.
Варяги. Николай Рерих, 1901
Виктор Васнецов «Крещение князя Владимира».
Новое время
Первая страница книги Коперника
«Об обращениях небесных сфер»
Начало татаро-монгольского ига. Кризис культуры в XIII веке. Постепенное неравномерное возрождение культурных традиций в XIV веке. Формирование локальных художественных школ. Основные центры культуры средневековой Руси периода феодальной раздробленности: Новгород, Псков, Москва. Идеи исихазма в работах Феофана Грека. Воплощение национального идеала святости в иконописи и фресках Андрея Рублева. Конец золотоордынского ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Художественный ансамбль Московского царства как символ новой государственности.
Культура Московской Руси. Символы Московского царства. Общерусская канонизация, создание единого летописного свода, объединение художественных традиций. Идея преемственности от Византии. Религиозно-государственная концепция «Москва – третий Рим». Икона «Благословенно воинство небесного царя». Шатровый храм как символ триумфа русской государственности. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного. Идеи «Церкви Торжествующей» в иконописи и фресках Дионисия.
Начало секуляризации культуры в XVII веке. Западноевропейские влияния. Реформы патриарха Никона и раскол Русской Православной Церкви. Протопоп Аввакум и старообрядцы. «Житие протопопа Аввакума». «Московское барокко». Начало дифференциации культур. Принципы «живоподобия» в иконописи Оружейной палаты.
Святые Древней Руси. Роль Церкви в формировании и развитии русской средневековой культуры.
Итоги развития цивилизации Древней Руси.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 521;