Задержка психического развития при детских церебральных параличах
При органическом поражении различной этиологии корковых, подкорковых структур головного мозга во время беременности или родов могут рождаться дети с различными по характеру и интенсивности двигательными нарушениями. Расстройства двигательных функций отражают характер и локализацию мозгового поражения и выражаются в параличах и парезах спастического или атонического характера либо в виде гиперкинезов. Часть детей в силу тяжести мозгового поражения страдает олигофренией, другие развиваются с задержкой психического развития, поддающейся существенной коррекции под влиянием своевременно проводимых лечебно-коррекционных мероприятий (Семенова К. А., Кириченко Е. И., Мастюкова Е. М.).
Многим детям независимо от формы церебрального паралича свойственны некоторые общие черты. Так, например, двигательные нарушения наряду с расстройством тактильного и мышечно-суставного чувства приводят к нарушению возможности правильно ощупывать предметы, получая информацию об их форме, величине и других характеристиках. Примерно половина детей имеет те или иные нарушения функций зрения: нистагм, расстройства конвергенции глазных яблок, нарушения прослеживания за движением предмета, патологию зрительного нерва и пр. Около 50% детей имеет снижение остроты слуха.
У всех детей наблюдаются такие явления психоорганического синдрома, как церебрастенический синдром, нарушения функций произвольного внимания, памяти, эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций, снижение мотивационной сферы.
У всех детей выступают черты дисгармоничного развития интеллекта — утрата одних функций, задержка развития других и сохранность третьих. Обычно патология кинестетических и двигательных функций порождает нарушение пространственных представлений. Ситуация усугубляется нарушением зрительно-моторной координации и патологией слуха, поэтому представления о предметах и пространстве с самого начала формируются искаженно. Медленно и недостаточно накапливается запас сведений об окружающем мире в силу относительной изоляции ребенка на ранних этапах онтогенеза, а в более позднем возрасте продуктивному контакту с окружающими нередко мешают выраженные разнообразные речевые нарушения.
Нарушение психического развития детей с церебральными параличами в отличие от ранее рассмотренных форм задержек психического развития начинают регистрироваться уже с первых недель после рождения. Часто у них отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы, после 3 месяцев могут оставаться выраженными оральные автоматизмы и синкинезии. Зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2 месяцев. На звуковые раздражители они либо слабо реагируют, либо реакция носит характер защитного поведения. Страдает способность к фиксации взора на движущемся предмете. С отставанием на 1—2 месяца появляется улыбка. С 3 месяцев выявляются нарушения артикуляторного аппарата, голосообразования и дыхания, в связи с чем гуление появляется на несколько месяцев позднее. Лепет может продолжаться до 2—3 лет, он обеднен по звуковому состав и интонационно, легко тормозится любой неприятной для ребенка или незнакомой ситуацией. Первые слова появляются нередко от 2 до 4 лет. Речь часто дизартричная.
При спастической диплегии и гемипаретической форме церебрального паралича 1/3 детей страдает олигофренией, у остальных детей обычно выявляется задержка психического развития главным образом за счет недоразвития анализа пространственных отношений и конструктивного мышления. В силу оптико-пространственных расстройств при обучении детей грамоте у них выявляется дислексия, дисграфия и дискалькулия. Способность к абстрактно-логическому мышлению может развиваться в достаточной степени. Дети нередко впечатлительны, сенситивны, тяжело переживают свой дефект.
При гиперкинетической форме церебрального паралича олигофрения встречается редко. У большинства детей наблюдается гиперкинетическая дизартрия. У части детей снижена острота слуха. Тяжелые нарушения речи и слуха ведут к заметному отставанию в развитии вербального мышления, в то время как наглядно-действенное мышление развивается у них в достаточной степени. Обычно снижен объем кратковременной памяти на слова. Дети наблюдательны, но недостаточно критичны к своему поведению и не всегда способны учитывать тонкие ситуативные момента в межчеловеческих отношениях, проявляя нередко бестактность. У них отмечаются выраженные черты церебрастенического синдрома. Темп мыслительных операций замедлен, отмечаются персеверации, трудность переключения с одного содержания деятельности на другое. Часто они двигательно расторможены, назойливы. В конфликтных ситуациях проявляют яркий эгоцентризм, аффективную неустойчивость. Но среди этой группы встречаются и дети с эйфорическим оттенком настроения.
У детей с церебральными параличами в дошкольном и младшем школьном возрасте часто наблюдаются моносимптомные неврозоподобные состояния (энурез, снохождения, ночные страхи, заикание и пр.), которые не связаны с явными психотравмирующими обстоятельствами и появляются или утяжеляются с ухудшением соматического состояния больных. Кроме того, им свойственны периоды сниженного настроения, достигающие у старших детей характера депрессивных состояний, что связано нередко с неопределенной оценкой своего будущего, с реакцией отчаяния на свой дефект. В такие периоды дети нередко обвиняют родителей в том, что они их такими родили, обнаруживают суицидные мысли и действия. Частым явлением у детей с церебральными параличами бывают навязчивые страхи, связанные с ситуацией передвижения (они боятся ходить без посторонней помощи, боятся оставаться одни, опасаются находиться на высоте) при понимании необоснованности своих опасений и при попытках их преодолеть. Нередко развитие подобной невротической симптоматики утяжеляет выраженность двигательных нарушений, усугубляет проявления церабрастенического синдрома и задержки развития, что резко отражается на школьной успеваемости.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1012;