Задержка психического развития с невропатическим синдромом
Легкая органическая инвалидизация мозга на ранних этапах развитая ребенка может приводить к задержке созревания некоторых психических процессов при возникновении на первом месте в клинической картине явлений, характерных для невропатии («врожденной детской нервности»). В строгом смысле слова, у этих детей речь идет скорее о проявлениях невропатоподобного синдрома на резидуально-органической основе, а не о классической конституциональной нервности.
Темп раннего психомоторного развития у этих детей обычно без существенных отклонений от нормы, но с грудного возраста в поведении детей наблюдается ряд особенностей: они крикливы, капризны, впечатлительны, чрезмерно подвижны. При легких нарушениях режимных моментов в кормлении, прогулках, сне у них легко возникают сомато-вегетативные функциональные нарушения в виде срыгивания и рвоты после еды, отказов от приема пищи, растянутых во времени периодов засыпания, извращений формулы сна, ночного недержания мочи, ночных страхов и т. п. В яслях и детских садах они обнаруживают черты эмоциональной и аффективной неустойчивости, повышенной впечатлительности и обидчивости. В конфликтных ситуациях легко дают разнообразные моносимптомные невротические реакции в виде страха перед посещением детского учреждения, анорексии, нервных тиков и пр. При подготовительных к школе занятиях обнаруживают быструю истощаемость произвольного внимания, самовольно переключаясь при этом на игры, обижаются и раздражаются, если их вынуждают заниматься уроками. При поступлении в школу они плохо адаптируются к режиму занятий. Чрезмерная их суетливость на уроках приводит к пробелам в усвоении и выполнении заданий, к конфликтам с учителями и ребятами, которые заканчиваются реакциями аффективного типа с криком, плачем, драками. Неудачи в учебной деятельности быстро приводят к появлению новых невротических реакций, к страху перед посещением школы, перед устными ответами и перед выполнением самостоятельных и контрольных работ к устойчивой дезадаптации в школе и дома.
При клиническом обследовании со стороны внутренних органов грубой патологии, как правило, не выявляется. В неврологической картине обнаруживаются симптомы дисфункции вегетативной нервной системы: гипергидроз, акроцианоз, яркий разлитой дермографизм, выраженная дыхательная аритмия пульса. На электроэнцефалограммах преобладают диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга. Психопатологическое обследование подтверждает наличие у детей симптомов раздражительной слабости, повышенной истощаемости внимания, выраженной эмоциональной неустойчивости. Однако кроме симптомов невропатического круга у детей отмечается легкое недоразвитие некоторых сторон психических функций. Так, у них нередко выявляются затруднения дифференцировок некоторых пар акустически близких звуков. Отмечаются затруднения в операциях конструктивного мышления (при действии в умственном плане), в осуществлении операций последовательных действий преимущественно на вербальном плане. Нарушений памяти и способности к отвлеченному мышлению у этих детей обычно не выявляется. Темп овладения школьными навыками замедлен у всех детей. При письме под диктовку у некоторых больных регистрируются дисграфические ошибки акустического и оптического характера. Многие дети делают паузы, вспоминая написание той или иной буквы. Если это происходит на уроке, то ребенок не успевает писать вместе со всеми, что приводит к торопливости и увеличению количества ошибок. Длительно не формируется представление о составе числа, техника устного счета слабая, длительно не могут заучить таблицу умножения. При анализе условий арифметических задач испытывают затруднения в анализе выражений «на столько» и «во столько» раз больше или меньше. В процессе решения задач легко отклоняются от плана решения, проявляют нетерпеливость, дают случайные решения.
При своевременной диагностике и налаженной лечебно-коррекционной работе с такими детьми отставание в развитии некоторых сторон психики ликвидируется, сглаживаются невропатические симптомы, налаживаются взаимоотношения с окружающими. В целом динамика развития детей данной группы благоприятная.
Приводим историю болезни ребенка с задержкой психического развития с невропатическим синдромом.
Выписка из истории болезни № 3.
Больной Н. В., 11 лет, был направлен в Детскую психиатрическую больницу № 9 в связи с трудностями в поведении и плохой школьной успеваемостью.
Клинический диагноз: задержка психического развития с невропатическим синдромом.
В анамнезе: отец злоупотребляет алкоголем, отбывает срок наказания за воровство, имеет образование 7 классов. Мать окончила 7 классов, работает поваром в яслях. Рос в атмосфере частых семейных скандалов. Старший брат мальчика в связи с хулиганством и воровством обучается в школе-интернате с особым режимом. Больной от второй беременности, протекавшей без осложнений. Роды на 7-м месяце после падения матери на улице. Закричал после похлопывания. Вскармливался искусственно. До года перенес диспепсию, с года до 3 лет — дизентерию, корь, ветряную оспу, в дальнейшем — частые простудные заболевания. Темп раннего психомоторного развития без заметных нарушений. С грудного возраста отличался плаксивостью, капризностью, наблюдались частые и обильные срыгивания после кормления, сон был чуткий и беспокойный, до 4 лет наблюдались ночные страхи, до момента обследования страдал непостоянным ночным недержанием мочи. В яслях, детском саду был капризен, нетерпелив, раздражителен, драчлив. В массовой школе с 7 лет. С трудом приобретал навыки чтения, письма и счета. Без соответствующих знаний переводился во 2-й и 3-й класс, который дублирует. К занятиям интереса не проявляет. На уроках отвлекается, грубит учителям в ответ на замечания, ссорится и дерется с учениками, нередко сбегает с уроков.
При обследовании: соматически без особенностей. Неврологически обнаруживает симптомы дисфункции вегетативной нервной системы: акроцианоз, при волнении на лице и верхней половине туловища пятнистая гиперемия, имеется разлитой стойкий красный дермографизм. На ЭЭГ диффузные изменения биоэлектрической активности с вовлечением подкорковых структур: фон ЭЭГ составляет неустойчивый альфа-ритм, множественные полиморфные медленные колебания, вспышки билатерально синхронных тета-волн повышенной амплитуды.
Психическое состояние: легко вступает в контакт с окружающими. Охотно играет с ребятами в различные игры. Во время игр легко возбудим, много спорит, кричит, затевает драки. Всегда с интересом смотрит телепередачи, слушает чтение книг персоналом. Перед сном долго ворочается в постели, шалит с соседями. Сон с яркими сновидениями, во время сна разговаривает, вскрикивает, иногда падает с постели, изредка обмачивается. К клиническим беседам относится с интересом. Излишне суетлив. Мимика живая, выразительная. Речь строит правильно. Хорошо ориентирован в бытовых вопросах, знает факты общественно-исторических событий. Быстро и точно выполняет операции классификаций и сравнений предметов и явлений друг с другом, раскрывает «нелепости» в соответствующих рассказах и картинках», выносит правильные суждения при анализе сказок и басен, понимает переносный смысл метафор и некоторых пословиц. В то же время обнаруживает повышенную истощаемость внимания. Испытывает затруднения и допускает ошибки при выполнении заданий на конструктивный и динамический праксис. Чтение и письмо с элементами дисграфии и дислексии оптического характера и на почве недостаточности анализа и синтеза слов. Техника устного счета слабая. Затрудняется в составлении плана решения арифметических задач в несколько действий и последовательной реализации этого плана.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1044;