Человек в контексте идей эпохи просвещения.
Время, названное в истории Европы эпохой Просвещения, всей логикой своего развития связано с европейским Возрождением и рационализмом XVII века. Сметая средневековую богословскую доктрину греховности человека обреченного всю жизнь на страдания и искупление грехов, гуманисты Возрождения поставили человека в центр мироздания, видя в нем неиссякаемый творческий потенциал. Наслаждение творчеством отныне прочно займет место в шкале жизненных ценностей человека, а счастье будет представляться в ключе античных идеалов как достижение абсолютной гармонии.
Искусство итальянского Возрождения, возможно, наиболее ярко иллюстрирует это новое мироощущение человека - высвеченный божественным светом мир утопает в гармонии природы и человека. К сожалению реалии мира резко отличались от возвышенных и изящных утопий. В вопиющем, корыстном, завистливом мире человек продолжал искать формулу земного счастья.
XVII век с его преклонением перед разумом, рационалистическим началом, разглядел свой ключ к счастью в накоплении опытного знания и возможности применении его на практике. Призыв к человеку: ″ Мочь, знать, уметь!″, - звучит как лозунг эпохи, а своеобразным символом времени становится образ Робинзона Крузо. Выдающиеся успехи точных наук в XVII веке породили новую утопию - жизнь во всех ее проявлениях представлялась как некий механизм, который укладывается в строгую схему, формулу. В таком случае достижение счастья и гармони возможно благодаря знанию и навыкам работы с механизмом, точности следования инструкций эксплуатации. Преклонение перед человеческим разумом становится характернейшей чертой европейской культуры ХУП – ХУШ веков, а девиз ″Мочь, знать, уметь!″ сформулировал основной нравственный ориентир, благодаря которому человек может достойно пройти земной путь.
Проблема человеческого достоинства оказывается в центре внимания общества в период вызревания и первых побед буржуазных революций в Европе. Хаос и порядок, успех и обман, лицемерие и искренность – что должен выбрать ЧЕЛОВЕКв координатах свободы, завоеванной на баррикадах – такой вопрос задают себе европейцы, начиная с ХУП века. Отныне только от просвещенного разума человека, а не от сверхъестественных сил ожидали разрешения насущных проблем. Именно главенствующая идея достижения гармонии мира, благодаря Разуму, и дала название эпохе - век Просвещения.
В данной лекции мы попробуем представить идеальную модель человека, созданную общественной мыслью, XVIII века. Материал, который будут изложен, должен в понимании искусства века Просвещения, его стилевой и тематической особенности.
Несмотря на то, что весь XVIII век в истории европейской культуры рассматривается под единым названием – век Просвещения, очевидно, что существовали национальные особенности развития общественной мысли в этот период.
Концепция и традиции европейского Просвещения начали формироваться в Англии. К началу XVIII века, по сравнению с другими европейскими государствами Британия оказалась значительно продвинута по пути исторического развития, благодаря завоеваниям свершившейся буржуазной революции. Назревающий промышленный переворот, сформировавшееся третье, буржуазное сословие, совершенствование законодательной системы, наличие двухпалатного парламента закладывали основы гражданского общества в Англии, уводя ее от революционных потрясений в сторону социального мира. В новых условиях зарождающегося капитализма общество вырабатывало понятие жизненных ценностей, которые базировались на незыблемом праве человека стремиться к личному успеху, обогащению, так как только богатство открывало возможность более полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей. Коренными условиями достижения целей являлись личная свобода и священное право частной собственности. Характерно, что значительная часть английского общества в XVIII веке, то есть представители разных сословий, признавали такую ценностную шкалу, полагая, что в лице государства они получат гаранта закрепленных в законе прав и свобод.
Особенности английского общества эпохи Просвещения состояли также и в том, что здесь не наблюдалось глубокой пропасти между народом и властвующей элитой, социальные слои были достаточно подвижны, они постоянно перемешивались, что характерно для начального этапа развития капитализма. Кроме того, английская церковь, давно независимая от римской курии, не вступала в конфликты, придерживаясь принципа веротерпимости.
В центре внимания идеологов британского раннебуржуазного общества стояли задачи закрепления того, что уже было достигнуто в политической, экономической, духовной сферах. Они сосредоточили свое внимание на человеке-творце, который и сам должен изменится к лучшему, и мир преобразовать по-новому. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благополучия - вот пафос эпохи Просвещения.
Идеологи эпохи верили, что путь к счастью и благоденствию идет через просвещение народа просвещенными монархами.
Каким же видели идеального человека английские просветители? Этот ответ может быть найден прежде всего в английских романах XVIII века, восхваляющих добродетели своих героев, которые, как правило, бескомпромиссно требовательны к морали. Кстати, следует обратить внимание, что в целом общественная мысль Британии не была склонна к отвлеченному, абстрактному теоретизированию. Для пропаганды своих идей она часто выбирала такие жанры, которые позволяли энергично и занимательно рассуждать о главном. Романы, публицистика, сатира предпочитались не только авторами, но с нетерпением и восторгом ожидались публикой. Заметим, что практически все городское население Англии в XVIII веке было грамотным.
Создавая модели идеального общества, английские просветители видели в каждой отдельной личности участника коллективной созидательной деятельности во благо государства. В XVIII веке старый идеал джентльмена – воина и героя бледнеет, а его место занимает человеколюбивый джентльмен, чей просвещенный ум и высокие моральные качества служат общественному благу. Нравственный долг становится такой универсальной категорией, которая вносит порядок и смысл в хаотический мир страстей и случайностей. Так, например, сюжеты популярных романов С. Ричардсона понизаны понятием нравственного долга. В ″ Истории сэра Чарльза Грандинсона″ автор создает образ совершенного героя, который представлен в конфликтах с самыми разными персонажами и во множестве социальных ролей: родственника, друга, хозяина поместий, опекуна, душеприказчика и защитника всех, кто нуждается в помощи. Социальная активность Грандинсона изображена как применение им основных принципов христианской морали в конкретных условиях этих конфликтов. Их счастливое разрешение, описанное в романе, приводит в итоге к образованию единой, однородной по своим нравственным идеалам, гармоничной и творчески активной среды вокруг Грандинсона, дающей возможность каждому из персонажей свободно развивать свои таланты и совершенствовать свой внутренний мир. Показательно, что в этом идеальном обществе, описанном Ричардсоном, исключается какое-либо принуждение, человеку лишь помогают открыть в самом себе нравственные начала. Кроме того, идеальный мир романа лишен элитарности, так как моральный закон одинаков для всех.
Развертывая в своих произведениях положительную нравственную программу, английские просветители вполне реально оценивали современную ситуацию в обществе, с горечью отмечая, как невозвратно далеко ушел человек от патриархально – справедливой жизни. Может быть, не случайно Джонатан Свифт в ″Путешествиях Гулливера″ отправляет своего героя на остров разумных лошадей, а не людей.
Определение места и назначения человека в обществе повлекло за собой задачу выработки этических требований, без которых невозможна реализация основной задачи. Полагая, что счастье достижимо при условии активной творческой деятельности, а обогащение является естественным стремлением человека и справедливым вознаграждением за труд, английские просветители обосновывают важнейшие условия достижения успеха – необходимость духовной свободы и проявление разумного эгоизма.Следует заметить. что, рассуждая о личном успех, английские просветители связывают его не просто с удовлетворением индивидуальных потребностей, а видят в нем путь к коллективному процветанию. Таким образом, осознание собственного достоинства непременно приводит просвещенного человека к созидательной общественной деятельности.
Граждане, участвовавшие в общественной жизни, должны быть приятны в общении, образованны, им понятны сострадание и сочувствие, они лишены высокомерия и готовы поделиться своим опытом, оказать содействие.
Такие этические координаты с ХУШ века начинают жестко определять стиль поведения, манеру общения, быт англичан. Распространению идей Просвещение в широкие массы способствовала известная открытость образа жизни высших классов Англии, элитарные слои которых являлись носителями новой культуры. В ходе избирательных кампаний, на спортивных соревнованиях, в театре, на народных гуляниях можно было вооружиться примерами достойного поведения. Своеобразными лабораториями нового стиля общения становились разного рода клубы, салоны, университетские общества. Стремясь реализовать свои идеи в социальных низах, просветители обращают особое внимание на развитие благотворительной деятельности, что становится характерной особенностью XYIII века.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 2136;