Так эпоха Просвещения завершает процесс формирования национального характера британцев, в основе которого лежат такие понятия, как индивидуализм, предприимчивость, практицизм.
Итак, английское Просвещение, создавая модель счастливого общества, сосредоточило свое внимание на проблеме искусства жизни в условиях уже завоеванных политических и экономических свобод, поэтому доминирующей темой этих построений была этика, правила поведения, которые должны быть удобны, целесообразны, полезны, так как именно они регулируют повседневную жизнь человека. Уравновесить разум и сердце в хаосе исторического развития, упорядочить жизнь через нравственный закон – такими являлись основные выводы английского Просвещения.
Европейские интеллектуалы, за которыми закрепилось определение ″просветители″, независимо от того, в какой стране они жили и творили, видя проблемы и несовершенство окружающего мира, "тосковали по упорядоченности". Однако модели такого упорядоченного мира приобретали свои национальные оттенки. Если Английское Просвещение сосредоточило внимание на задачах совершенствования человеческой натуры в реальных условиях жизни, то несколько иначе выглядит концепция французских мыслителей XVIII века.
Во Франции, стоящей на пороге буржуазной революции, острие общественной мысли было направлено на решение в первую очередь социально-политических задач, выбор политической и экономической модели будущего общества. Воспитание нравственного человека, достойно участвующего в историческом процессе, рассматривалось как подчиненная проблема.
Анализируя три основные формы государственного устройства – деспотию, монархию и республику – большинство французских просветителей оценивало исторический опыт Англии, и было склонно поддерживать просвещенную монархию с ее атрибутами уважения к народу в целом и каждой личности в отдельности. Однако апробирование своих взглядов в аристократических кругах – салонах, на сцене театра, приводит французских просветителей к глубокому разочарованию. Высший свет развлекался их остроумием, смелостью идей, иногда некоторой фривольностью, но никогда не обсуждал вопрос о непосредственном воплощении программ в государстве абсолютной монархии. Такое положение просветителей в аристократических салонах объективно вело их к оформлению оппозиции. Они были вынуждены обособиться и от правительства, и от аристократии, заработав репутацию вечных радикалов и сокрушителей основ. Неугасающее стремление к объединению с единомышленниками вело их к созданию разного рода кружков – философских, научных, литературных, самым знаменитым из которых был кружок энциклопедистов. с 1751 по 1772 годы предпринявший выпуск многотомной "Энциклопедии". Идейным вдохновителем кружка был Дени Дидро, а его активными членами – Гольбах, Гельвеций, Руссо, Кондильяк и др. Положение перманентной оппозиции во многом определило трудную судьбу "Энциклопедии": ее печатание не раз приостанавливали, авторы подвергались гонениям, тексты при издании искажались.
Невозможность воплотить свои программы "здесь и сейчас", как это было в английском Просвещении, накладывало отпечаток на образ мыслей французов. В целом они были склонны к теоретизированию, достаточно легко ощущая себя как бы вне времени, строили иллюзии, например, на фундаменте античной истории, выбирали полигоном своих экспериментов Россию или далекие экзотические страны.
Первым произведением, написанным в духе идей Просвещения во Франции, считают "Персидские письма" Ш.Монтескье, опубликованные в 1721 году. Они могут быть рассмотрены как пример оригинальной утопии. В смелой сатирической манере Монтескье описывает гибель общества троглодитов, причиной которой стали эгоистические страсти. Однако добродетели побеждают зло, и автор представляет читателю картину блаженного общества, в котором победившие в себе ненависть, зависть, тягу к насилию и т.д. троглодиты живут в любви, душевной чистоте, отсутствии имущественных контрастов, доверии. При этом, подчеркивает автор, жизнь в обществе победивших добродетелей не нуждается в государственном принуждении. Интересно заметить, что Монтескье видел в различных формах политического правления не только уровень развития разума, но и влияние географического фактора (республиканское правление более эффективно, считал он, в малых странах), а также психологические основы (деспотия базируется на страхе, монархия на принципах чести, республика – на добродетелях).
В преддверии французской революции в обществе нарастали внутренние противоречия, беспокойство, взаимное недоверие и нетерпимость. Объединяющей силой и стабилизирующим центром в подобной ситуации могла быть церковь, но католическое духовенство, не изжившее болезни войны с протестантами, предпочитало интриги. Острое перо французских просветителей вскрывало пороки церкви, ее лицемерие, спесь и нетерпимость, однако это не означает, что, стоя на позициях критики церкви, они перешли к атеизму. Интеллектуалы XVIII века скорее были деистами, видя в Боге творца мира, первооснову, высший разум, они с критической позиции подходили к современной обрядовой церкви, проповедуя прежде всего веру как важнейший нравственный фактор становления личности человека. Французские просветители были бескомпромиссны в отстаивании принципов веротерпимости. Рассказывают, что Вольтер ежегодно в годовщину Варфоломеевской ночи, когда католики утроили резню протестантов, болел, испытывая физические мучения (!). Он говорил, что стыдится принадлежать к ужасной нации, которая сегодня спокойно идет через площадь, где в ту проклятую ночь колесовали людей, направляясь в комическую оперу.
В борьбе с невежеством и слепым фанатизмом главную роль просветители отводили воспитанию и образованию. Вера в разум, которая красной нитью проходит через европейскую культурную традицию, в утопиях французов XVIII века обрела красивую, но наивную формулу. Они полагали, что благоденствия общества можно достичь, если 51% населения станет грамотным.
Мечтая о новом человеке, общественная мысль Европы XVII-XVIII веков значительное внимание стала уделять разработке педагогических идей. Пожалуй, основы европейской научной педагогической мысли закладывались именно в это время. Особый вклад в развитие педагогики внесли французские просветители, среди них выделяется личность Жан-Жака Руссо Педагогические взгляды Руссо имели как верных поклонников, так и яростных критиков, тем не менее, некоторые его идеи получили воплощение в реальной педагогической практике, оправдывая себя даже в ХХ1 веке.
В основе системы взглядов Руссо лежит противопоставление естественного (всего того, что от природы свойственно человеку) и неестественного (что связано с цивилизацией и искусственной условностью жизни в обществе). Наблюдая современное ему общество, Руссо приходит к выводу о всеобщей испорченности нравов, кругом царит социальное зло, человек – совершенное божественное творение – втянутый в водоворот реальной жизни, теряет свою целостность, ( как когда-то точно заметил Н.Гоголь – становится дробью). Увести человека от драматической ситуации раздвоенности, ухода от своего естественного "Я" – задача воспитания. Концепция такого воспитания должна строиться на понимании естественной природы человека, которому от рождения свойственно стремление к доброте, свободе и суверенитету. В отличие от авторов утопий эпохи Возрождения, которые, подобно Т.Мору или Кампанелле, селили жителей счастливых государств в прекрасные города, Руссо, успевший разочароваться в плодах цивилизации и городской культуры, помещает героев своих произведений на лоно природы в деревенский пейзаж, где подразумевается социальное и экономическое равенство, полученное человеком от Бога. Высшее предназначение воспитателя по Руссо состояло в том, чтобы не препятствовать естественному развитию человека, самое трудное "ничего не делать", "помешать, чтобы что-нибудь было сделано", то есть прикладывать усилия, чтобы современная цивилизация не испортила дитя природы. Такая точка зрения сближает Руссо с Ричардсоном, который исключал любое принуждение как метод воспитания.
Важную роль в своей концепции Руссо отводил матери, которая с первых дней появления ребенка на свет должна быть с ним, даря ему естественное тепло родительской любви и добра. Следует заметить, что старые традиции аристократического европейского воспитания не предполагали обязательное участие родителей в уходе за новорожденным, для этого существовали кормилицы, няньки и т.п. В идеале Руссо полагал, что весь процесс воспитания ребенка плодотворен, если он протекает под родной, отеческой крышей. Но к сожалению, родители, часто испорченные современным опытом общества, могут нарушить естественную природу ребенка. В таком случае Руссо предлагал создать закрытые учебно-воспитательные учреждения, где под руководством опытных воспитателей продолжался бы процесс формирования человека будущего без пагубного влияния старых консервативных традиций. Чтобы не вырастить дикаря на лоне природы, педагог обязан создавать такие условия, которые культивировали бы у ребенка осознанную тягу к знаниям, учебе, труду.
Особое внимание в своей педагогической концепции Руссо уделил проблеме формирования национального самосознания, полагая, что оно основывается на глубинном, естественном чувстве каждого человека, сознающего свою национальную принадлежность. В изучении национального языка, очищении народной речи от неестественных наслоений, от языка салонов, где говорили на "языке предрассудков", Руссо видел серьезную педагогическую задачу.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 664;