Подведем некоторые итоги.
Эпоха Просвещения – это время начала буржуазных революций в мире. Условно хронологические границы этого периода могут быть обозначены 1689-1789 гг.В 1689 г. совершилась "славная революция" в Англии, а в 1789 – началась Великая Французская революция.
Идеология Просвещения – это идеология буржуа, свободного предпринимателя, который в своих действиях должен руководствоваться прежде всего разумом. Модели просветительских утопий строились на неколебимой вере в естественное равенство людей, которые, благодаря передовым методам воспитания, самосовершенствования и хозяйствования способны были созидать счастливое гармоничное общество.
Есть основания говорить о национальных особенностях эпохи Просвещения.В Англии, где уже утвердились завоевания буржуазной революции, акцент ставился на этических и воспитательных проблемах. В русле этих проблем начинает формироваться деловая этика, которая к концу XX века превратится в важнейшее понятие общественных отношений.
Французское Просвещение в преддверии революции было в значительной степени сконцентрировано на политико-социально-экономических вопросах. Оппозиционный дух его был понятен для большинства европейцев, переживавших примерно тот же этап исторического развития. Тема воспитания нового человека, которая была так ярко представлена во французском Просвещении и захватила умы всех европейских мыслителей, подчинена задачам грядущих социально-политических изменений.
В Россию идеи Просвещения начинают проникать с середины XVIII века, но если в Европе эта идеология была "выношена" буржуазией, то в России она дарована высочайшей властью. Почвой для этой идеологии в России оказалось не третье сословие,которое как значимая общественная сила еще не успело заявить о себе, а наиболее передовые слои дворянства. В интересах власти и правящего класса идеология Просвещения была препарирована, был игнорирован социальный смысл теории, при этом общекультурный дух новых преобразований проник в дворянскую среду.
XVIII век сформировал новую шкалу жизненных ценностей русского дворянина,в которой служба Отечеству, уровень образования, честь, патриотизм заняли почетные места. Образ просвещенного русского дворянина конца XVIII -начала XIX века станет своеобразным образцом для формирования идеала добродетельного, благородного человека будущей России.
Изменение нравственного состояния русского дворянского общества создавало благоприятную почву для формирования критического взгляда на социальные аспекты жизни России. Как точно заметил Н.В.Гоголь, европейское Просвещение помогло нам лучше рассмотреть себя. Вторая половина XVIII века в России стала временем вызревания демократической идеологии.
Таким образом, по глубинной сути процессов XVIII век в Европе и России отличаются друг от друга. Просвещение в России носит верхушечный характер, не затрагивая масс населения. Мы наблюдаем лишь отблеск эпохи, а сам век Просвещения для России настанет много позже.
1 Эйдельман Н. Мгновенье славы настает…, Л., 1989, с.19
[1] Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы… СПб, 1997, с.36.
1 Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991, с. 384.
1 Цельядт М.П. Дворец Белосельских-Белозерских. СПб, 1996, с.52.
1 Пушкин А.С. Евгений Онегин. М., 1961, с.61.
[2] Пушкин А. С. Евгений Онегин. М. , 1961, с. 59-60.
1 Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.П., Таллинн, 1992, с.86.
[3] Цветаева М. Избранные произведения. Минск, 1984, с.16.
[4] Цит. по Эйдельман Н.. Мгновенье славы настает…Л.,Ленииздат,1983,с.209-210.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 559;