Определение субъективного права
Часто пишут, что субъективное право—это мера юридически возможного поведения. Но если оно лишь мера, масштаб, то его отличие от объективного 'права грозит свестись лишь к весьма немногому и формальному. Запись ;в определении внешних свойств бывает полезна, но науке дает мало. В подобных определениях ничего не говорится о социальной ценности юридических прав граждан (организаций), о свободе выбора и решения, о самодеятельности субъекта права. Тощая теоретическая абстракция при формулировке субъективного права не оправдана и в политически-практическом плане. Она не объяс\ нит читателю, почему за права людей и их закрепление в зако-1 нодательстве всю историю шла кровопролитная классовая1;
борьба. • Мера поведения в субъективном праве предполагает преж- ;
де всего обеспечение самодеятельности 'участников общественных отношений, возможность свободного выбора образа действии. Причем субъективное право не всегда выступает как граница возможных действий, его нельзя понимать в качестве i средства ограничения самодеятельности и свободы. Субъектив- | ное право не свобода в рамках закона, а законом гарантиро-ванная свобода, т. е. признанная правом и потому подлежащая ';
неукоснительной охране со стороны государства возможность ' самостоятельно действовать и принимать волевые решения. \ В социологическом плане содержащаяся в любом субъективном праве юридическая возможность—это свобода действий управо-моченного лица, объем и вид которой (свободы) диктуется в конечном счете ступенью социального прогресса общества, является официально признанным и охраняется организованным (Принуждением (государством). К свободе собственных действий не сводится субъективное право, но в этом его основное содержание и социальная ценность.
Свобода собственных действий, как уже было выяснено, складывается из трех элементов и включает прежде всего юридически признанную возможность пользования различными социальными благами и ценностями. При этом было бы неправильно эту возможность понимать чисто утилитарно, только как потребление созданных обществом материальных и духовных благ. Такой подход подспудно проецирует право частного собственника на любое субъективное право в каждой общественной формации, делает частный эгоистический интерес становым
хребтом субъективного права, в конце концов исключает субъективное право из сферы публичного права.
Абсолютизация свободы воли собственника и его эгоистического интереса, полное игнорирование того, что рамки господства индивида определены общим интересом господствующих в государстве социальных сил,— все это свойственно буржуазному пониманию субъективного права, которое стало в XIX веке «центральным понятием частного права»31.
Так, Б. Виндшейд трактовал субъективное право как «сферу господства, в пределах которой воля индивида является законом для других индивидов»32, Р. Иеринг определял субъективное право как «юридически защищаемый интерес»33, Г. Ф. Шер-шеневич писал о нем как о власти осуществлять свой интерес34. Это и понятно—в буржуазном обществе система субъективных прав представляет собой в 'первую очередь систему возможностей, позволяющих субъекту почти произвольно использовать частную собственность в своем интересе, в общем и целом противоречащем интересам общества, во всяком случае его большинства.
Характерно, что в эпоху империализма резко меняется отношение ik субъективному праву соответственно усилению вмешательства буржуазного государства в частнопредпринимательскую деятельность. Л. Дюги подменяет понятие субъективного права «социальным .положением» или во всяком 'случае не уделяет ему прежнего внимания35, Г. Кельзен считает, что субъективное .право есть лишь специфическая техника правопорядка, поскольку он «гарантирует институт частной собственности и поэтому особенно считается с частным интересом, это техника..., которая в полностью развитом виде выступает только в сфере так называемого частного права и в определенных разделах административного права»36.
Тем не менее и в настоящее время многие буржуазные ученые не решаются отказаться от признания реальности субъективного 'права, так или иначе понимая, что такой отказ угрожает личности, ее свободе. Г. Коинг, например, обращает внимание на то, что идея субъективного права поддерживает в нас убеждение, что 'правовая защита служит сохранению индивидуальной свободы, является «выражением социальной философии свободы, которая в автономии индивида и в ее защите усмат-
31 Tuhr A. Allgemeiner Teil des deutschen burgerlichen Rechts, Bd. I. Leipzig, 1910. S. 53.
a!!Windscheid В. Lehrbuch des Pandektenrecht, t. I, 1906, S. 44. . за J h e r i n g R. Geist romischen Recht, t. 3, 1879, S. 327.
34 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1812, с. 607.
\86 Д ю г н Л. Общие преобразования гражданского права со времени кодекса Наполеона. М., 1919, с. 19 и ел.
80 К е 1 s e n H. Reine Rechtslehre, 2. Wien, 1960, S. 34.
ривает существенную цель социального строя», но таков, видимо, сам строй капитализма, что и при всем сказанном Г. Коинг говорит о субъективном праве как частном 'праве независимых друг от друга участников правоотношений37.
Либо признание субъективного права частным правом, либо отказ вообще от субъективного права—такова позиция буржуазной юриспруденции середины XIX я XX вв. Надо сказать, что теоретические концепции нового времени явились шагом назад в понимании прав человека и гражданина по сравнению с есте-ственноправовой концепцией периода буржуазных революций, не говоря о том, что они до сих пор не могут дать удовлетворительную юридическую трактовку публичных прав граждан, в наше время все же провозглашенных конституциями капиталистических стран. Причина, видимо, в том, что даже для либерального толка юристов стимул деятельности индивида видится только в личном эгоистическом интересе, с которым хорошо увязывается буржуазное 'право частной собственности и плохо — многие публичные права.
Г. Ханай, справедливо критикуя подобное понимание субъективного права, 'выдвигает для социалистического общества диаметрально противоположный принцип: «активная деятельность, направляемая общественными требованиями,— неотъемлемый элемент правового статуса гражданина ('правоспособности, пра-восубъективности)»38. Г. Ханай прав и в то'м, что правовой статус гражданина в социалистическом обществе предполагает «развитие его права на участие в преобразовании условий жизни общества»39.
Однако автор отвергает не только буржуазное понимание субъективного права, но и приходит к выводу о том, что при социализме вообще отпадает необходимость в категории субъективных прав. Г. Ханай не за терминологические уточнения. Нет, он отрицает субъективное право как личную свободу действий, как сферу охраны интересов личности. Истоки такой позиции—не только закономерный протест против индивидуализма, но и, по всей вероятности, не совсем верное понимание коллективизма, при котором якобы поглощаются или уже не играют роли личные интересы. Достаточно 'возвратиться к приведенной формулировке правосубъектности, которую дает Г. Ханай, чтобы убедиться в том, что в ней не осталось места личной инициативе, самодеятельности личности, охране ее интересов. Разве правовой статус граждан социалистического государства предполагает только направляемую активность?
87 С о i n g G. Zur Geschichte des Begriffes «subjektives Recht». Das subjektive Recht und Rechtsschutz der Personlichkeit. Frankfurt, 1959, S. 20 f. ^•^ Хана ft Г. Социалистическое право и личность. М., 1971, с. 209. " Там же, с. 218.
Конечно, субъективное право нельзя сводить к свободе действий индивида, которая стимулируется только личным интересом, но нельзя этот 'интерес игнорировать40. Вместе с этим субъективное право не может и отвергаться как в принципе неприемлемая для социализма категория буржуазного права. Субъективное право или право субъекта общественных отношений вовсе не обязательно трактовать так, как его трактуют идеологи, защищающие индивидуализм и принцип частной собственности. С марксистских позиций 'совершенно ясно, что субъективное право 'признается государством в качестве юридической возможности субъекта лишь [постольку, поскольку она так или иначе соответствует 'возведенной в закон воле господствующих классов, общеклассовым, а при социализме—общенародным интересам.
Свободу действий личности (главное содержание субъективного права) не обязательно следует понимать в индивидуалистическом и идеалистическом плане. Социалистический коллективизм, активная деятельность людей, направляемая общественными потребностями и интересами, не исключает активности, творческой инициативы и самодеятельности личности, не только не поглощает свободу личности и ее интересов, но, напротив, дает наилучшие в классовом, государственно организованном обществе возможности для развития человеческой личности. Представление о социализме как обществе, принижающем роль личности, уничтожающем ее права и свободы,—это именно и есть буржуазный тезис, отвергающий возможность свободной личности вне господства принципа частной собственности и индивидуализма. Первая фаза коммунизма сохраняет узкий горизонт буржуазного права41, но лишь в том смысле, что и тут право не исключает материального неравенства людей и неравные люди .получают равное 'количество продукта42, и тут право выступает как применение равного мерила к различным людям. Уже было выяснено, что применение общей меры к разным субъектам предполагает образование в юридической сфере не только объективного, но и субъективного права. Однако право при социализме меняется по содержанию и форме, закрепляя равное освобождение всех от частной собственности и эксплуатации, охраняя общественную собственность и максимально развивая творческую инициативу коллективов трудящихся и каждого человека труда, обеспечивая сочетание обществен-
4(1 С. С. Алексеев обращает внимание на то, что субъективное право дано для удовлетворения интереса субъекта (Алексеев С. С. Проблемы теории права, т. 1, с. 304); можно добавить, что при социализме и это является выражением общественного интереса. Обращалось внимание и на то, что реализация правомочий выступает и в качестве средства осуществления выраженной в законах воли господствующих классов.
41 См.: МарксК-иЭнгельсФ. Соч., т. 19, с. 18—19. " См.: Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 94, 92—95.
ных и личных интересов, защиту правомочий и возможностей человеческой личности. Труд становится первой жизненной потребностью человека, труд творческий и свободный, основанный на максимальном развитии личности и стимулирующий такое развитие. Исчезает главный материальный источник эксплуатации, принуждения к труду, подавления человеческих возможностей — преодолевается отчуждение труда и продукта от производителя, из тяжелой необходимости трудовая деятельность превращается в область человеческого творчества. И если еще остается нужда в правовом регулировании меры труда и потребления, то 'в новых условиях юридическая форма преображается, на первый план выступает ее стимулирующая функция.
Глубокий анализ субъективных прав граждан дает Г. Клен-нер, который показывает, что разделение права на объективное и субъективное 'восходит к товарному производству (собственно, как и право 'вообще), категорически отвергает буржуазное понимание субъективного права и признает, что при социализме субъективное право—он именует его просто правомочием — является категорией объективной в том смысле, что не менее, чем 'нормы права, ориентировано на выполнение общественных задач. Поскольку при социализме остается товарное производство, остается при нем и общая норма -права, и индивидуальное 'правомочие, остается, следовательно, и объективное и субъективное право43.
К сожалению, в советской юридической литературе нет монографических исследований, посвященных раскрытию экономических основ субъективного права (правомочия) при социализме. Последовательно описаны проблемы субъективного права в качестве самостоятельного монографического анализа Н. И. Матузовым, но он останавливается главным образом на специально-юридическом изучении проблемы, лишь кратко и в общих чертах обращая внимание на материальную обусловленность субъективных прав, как и любых иных правовых 'категорий 44. А. А. Пионтковокий в своих общетеоретических статьях неоднократно ставил вопрос о связи объективного и субъективного 'права, но анализ осуществлялся с принципиально политических позиций защиты 'прав человека, философского обоснования соотношения объективной и субъективной стороны права45. Раскрывает коренные особенности субъективных прав личности в социалистическом обществе М. С. Строгович, но и он не ставит перед собой задачи специального и всестороннего
43 К 1 е п п е г Н. Studien uber die Qrundrechte. Berlin, 1964.
44 М а т у з о в Н. И. Личность. Права. Демократия.
Пионтковский А. А. Актуальные вопросы общей теории социалистического права.— В кн.: Проблемы советского социалистического государства и права в современный период.
исследования социальной 'природы субъективного права на первой фазе коммунизма46.
Тем не менее представляется особо примечательным, что именно в последние годы проблемы субъективного права в советской юридической литературе привлекают все большее внимание и появилось совершенно определенное стремление не ограничиваться формалыно-юридическим определением этой категории, а проникнуть глубже в ее социальное содержание и социальную значимость.
- В социальном содержании и общественной значимости субъективного права едва ли не главное связано с участием личности в объективно необходимом формировании самих условий жизни общества и в пользовании социальными благами соответственно господствующему способу производства и распределения, интересам классов, которые 'при этом занимают командное положение.
Степень участия в созидании более благоприятных условий общественной жизни и соответствующее пользование социальными благами в эксплуататорских обществах глубоко неравномерны, заключают в себе непримиримый классовый антагонизм. Здесь пользование социальными благами зависит в первую очередь от 'богатства, от собственности имущих классов на средства производства. При социализме пользование общественными благами соразмерно или 'почти соразмерно вкладу личности в развитие iB'cero общества. Поэтому при социализме использование субъективного права не противоречит реальным общественным интересам.
Но в той стадии развития .коммунистической формации, которая именуется социализмом, все же еще нет полной справедливости в распределении духовных и материальных благ, сохраняется материальное неравенство. Преодоление недостатков первой фазы коммунизма ведет к его высшей ступени развития, когда права людей не будут нуждаться в государственном 'обеспечении. В этом движении вперед необходимую и значительную, активную роль играют объективиое и субъективное право.
Оценивая социальную роль субъективного права в истории классового общества, нельзя применять к нему принципы, вытекающие только из особенностей какой-либо одной общественной формации, можно лишь вспомнить слова К. Маркса: «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если 'оно не выступает в непосредственной форме коллективного...— является проявлением и утверждением
"СтроговичМ.С. Социалистическое право и права личности.— В кн.:
Проблемы советского социалистического государства и права в современный период. Более детально, но в таком же аспекте написана книга: Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности.
общественной жизни»47. Это обстоятельство приходится учитывать, если пытаться сформулировать общее понятие субъективного права, дать ему краткую дефиницию. —
Определения субъективного права в советской юридической науке постепенно обогащались. От представлений о субъектив^ ном праве, в которых на первое место выдвигался элемент притязания, к определениям, которые подчеркивали, что в содержании этой .категории главное—в действиях юридически обязанного лица, и, далее к положению о том, что субъективное право предполагает возможность позитивного действия управо-моченного—таков путь, пройденный определениями субъективного права. Этот путь был связан с выявлением элементов структуры единичного субъективного права. Характерно и то, что от первоначальных48 и до нынешних 'определений субъективного права49 в них всегда обращалось внимание на меру (вид) возможного поведения. В одном 'случае говорится, что субъективное право—охраняемые государством мера и вид возможного поведения50, в другом—субъективное право определяется как возможность дозволенного государством поведения51, в третьем—субъективное 'право это возможность поведения, предоставленная нормой права52.
Как уже отмечалось, лишь в .последнее время некоторые ученые стали предлагать включить в определение права его социальную характеристику. Однако подобные предложения не получили широкой реализации ни в определениях субъективного права в учебниках, ни в монографических исследованиях. Думаем, что совершенно напрасно.
Казалось бы, исходя из того, что в этой 'книге утверждалось при раскрытии сущности права, .при юридической и социальной характеристике общих юридических норм и самого субъективного права, было бы нетрудно дать 'праву 'субъекта и определение. Однако и тут, точно так же как при выведении понятия и дефиниции права (в объективном и субъективном смысле), приходится преодолевать не только сложившийся в данном случае образ юридического мышления, но и более основательный барьер гносеологического порядка.
Все существующие у нас определения не включают упоминания о том, что субъективное право по своей сущности выражает возведенную в закон волю господствующих классов. Положение о том, что оно предоставлено нормой права или
47 Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений, с. 590.
48 Голунский С. А., СтроговичМ. С. Теория государства и права.' М„ 1940, с. 278.
49 X а л ф и н а Р. О. Общее учение о правоотношении, с. 235. 60 Теория государства и права. М., 1968, с. 531. 51 Ч е ч о т Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968, с. 27. 62 М ар к с и с т с к о - ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право, с. 520.
предусмотрено законом (в смысле законодательства) не тождественно описанию его сущности и лишь создает представление о том, что субъективное право—придаток закона.
Вместе с тем, ограничиваясь указанием на меру поведения, на масштаб дозволенного, бытующие определения субъективного права не отражают одну чрезвычайно важную гносеологическую тонкость—оно, в отличие от объективного 'права, существует на грани возможности и действительности, с него начинается реализация общих норм. Субъективное право—это система наличных прав субъектов, их юридический статус, положение, характеризуемое состоянием свободы выбора решений и действий, без которых 'нет самодеятельности субъектов. Общая норма абстрактна, а субъективное право привязано к участнику общественных отношений, т. е. к деятельному лицу. Если угодно, то обладание такими правами является одним, из свойств участников общественных отношений в государственно организованной их жизнедеятельности. Как отразить в краткой дефиниции и сущность субъективного права, я диалектичность его существования? Можно предложить две дефиниции. Субъективное право—это система наличных прав субъектов, выражающая материально детерминированную и возведенную в закон волю господствующих классов, закрепленную в объективном праве. Единичное субъективное право—это юридически обеспеченная мера возможного поведения лица, гарантирующая ему самодеятельность, свободу выбора, пользование материальными и духовными благами на основе существующих отношений производства и обмена.
§ 5. Интерес и субъективное право
Объективно обусловленный интерес является движущей силой деятельности людей. В праве прежде всего выражены интересы господствующих классов. В какой мере они совпадают с интересами отдельных членов общества и с общественным интересом, зависит от характера строя и этапа его развития. Этот вопрос достаточно выяснен в марксистской литературе. Надо лишь иметь в виду, что само право—объективное и субъективное—не является интересом. Интерес динамичен, право, особенно объективное,— статично. Поэтому законодательство и содержащаяся в нем объективированная воля лишь в принципе совпадают с интересом класса (народа), 'который подвергается изменению быстрее, чем на это может реагировать правовая система. К тому же ведь всегда важно, чтобы законодатель мог и хотел верно понять действительный интерес тех, от им.еяи которых он действует.
/""" Применительно к субъективному праву проблема социального интереса имеет еще один существенный аспект. Во многих случаях для приобретения субъективного права и во всех слу-
18С
чаях его реализации играет первостепенную роль интерес субъекта, в том числе отдельной личности. Личный интерес может не иметь социального значения, и тогда он никак не отражен в субъективном праве. Но личный интерес может иметь и очень часто имеет социальное значение. Такой интерес отражается и закрепляется в субъективном праве, на него оно опирается, и он является стимулом свободного действия управомоченного лица. Наделенное субъективным правом лицо заинтересовано в той или иной мере в использовании предоставленной ему юридической возможности. Если этой заинтересованности нет, то оно и не пользуется такой возможностью. В этом смысле можно, вероятно, говорить о примате интереса над волей в субъективном праве53. Воля шоетупать так или иначе, пользуясь предоставленной свободой действий, определяется интересом.
Однако личный интерес нельзя во всех случаях трактовать как выгоду субъекта, в сугубо эгоистическом плане и с односторонне субъективистских позиций—об этом мы уже говорили. Во-первых, социальный интерес личности имеет объективное основание и в этом смысле не так уж зависит от tqto, что данная личность думает о своем интересе. Во-вторых, для использования субъективного права всегда необходимо, чтобы имело место какое-то совпадение между интересом личности и социальным интересом, отраженным в праве объективом (интересом общеклаосовьгм, общенародным н т. п.). В-третьих, использование предоставленной юридической возможности в собственном интересе не 'означает использования к личной выгоде, во всяком случае не всегда означает действительно собственный интерес. Заинтересованность управомоченного может диктоваться интересами другого лица или общественными инте-••• ресами. Сам по себе термин «собственный интерес» является в этом смысле неточным.
В юридической литературе долго шел спор: в чем ценность субъективного права для личности — в том ли, что оно позволяет действовать по своей воле, или в том, что позволяет действовать в своем интересе? По всей видимости, этот спор не имел никогда под собой достаточной научной и практической почвы. Без интереса нет волевых действий; без волевых действий не 'удовлетворить интереса. Социальная ценность субъективного^ 'Права, как мы пытались доказать, заключается в гарантированной свободе действия личности.
Соотношение между интересом и субъективным правом лако-яично и четко сформулировано С. Н. Братусем: «Субъективное право, опираясь на интерес, само интересом не является, хотя утеря социально значимого интереса и может привести к тому, что субъективное право утратит свое значение и свою
"Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. "•> 1948; Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959.
ценность»54. «Будучи за пределами субъективного права,— пишет Д. М. Чечот,— интерес есть предпосылка и цель субъективного права»55.
При всем антагонизме, непримиримости между частным и общественным интересом в досоциалистических формациях в субъективном праве оказывались формально совмещенными интересы личности, государства (господствующих классов, их властвующей группы) и общества. Объясняется это прежде всего тем, что право и государство никогда не могут полностью пренебрегать общими делами, поддержанием условий существования данного общества, его сохранением, хотя бы во имя интересов тех, кто осуществляет власть. Социализм создает наиболее благоприятные (для классового и государственно организованного общества) объективные предпосылки гармонического сочетания личных и общественных интересов, что и должно находить выражение, в частности, в системе субъективных прав граждан социалистических государств.
Объективно необходимое совмещение, а при социализме и возможное совпадение общественных и личных интересов в праве создает специфическую и давным-давно подмеченную ситуацию, особо действенную в демократическом обществе. •Отстаивая свои собственные юридические права, гражданин практически выступает 'в защиту действующего законодательства и правопорядка. Участвуя в охране правопорядка, гражданин борется тем самым и за незыблемость собственных трап.
. Жизнь настолько разнообразна и подвижна, что постоянно возникающие .потребности и интересы в самых различных сфе-/ pax деятельности людей, организаций 'и учреждений не могут полностью охватываться и закрепляться в законодательстве, в субъективных правах и юридических обязанностях. Юридически закрепляются лишь наиболее социально значимые интересы. В тех случаях, когда не закрепленные в объективном и субъективном npaiBe интересы признаются в качестве законных или законом охраняемых интересов, они подлежат защите в той же мере, что и субъективные права. Категория «охраняемые законом интересы» в советской юридической науке разработана слабо. Д. М. Чечот прав, когда замечает: «Нужно либо доказать, что никаких защищаемых законом интересов, помимо субъективных прав, не существует, а поэтому использованное во многих актах... понятие «охраняемый законом интерес» ошибочно, либо, признав правомерность этого понятия, подвергнуть его исследованию как в общетеоретическом плане, так и в сфере отраслевых дисциплин»56.
64 Б р атусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950, с. 20—21. Б5 Ч е ч о т Д. М. Субъективное право и формы его защиты, с. 35. 56 Там же, с. 43.
С общетеоретических позиций по поводу категории «законный интерес» можно сказать следующее. Во-первых, она связана с пробельностью материального права. Во-вторых, об охраняемом законом интересе («законном интересе») может идти речь только в случаях, когда объективное и субъективное право данный интерес так или иначе не опосредовало.
Необходимость охраны законных интересов может вместе с этим свидетельствовать о насущной потребности в формировании нового субъективного права и новой общей нормы. Категория законного интереса не должна восприниматься только в плане пробелов, 'подлежащих восполнению. Незначительные пробелы практически трудно восполнять, и к тому же часть из них связана с охраной быстро изменяющихся интересов отдельных субъектов права, интересов, которые не приобретают в данный шериод социальной значимости на уровне общеклассовых задач, но и не носят чисто личного характера.
С позиций режима законности важно, чтобы суды не использовали излишне широко предоставленную им возможность (и обязанность) охраны такого рода интересов, чтобы признание интереса законным не приводило к нарушению прямо предусмотренных в объективном праве «юридических интересов», т. е. социальных интересов, находящихся под непосредственной защитой правовых норм.
Если отвлечься от некоторых возможных исключений, то можно 'все же считать, что указание в законодательстве об охране законных интересов является признанием пробельности системы субъективных прав, так же как указание на недопустимость отказа .в рассмотрении спора за отсутствием закона является признанием пробельности объективного права. И в этом вопросе, как и в иных, ощущается неразрывная связь между субъективным и объективным правом.
Вот почему систематическое признание судебной практикой данного интереса субъектов права подлежащим охране, т. е. законным интересом, свидетельствует о процессе формирования соответствующего субъективного права в силу того, что этот интерес приобретает достаточно высокий уровень общезначимости. В странах, где судебная практика не признана источником 'права, такая систематическая однородная деятельность суда должна привести к принятию нормативного акта органом власти. В иных странах с этой проблемой справляются проще в силу действия прецедентного права.
Пробелы в субъективном праве неизбежны, но когда в системе прав субъектов их оказывается много или они становятся значительными по своему характеру, то возникает опасность сбоя в правовом регулировании, являющаяся следствием того, что законодатель недостаточно следит за изменением общественных отношений или не желает по каким-то привходящим
соображениям усовершенствовать правовые нормы, закрепить в законе соответствующие притязания. Но социально значимыми интересами нельзя пренебрегать в правотворчестве и при отправлении правосудия.
Важно понимать, что социальные интересы являются побудительными стимулами деятельности общественных образований (целых регионов обществ), классов и отдельных слоев населения, каждой личности. Именно социальные интересы побуждают их принимать участие в сохранении или достижении более благоприятных условий человеческого существования, бороться за коренные изменения в экономическом и политическом строе, устранять обстоятельства, которые тормозят социальное движение, прогресс.
Только своевременное отражение в правовой системе и системе субъективных прав назревших объективных потребностей и социальных интересов (объективной нуждаемости в экономических, политических и культурных благах) в состоянии поддерживать действенное правовое регулирование общественных отношений, правопорядок 'и законность. Сама жизнь и g первую очередь материальные условия формируют интересы личности и общества, интересы существуют в реальной действительности в качестве 'прежде всего взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд57. В этом смысле интересы не зависят от представлений людей об этих интересах и лежащих в их основе потребностях. С "^угой стороны, интерес предполагает осознание объективных потребностей и сознательно-волевую деятельность, направленную на достижение целей, выдвигаемых соответственно понятому интересу. Осознавать и своевременно выражать социальные интересы в праве не столь просто. Приходится иметь в виду и то, что .политические, экономические, культурно-этические интересы одного и того же класса, одной и той же социальной группы не всегда полностью сочетаются. В силу одного этого обстоятельства охраняемые государственным аппаратом политические интересы тех, 'кто осуществляет власть, могут отодвинуть на второй план экономические, а тем более культурно-этические интересы. Разумеется, в 'конечном счете экономические потребности и интересы возобладают и найдут свое концентрированное выражение в государственной политике, но это лишь в конечном итоге, который может 'наступить и через довольно длительный период времени.
У каждой личности также есть самые разнообразные интересы, и нельзя думать, что при любой жизненной ситуации материальный интерес занимает господствующее положение. Во всяком случае всем прекрасно известны исторические факты, когда главнейшим стимулом человеческих поступков оказывают-
67 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 31.
ся этические или политические идеалы, ради которых люди могут жертвовать не только материальными интересами, но и самой своей жизнью. Только, если взять социальные общности и историю их развития в целом, выясняется, что в самом последнем счете основой духовных потребностей и интересов оказывались материальные условия жизни и назревшая необходимость их изменения.
Одной из задач юридической науки является выяснение, насколько система субъективных прав (юридических обязанностей) полно отражает и закрепляет реально существующие интересы граждан (организаций, учреждений) и какие из этих интересов требуют дополнительного юридического признания. По сути проблема та же, что и соотношение между притязаниями и моральными 'правами личности, с одной стороны, и юридического характера правами—субъективным правом—с другой стороны. Только в данном случае вопрос углубляется до выяснения лежащих в основе притязаний личности, классов, социальных групп, организаций объективных потребностей и обусловленных ими интересов. К тому же не всякого рода интересы могут найти свое выражение в определенных общезначимых притязаниях, моральных требованиях и общественном сознании, которое в качестве правосознания будет стимулировать формирование собственно права, охраняемого государством. Прежде всего ясно, что интересы должны носить социально значимый характер и не быть сугубо личными, а тем более асоциальными. Далее, эти интересы не могут противоречить интересам господствующих классов, господствующей воле. Наконец, это должны быть интересы, которые можно выразить не только в субъективном праве, но и гарантировать юридическими обязанностями. Если интересы не обеспечить внешне принудительной, 'государством установленной обязанностью—юридической обязанностью, то такие интересы и соответственно притязания не могут стать субъективным правом. Их даже нечего пытаться санкционировать законом и судом.
Надо оговорить, что подобный вопрос не представляет проблемы, когда речь идет о притязаниях (интересе) в имущественных отношениях. Притязание имущественного характера, связанное с отношениями собственности и товарооборотом, если есть на то государственная воля, всегда может быть обес-' печено юридической обязанностью (разумеется, если таковая не противоречит объективным закономерностям данной формации, оправдана материальными условиями). В иных сферах общественной жизни, не связанных с фактическим владением вещами и обменом, не любые интересы и притязания могут быть поддержаны обязанностями, а потому и не любые из них даже могут стать правом. Во-первых, моральному притязанию не всегда соответствует моральный долг (обязанность) других считаться с этим притязанием. Кроме того, во-вторых, отнюдь не
любой моральный долг может быть закреплен как юридическая обязанность.
В свое время специфическая черта субъективного права имеющего своим коррелятом юридическую обязанность была подмечена Л. И. Петражицким, хотя и в совершенно неприемлемой для нас интерпретации: с точки зрения «императивно-атрибутивных» эмоций индивида.
Ни право, ни притязание, ни даже правосознание нельзя сводить к эмоциям индивида. Однако отличие правового сознания от нравственного состоит, в частности, действительно в том, что представления о юридически значимых правах непременно ассоциируются с юридическими обязанностями. Такая ассоциация отражает правовую реальность, связь субъективных прав с юридическими обязанностями.
Вероятно, подобная грань существует и между правосознанием 'и политическим сознанием. Политический интерес, притязание политического характера могут 'получить выражение в юридических правах только при условии, если им будут соответствовать юридически признанные обязанности. Важно и то, что субъективное право всегда предполагает не только юридические обязанности других лиц, но и определенные юридические обязанности управомоченного лица. Общественные отношения, предполагающие сосредоточение у одной стороны всех прав, а у другой только одних обязанностей, не опосредуются законодательством, не нуждаются в правовом регулировании. Только в абстракции можно выделить отношение, у одной стороны которого субъективное право, а у другой юридическая обязанность. От 'подобной абстракции, полезной для анализа и часто употребляемой в теории, надо отличать фактическое положение и юридическую практику, да и .историю (например, как отмечалось, отношения между рабовладельцем и рабом не нуждались в правовом опосредовании, 'первый полностью господствовал над вторым).
Таким образом, к числу необходимых предпосылок, без которых нельзя ожидать преобразования интереса личности, а точнее, ее притязаний, в субъективное право, можно отнести:
приобретение интересом личности социальной значимости, его соотносимость с общественным интересом, возможность обеспечения такого интереса юридическими обязанностями иных участников общественных отношений. Когда интерес личности оказывается закрепленным в субъективном и объективном праве, последнее приобретает по отношению к породившему его интересу относительную самостоятельность. Интерес может исчезнуть, измениться, но право в связи с этим автоматически не отменяется. Более того, одно и то же право может часто использоваться для удовлетворения разных интересов.
Отвергая понимание субъективного права как защищенного интереса, нельзя игнорировать роль социальных интересов лич-
ности, господствующих классов, общества в формировании и реализации системы субъективных прав. Изучение проблемы интереса в субъективном праве должно быть продолжено. Подобные исследования особенно полезно осуществлять методами конкретно-социологического анализа. Общетеоретические основы изучения проблемы состоят в следующем: а) признание единства субъективного и объективного 'права; б) понимание того, что субъективное право позволяет развивать самодеятельность людей и коллективов58; в) утверждение, что совокупность наличных прав субъектов обеспечивает им определенную сферу «индивидуальной автономии»59; г) наконец, четкое представление о том, что в интересе лица может выражаться как его личный социально значимый интерес, так и интерес иных лиц, а также общественный интерес60. Последнее обстоятельство при исследовании субъективных прав в социалистическом обществе приобретает особое значение.
Интерес субъекта толкает его к приобретению и использованию субъективного права, он же приводит к существенным модификациям этого права, предусмотренным законодательством, 'в котором выражены интересы 'классов или всего народа.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1129;