Ж. Бодрийяр: создание теории
Жан Бодрийяр (J. Baudrillard) - родился в 1929 году, французский социолог и
культуролог.
Ж. Бодрийяр является профессором Парижского университета, преподает также в
ведущих учебных заведениях США и Европы.
Ж. Бодрийяр испытал сильное влияние К. Маркса, Э. Дюркгейма,
структуралистов, особенно структурных лингвистов, и, конечно, М. Фуко, взяв у него
идею деконструкции. Строго говоря, сам Ж. Бодрйияр не считает себя постмодернистом
и даже социологом: <Я метафизик, возможно, моралист, но определенно не социолог.
6 Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992. - Р. 65
7 Ibid. - P. 27
Единственная <социологическая> работа, на которую я могу иметь законные притязания
- это моё усилие положить конец социальному, самой концепции социального>8.
Однако, несмотря на данные заявления, Бодрйияр среди социологов считается все
же социологом. Он автор многочисленных сугубо социологических работ. Среди его
трудов: <Система вещей>, <Потребительское общество>, <Критика политической
экономии знака>, <Зеркало производства>, <Символический обмен и смерть>, <В тени
молчаливого большинства>, <Совращение>, <Симулякры и симуляции>, <Фатальные
стратегии>, <Иллюзия конца>, <Экстаз коммунизации>, <Год 2000 может не
наступить>, <Америка>, <Прозрачность зла: очерки об экстремальных явлениях>
(последние две работы были переведены на русский язык и вышли в свет в России в 2000
г.) и др.
<Конец социального>
Что стоит за высказанным Бодрийяром постулатом о <конце социального>? По
его мнению, это означает, что социальное растворяется, разжижается в массе. Такие
социальные реалии как класс или этнос просто растворяются при создании огромной,
недифференцированной массы, которая мыслится им как статистическая категория, а
не социальная общность. В таком понимании социальное отмирает. А если социальное
отмирает, то с ним исчезает и классическая социология, предметом которой как раз
является социальное. Тогда возникает потребность о новом типе теоретизирования об
окружающем мире. И Бодрийяр предпринимает такую попытку создания принципиально
новой теории об обществе.
Речь идет об <антисоциальной> теории с принципиально новыми понятиями.
Бодрийяр свою теорию ассоциирует с <патафизикой> - <наукой воображаемых
решений>, заявляя, что это единственный путь отражения реальности, в которой сегодня
оказалось человечество.
Отнюдь не случайно, ряд ученых относят работы Бодрийяра к научной
социологической фантастике, в которой нарочито утрируются реальные тенденции и
при этом исследуется, каким может быть будущее, если люди не вмешаются в нынешний
ход жизненных процессов. При этом само исследование осуществляется не в привычных
научных понятиях, а подчас посредством неординарных трактовок старых понятий, в
которые вкладывается новый смысл (упоминавшаяся выше <масса>), с помощью
афоризмов и даже стихов и анекдотов. Такова форма теории постмодерна, таков её
научный инструментарий, к которому, очевидно, придется привыкать всем, кто серьезно
относится к этому научному направлению.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 980;