Постмодернистская ментальность
З. Бауман исходит из того, что есть множество определений постмодерна, каждое
из которых отражает те или иные стороны этой новой реальности. Для самого Баумана
постмодерн - это определенное состояние ментальности, отличное от ментальности
модерна.
Вот лишь некоторые основные черты постмодерна, выделенные З. Бауманом,
одним из создателей социологии постмодерна в книге <Признаки постмодерна>:
- плюрализм культур, который распространяется на буквально все: традиции,
идеологии, формы жизни и т.д.;
- постоянно происходящее изменение;
- отсутствие каких-либо властных универсалий;
- доминирование средств массовой информации и их продуктов;
- отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой
символы1.
Особенно нормативность размывается в сфере морали, которая становится
амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского
общества выглядит так:
1) Люди перестают быть плохими или хорошими. Они просто <морально
амбивалентны>.
2) Моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью.
3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия
устойчивых моральных принципов.
4) Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль.
5) Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет механизма морального
контроля.
6) Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему,
касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает
потребность быть для другого.
7) Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами2.
Это отличие выражается, прежде всего, в рефлексивности постмодернистов, в их
критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеям
и действиям. Постмодернистская ментальность позволяет индивидам преодолевать
власть структур, характерную для общества модерна, которая задавала вполне
определенные жизненные ориентиры. Более того, постмодернистская ментальность дает
индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это
позволяет им лучше реализовать свой интеллектуальный потенциал вне зависимости от
социального происхождения.
Ментальность постмодерна не нацелена на поиск окончательных истин. Скорее,
постмодернисты стремятся к утверждению нового стандарта истины,
предполагающего её относительность.
Модернисты стремятся понять мир, прежде всего, с помощью рационального
инструментария. Постмодернисты не чураются иррациональных понятий, толерантно
относятся к мистике и вообще учатся жить с явлениями, которые пока не получили
объяснения.
Модернисты хотят контролировать мир, покорять природу. Постмодернисты не
только не стремятся к этому, а, напротив, предпринимают усилия, чтобы разрушить этот
контроль. Бауман замечает: <Модерн был долгим маршем в тюрьму. До нее так никогда
и не дошли (однако в некоторых местах, таких как сталинистская Россия, гитлеровская
Германия или маоистский Китай, подходили весьма близко), хотя не из-за недостатка
старания>3.
1 См.: Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992
2 См.: Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1993; Life in Fragments: Essays in
Postmodern Morality. Oxford, Blackwell, 1995
3 См.: Ritzer G. Postmodern Social Theory. - The McGraw-Hill Companies, 1997. - Р. 158
Бауман написал целую работу, посвященную сравнительному анализу
ментальности модерна и постмодерна. Она называется <Законодатели и интерпретаторы:
о модерне, постмодерне и интеллектуалах>.
Под <законодателями> социолог имеет в виду интеллектуалов с модернистским
мышлением. Для них характерно следующее: авторитарные суждения, особенно в
случаях, когда необходимо сделать выбор между разными мнениями; вера в
правильность и обязательность; интеллектуалы могут иметь больший доступ к знанию
в сравнении с остальными; считается, что продукция интеллектуалов имеет
универсальную валидность; интеллектуалы имеют право выносить заключения о
значимости локальных идей, их моральной ценности.
<Интерпретаторы> - интеллектуалы с постмодернистским мышлением.
Соответственно, для них характерно иное: они переводят, точнее, делают доступными
идеи одного сообщества для восприятия другим сообществом; они не ориентированы на
выбор <лучших идей>, их цель - обеспечить коммуникацию между автономными
сообществами; интерпретаторы стремятся предотвратить искажение в процессе
коммуникации; для этого они развивают глубокое понимание той системы знания,
которую необходимо адаптировать для восприятия другими4.
Постмодернистское мышление, по существу, предполагает принятие
амбивалентности как естественного положения вещей. Поэтому это мышление
толерантно, ибо оно принимает существование различий как естественную данность.
Утверждение толерантного мышление тем более необходимо в виду появления и
сосуществования многочисленных сообществ, которые функционируют относительно
самостоятельно и отнюдь не проявляют тенденцию к солидарности.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 806;