Постмодерн и потребность нового социологического знания
Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой
характерно качественное увеличение неопределенности весьма многих социальных
реалий. Становятся очевидными проявления, связанные со случайностью,
многовариантностью и альтернативностью.
Как же исследовать эти новые реалии с собственно социологических позиций?
Некоторые социологи стали исходить из того, что для анализа отмеченных выше реалий
требуется принципиально новый тип теоретизирования о социальном мире.
В самом общем виде их воззрения свелись к следующему.
- Эра всеобъемлющих социальных теорий, которые могли бы дать рациональные
ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся
размытые, диффузные социальные реалии, смешанные стили жизни и т.д., закончилась.
Ожидать разработку теорий в духе Маркса, Дюркгейма или Парсонса ныне не
приходится. Вместе с тем многие постмодернисты являются сторонниками и
последователями этих социологов, что, несомненно, сказывается на характере их
взглядов (своим локальным и этноцентристским интерпретациям подчас пытаются
придать неоправданно глобальные обобщения).
- В отличие от классических и современных социологических теорий,
нацеленных на выявление истины, на представление целостного знания о сущностных
связей определенной области действительности, теории постмодерна по духу
релятивистские. Они открыты не только для рациональных, но и для иррациональных
понятий. Их главная цель - найти не исчерпывающие ответы, а выявить характерные
тенденции современного общественного развития. Примером тому может быть уже
упоминавшаяся теория макдональдизации общества, предложенная Дж. Ритцером. Она
образно определяет процесс распространения особых социальных практик, характерных
для ресторанов быстрого обслуживания, во многие сферы общественной жизни -
образование, медицину и т.д.
- Теории постмодерна, строго говоря, не являются собственно социологическими.
Они вбирают достижения целого ряда дисциплин - лингвистики, антропологии,
математики, особенно семиотики, включающей в себя не только язык, но и другие
знаковые и символические системы, и т.д. Во многих из них практически отсутствуют
границы между реальностью и виртуальной реальностью, предметами и их образами,
между наукой и фантастикой, детерминизмом и индетерминизмом.
Некоторые представители постмодерна даже не считают себя социологами.
Однако независимо от их собственных мнений влияние теорий постмодерна на
современную социологическую мысль является бесспорным. Они отвечают основным
критериям научной теории - имеют дело с социально значимыми проблемами,
признаются и широко применяются представителями социальных наук, выдерживают
определенное испытание временем.
- Некоторые представители постмодерна пытаются придать новое звучание и
толкование мифам, мистическим и религиозным обрядам, считая, что сегодня они
выступают в качестве новых нормативных регуляторов социальных практик людей.
- Сами постмодернисты оценивают происходящие перемены в обществе по-
разному. Одни считают, что общество уже радикально изменилось. Другие полагают,
что постмодерн ныне сосуществует с модерном. Нам представляется данная позиция
более адекватной происходящим переменам. В самом деле, постмодерн не мог враз
проникнуть во все культуры, охватить все сферы общественной жизни. Поэтому, на наш
взгляд, сегодня правильнее говорить об особенностях постмодерна применительно к
конкретному социально-культурному пространству.
Представителей постмодерна уже достаточно много. Кого выбрать из них для
рассмотрения? Мы решили остановиться только на тех именах, которые уже достаточно
известны социологической общественности, кто упоминается, как в специальных
учебниках по социальной теории постмодерна, так и в пособиях по общей социологии.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 617;