Предмет социологической теории постмодерна
Постмодернистская социология, по мнению Баумана, должна быть в принципе
отлична от современной социологии, ибо имеет дело с нерациональной культурой
постмодерна. Стало быть, сама постмодернистская социология должна быть
нерациональной по форме, из чего логически следует, что она должна радикально
отказаться от традиционного теоретико-методологического инструментария
классических и модернистских социологических парадигм. Хотя Бауман признает
справедливость данного постулата, он полагает, что сегодня он сам не готов к
обоснованию нерациональной социологии и, по возможности, выступает за
преемственность, сохранение постмодернистской социологией всего того, что уже
наработано мировой социологической мыслью. В постмодернистской социологии
научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации.
Вместе с тем Бауман выступает за то, чтобы уже сегодня пересмотреть понимание
полипарадигмальной сущности социологии. Пока в современной социологии
представители каждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость, некоторые из
них не оставляют попыток добиться того, чтобы их теории была бы своего рода
гегемоном в социологии. По мнению Баумана, полипарадигмальная сущность
социологии должна сохраниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий,
так, чтобы каждая из них, по существу, могла дополнять полученные результаты всех
других теорий. Заметим, что подобный взгляд ещё в начале восьмидесятых годов
высказывал Дж. Ритцер5.
4 См.: Ritzer G. Op. cit. - P. 156
5 См.: Ritzer G. Toward an Integrated Sociological Paradigm: The Search for an Exemplar and an
Image of the Subject Matter. Boston: Allyn and Bacon, 1981
В силу высказанных соображений Бауман особые усилия прилагает к созданию
социологической теории постмодерна. Такой подход предполагает определенную
преемственность с социологией классической и модерна.
Принципиальные положения, высказанные Бауманом об обществе постмодерна,
следующие. Нельзя постмодерн рассматривать через призму ценностей современного
общества. Постмодерн это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда
следует, что постмодерн не болезненная форма и не аномия современного общества.
<Постмодернистское общество есть система со своим собственным правом>6, -
заключает Бауман. И социология постмодерна должна принять <специфику
постмодернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматривать её как больную
или деградированную форму современного общества>7.
Социологическая теория постмодерна должна освоить неодетерминистский
характер новых социальных реалий. У них весьма слабые связи с прошлым
историческим развитием, и они не обладают способностью детерминировать будущее.
Словом, у социологии постмодерна должен быть свой новый предмет исследования.
В самых общих чертах социология постмодерна включает в себя следующее:
1. Её предметом является сложная непредсказуемая общественная система,
прежде всего, в виде потребительского общества.
2. Изучение разнообразных агентов, которые практически не зависят друг от
друга и в целях достижения своих, свободно выбираемых целей, стремятся преодолеть
централизованный контроль.
3. Она исследует хаотическое пространство и хроническую неопределенность,
состояние беспокойства, в котором оказываются интеллектуалы интерпретаторы.
4. Изучение идентичности агентов, которая постоянно изменяется, но не
развивается в определенно ясном направлении.
5. Она изучает то, как люди относятся к своему телу, имея в виду как воздействие
внешних институтов, так и внутреннее выражение свободы.
6. С учетом того, разнообразные агенты практически не зависят друг от друга, тем
не менее, исследуются их временные выборы, объединения, распады связей, о чем
свидетельствуют символические признаки, которые и могут быть предметом изучения.
7. Она исследует символические признаки, которые в условиях неопределенности
выражают определенную значимость для определенных категорий агентов.
8. Особую значимость приобретает исследование знания, которое в условиях
постмодерна знаменует свободу доступа к жизненным ресурсам и возможность их
выбора. Знание также становится одним из основных источников конфликта,
нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 824;