Рефлексивность структур модерна
Именно так Бек обозначает квинтэссенцию современной фазы модерна. По
его мнению, главной особенностью современного западного общества является все
увеличивающаяся свобода индивидов от влияния общественных структур. В
результате перед людьми открываются невиданные ранее возможности
рефлексивного созидания не только себя, но и обществ, в которых они живут.
Социальное как таковое не исчезает, но становится подверженным влиянию
рефлексивности. Перед людьми открываются выборы социального контекста - в
какие социальные отношения вступать и поддерживать, а в какие нет.
Рефлексивность распространяется на жизненные ориентации и ценности.
Появляются новые тенденции в мышлении и поведении людей: если ранее они были
прежде всего обеспокоены благосостоянием, то теперь - рисками. Их сознание все
больше волнуют проблемы, связанные с предотвращением и минимизацией рисков:
<Непосредственная опасность конкурирует с сознаваемым содержанием риска. Мир
видимой нужды или видимого изобилия оттесняется на задний план подавляющим
превосходством риска>26.
Более того, ментальность модерна, особенно отношение людей к рискам,
способно влиять на характер их бытия. <В классовых обществах бытие определяет
сознание, - пишет У. Бек, - в то время как в обществе риска сознание определяет
бытие. Соответственно политический потенциал общества риска должен
рассматриваться и анализироваться в социологии и теории возникновения и
распространения знания о рисках>27.
Модерн, считает социолог, производит не только риски, но и особую
рефлексивность в отношении рисков. Не только специальные структуры, но сами
люди начинают собирать информацию о рисках и их последствиях. Они перестают
доверять официальным структурам и даже ученым.
Рефлексивность распространяется на то, как общество, его структуры
относятся к природе. Людей беспокоит то, что многие научные лаборатории
начинают функционировать сами по себе, осуществлять эксперименты, которые
могут иметь губительные непредвиденные последствия. К чему, например, могут
привести опыты по клонированию человека сегодня предсказать не может никто
даже из специалистов. В противовес деятельности таких структур возникают группы
индивидов, проявляющих особую рефлексивность, как в отношении политики
центральной власти, так и функционирования институтов, производящих риски.
Таким образом, модерн, как считает Бек, производит не только новые риски,
но и новые рефлексивные способности, позволяющие минимизировать данные
риски.
23 Там же. - С. 25-26
26 Там же. - С. 54
27 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 14
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 542;