Деконструкция: теоретическое обоснование
Как было отмечено выше, метод деконструкции практически используется
всеми представителями постмодернизма. Но у Ж. Дерриды он имеет свой смысл.
Кроме того, деконструкция получает и теоретическое обоснование в целом ряде его
работ, начиная с <Нечто, относящееся к грамматологии>.
Как определяет сам Деррида, <деконструкция есть движение опыта,
открытого к абсолютному будущему грядущего, опыта, по необходимости
неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании
другого и отдан ожиданию другого и события. В его формальной чистоте, в той
неопределенности, которую требует этот опыт, можно обнаружить его внутреннее
родство с определенным мессианским духом>21.
Деконструкция как специфическая методология исследования любого
социального текста, но прежде всего литературного, предполагает выявление
скрытых в нем, по словам Дерриды, <спящих смыслов>, перешедших в современный
тест из <первописьма> - мыслительных стереотипов и других дискурсивных практик
прошлого. Исходя из концепции о смерти Автора, социолог считает, что эти
<спящие смыслы> не доступны ни рядовому, ни искушенному читателю, ни даже
автору текста, так как речь идет о неосознаваемых мыслительных стереотипах,
характерных для языковых практик того времени, когда создавался текст. В свою
очередь, эти стереотипы также со временем изменяются независимо от автора
текста. Иными словами, любые значения никогда и ни в каком месте не обретают
застывшую структурную форму.
В итоге Деррида приходит к выводу о принципиальной невозможности
отобразить содержание бытия, ибо, анализируя элементы письма с помощью
деконструкции, исследователь, по существу, имеет дело с <истиранием> бытия и
следов присутствия человека. Отсюда неизбежное появление в любом тексте
<неразрешимостей>, логических противоречий, обусловленных природой языка,
динамикой развития значений. И как следствие, обосновывается постулат о
19 Деррида Ж. Страсти // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра
социологических исследований Российской АН. М.: Socio-Logos'96, 1996. - С. 274
20 Заинтересованный читатель может обратиться к их трудам, изданным на русском языке: Барт
Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. - М.: Издательская группа <Прогресс>, Универс>,
1994; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя, 1998; его же. Феноменология. -
СПб.: Алетейя, 2001
21 Цит. по: Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - С. 197
невозможности единственной интерпретации текста и относительности,
субъективности любого прочтения. Это ещё раз доказывает несостоятельность
логоцентризма. Но подвергнуть эту научную и культурную традицию сомнению с
помощью логических приемов невозможно. Для этого можно и нужно использовать
деконструкцию.
Что же конкретно дает деконструкция исследователю? По мнению социолога,
эта методология позволяет в одной плоскости рассмотреть как действительность, так
и её рефлексию индивидами. Причем, исходя из того, что стираются грани между
объективными экономическими, политическими, образовательными структурами и
субъективным их восприятием сознанием людей.
Предметом для деконструкции прежде всего является иррациональный
характер отношений между <материальными> институтами государственной власти
и <факультетами> философии, права, медицины и др. По мнению Дерриды, власть -
это господство любых ментальных структур, таких, например, как <власть> или
<университет>, которые, обретая мистическое содержание, могут выступать как
самостоятельные силы, манипулирующие сознанием людей. Структуры борются за
влияние над сознанием людей, что неизбежно порождает плюрализм производимых
и потребляемых смыслов, отличных от бытия. Соответственно, осуществляется
мистификация сознания.
Деконструкция как раз предполагает работу по выявлению природы
человеческого непонимания, показывает, что смысл авторитета любых структур
имеет внутреннюю противоречивость. Как считает Деррида, исходное различие
смысла и бытия не может быть преодолено за счет однозначного смысла.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 830;