Метод деконструкции
Фуко предложил особый метод исследования дискурсивных практик. Он
состоит из двух взаимосвязанных исследовательских приемов. Первый -
деконструкция дискурса на составляющие его компоненты. Этот прием позволяет
скрупулезно описать отдельные культурные практики или знание, устранив <налет>
субъективного, человеческого фактора, который мог в них потенциально
присутствовать. В итоге исследователь должен стремиться к тому, чтобы
определить правила образования конкретного дискурса в определенное
историческое время. Так, например, речь может идти о правилах образования
понятий в конкретной области знания. Эти правила образования понятий
существуют не только в сознании конкретных индивидов, но сами по себе. При этом
Фуко особо подчеркивает, что археология знания радикально противоположна
истории идей, выделяя при этом четыре отличительных принципа:
1) археология знания не имеет дело с мыслями, представлениями, образами, а
исследует дискурсы сами по себе, как практики, построенные по определенным
правилам. Археология не интерпретивная теория, и она не пытается найти другой,
латентный смысл;
2) археология знания не стремится к тому, чтобы выявить генезис дискурса.
Её цель состоит в определении специфичности конкретного дискурса;
3) археологию знания не интересуют творческие произведения конкретных
писателей и художников. Её задача - выявить типовые правила, используемые в
произведениях писателей, художников, ученых;
4) наконец, археология знания <стремится к систематическому описанию
дискурсивного объекта>17.
Заметим, что, начиная с Фуко, метод деконструкции стал весьма характерен
для других версий постструктурализма, а также и для ряда теорий постмодерна.
Эпистема
16 Цит. по: Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. -
С. 900
17 См.: Ritzer G. Postmodern Social Theory. - The McGraw-Hill Companies, 1997. - Р. 41
Вторая составляющая метода Фуко - индукция от конкретных дискурсов к
обобщенной <эпистеме>, под которой понимается общая, характерная для
конкретного исторического периода система мышления, научного
теоретизирования. Это может касаться как правил построения отдельных теорий, так
и целых отраслей знания - философии, социологии, экономики, лингвистики и т.д.
Так, согласно теории археологии знания формы <эпистем> в истории
человеческой цивилизации неоднократно существенно менялись. В европейской
культуре шестнадцатого века в науках акцент делался на выявлении систем родства
и сходств между явлениями. В семнадцатом веке - на формулировании
представлений и образов. В начале восемнадцатого века знание представлялось в
виде таблиц. В конце этого же века новой основой знания становится
<трансцендентное поле субъективности>. Стержнем социально-гуманитарного
знания становится человек. Однако данной эпистеме неизбежно сопутствует
<ангажированность> социально-гуманитарного знания, что в итоге приводит к
навязыванию людям деформированной формы видения окружающего мира. Не
случайно, социальные науки вообще и социология, в особенности, оказались в
кризисе. Выход из него Фуко видит в переходе к новой эпистеме, стержнем которой
является <лингвистическая составляющая> - языковая организация человеческого
знания. Именно язык, точнее его знаковые и символические системы, по мнению
Фуко, способны более адекватно отображать хаотичность, диффузность
современного социального мира.
Формы <эпистем>, как считает Фуко, непосредственно связаны с характером
общественных укладов, определяют особенности всех других сфер
жизнедеятельности людей.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1104;