Новый взгляд на мироздание

Какой же взгляд на мироздание предлагает синергетика? По И. Пригожину и

И. Стенгерс, в самом общем виде её положения сводятся к следующему.

Во-первых, мироздание - <более не пассивная субстанция, описываемая в

рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная

активность>6. Из <спонтанной активности> социальных реалий следует, что мир

устроен не рационально и что историческое развитие человеческой цивилизации

связано со случайностью, многовариантностью и альтернативностью.

Во-вторых, темпы развития не заданы однозначно: <значимость временных

масштабов варьируется в зависимости от объекта>. С увеличением сложности

структуры увеличивается и сложность динамики её развития, что связано с

возрастанием эволюционных ритмов, непредсказуемых флуктуаций, которые

становятся особенно рельефными, очевидными при переходе структурой

определенного порога. <Человеческие сообщества, особенно в наше время, имеют

свои, существенно более короткие временные масштабы. Мы уже упоминали о том,

что необратимость начинается тогда, когда сложность эволюционирующей системы

превосходит некий порог. Примечательно, что с увеличением динамической

сложности (от камня к человеческому обществу) роль стрелы времени,

эволюционных ритмов возрастает>7. При этом ученые считают <особенно важным>

то обстоятельство, что <стрела времени влечет за собой случайность>8.

4 Среди его работ, опубликованных на русском языке: Хакен Г. Синергетика. М., 1980;

Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991

5 Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.:

Эдиториал УРСС, 2001. - С. 16

6 Там же. - С. 18

7 Там же. - С. 265

8 Там же

В-третьих, хаос отнюдь не означает отсутствие порядка вообще, как это

представляется в классической науке. Более того, хаос может быть не только

разрушителен, но и играть роль созидательной силы, порождая системы или

переводя их на качественно новый уровень развития, что, стало быть, предполагает

и новый определенный порядок. Одним из <главных выводов> синергетики является

то, что <источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то,

что порождает "порядок из хаоса">9. Естественно, что при этом в порядок

вкладывается иной смысл: <как мы уже упоминали, понятие порядка (или

беспорядка) сложнее, чем можно было бы думать>10.

Согласно синергетике, порядок, развитие общества вообще не мыслится без

бифуркаций - определенных периодов, в которых флуктуации внешних и

внутренних факторов развития, а также непредвиденные последствия действий

людей достигают критического уровня, что влечет за собой неустойчивость,

возможности различных вариантов развития. Однако в результате общественная

система может самоструктурироваться и выйти на более высокий уровень

упорядоченности. <Идеи о нестабильности флуктуаций начинают проникать в

социальные науки, - пишут Пригожин и Стингерс. - Ныне мы знаем, что

человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему,

способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается

множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода

в истории человечества: Мы живем в опасном и неопределенном мире,

внушающем не чувство слепой уверенности, а лишь то же чувство умеренной

надежды, которые некоторые талмудические тексты Книги Бытия приписывают

богу: "Двадцать шесть попыток предшествовали сотворению мира, и все они

окончились неудачей. Мир человека возник из хаоса обломков, оставшихся от

прежних попыток. Он слишком хрупок и рискует снова обратиться в ничто. <Будем

надеяться, что на этот раз получилось>, - воскликнул бог, сотворив мир, и эта

надежда сопутствовала всей последующей истории мира и человечества,

подчеркивая с самого начала этой истории, что та отмечена печатью неустранимой

неопределенности">11.

В-четвертых, в синергетике процесс общественного развития мыслится как

непредсказуемая смена состояний общества и его структур, в отличие от

классического видения развития от одной стадии к другой. При этом не

предполагается четкого выявления ни причины, ни конкретных социальных акторов

новых состояний. Заметим, что для постструктуралистских теорий характерно

понятие <смерть субъекта> - метафора, обозначающая расшатывание

монолитности субъекта - Бога, Творца или Автора (подробнее об этом пойдет речь

ниже). Особенно в условиях бифуркации становится практически невозможно

выявить субъекта перемен, ибо <мы знаем, что столь сложные системы обладают

высокой чувствительностью к флуктуациям:, даже малые флуктуации могут

усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что

индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность)>12.

Наконец, в-пятых, отметим, что современные науки <избавились от слепой

веры в рациональное как нечто замкнутое и отказались от идеала достижимости

окончательного знания, казавшегося почти достигнутым>13. Аналогично, наука

9 Там же. - С. 252

10 Там же

11 Там же. - С. 276

12 Там же

13 Там же. - С. 270

напрямую более не связывается с прогрессом, развитием культуры, ибо создает

угрозы для традиций и социального опыта, укоренившихся в культуре. В итоге,

сегодня наука создает отличную тенденцию <по сравнению с классической: в

противоположность <прозрачности> классического мышления она ведет к

<смутной> картине мира>14.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 661;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.