Грамматология: неодетерминистская теория развития
Так же как М. Фуко, Деррида использует методологический инструментарий
языкознания для интерпретации новых социальных реалий, придавая ему новый,
особый смысл. Так, изначально грамматология появилась как лингвистическая
дисциплина, изучающая взаимосвязи между письменными знаками и звуками речи.
В постструктурализме Дерриды грамматология - теория, изучающая роль
письменности в культуре и истории человеческой цивилизации. При этом в
письменном языке видятся не какие-либо законы, а прежде всего, случайности и
нестабильности. В разных контекстах слова имеют различные значения. Более того,
сама письменность трактуется вне принудительной каузальности между буквами
алфавита и звуками речи, а как любая программа, определяющая содержание
процессов (графема или генетический код, задающий развитие качеств человека,
кибернетическое программирование и т.д.). Тем самым грамматология обретает
устремленность к философии и социологии с акцентом на использование
эмпирического анализа конкретных письменностей.
Как считает Деррида, именно грамматология, её теоретико-методологический
аппарат позволяют показать культурно-пространственную и временную
ограниченность логоцентризма западной науки, традиционного детерминизма,
обосновывающего универсальность общественных законов. Ученый полагает, что
логоцентризм сдерживал развитие науки, культуры, подавлял интеллектуальные и
социальные свободы. <То, что провозглашается здесь как наука о письменности,
грамматология, отнюдь не есть наука в западном смысле этого слова, - пишет
ученый, - ведь для начала это вовсе не логоцентризм, без которого западная наука
просто не существует. Либерализация старого мира есть, по сути, создание
некоторого нового мира, который уже не будет миром логической нормы, в котором
окажутся под вопросом, будут пересмотрены понятия знака, слова, письменности>18.
<Смерть Автора>
Чтобы обосновать отказ от принудительной каузальности, внешней
причинности развития современных социальных реалий, Деррида использует
метафору о <Смерти Автора>, развивая тем самым идеи своего учителя - М. Фуко о
гибели традиционной стабильности, выраженные также метафорически
посредством понятия о <Смерти субъекта>. Постулат о смерти Автора, по
существу, означает отрицание роли внешней причинности вообще и диктатуры
Творца, задающего жесткие параметры социальной жизни, в особенности.
Так, показывая принципиальное отличие современного общества от
традиционного, Деррида прибегает к сравнению роли Автора в традиционном и
современном театрах. В первом случае текст спектакля представляет нечто <святое,
неприкосновенное>. Автор всецело определяет смысл произведения. Режиссеры и
артисты являются лишь, используя слова Дерриды, <порабощенными
интерпретаторами> пьесы. Публика вообще представляет пассивных наблюдателей.
Это -<теологический> театр.
Иное дело в современном театре (читай - обществе). Диктатура Автора
закончилась. Никто - ни Бог, ни Автор, ни политические или интеллектуальные
авторитеты более не могут задать господствующий вариант прочтения и исполнения
пьесы (нашего образа жизни). Автор умирает. Его роль начинаем исполнять все мы,
становясь творцами собственной судьбы.
Анологичное касается структур общества. Нет более ни <объективных
законов>, ни принудительной каузальности, ни примера, который является образцом.
В работе <Страсти> Деррида, заочно полемизируя со сторонниками традиционного
детерминизма, в частности, пишет: <Какой пример? Вот этот.Несомненно, говоря
<вот этот>, я уже говорю больше и нечто другое, я говорю нечто, что выходит за
рамки tode ti, данности этого примера. Сам пример в качестве такового выходит за
рамки своей единичности в той же степени, что и своей идентичности. Вот почему
примера нет, хотя и существует лишь это;безусловно, я слишком часто на этом
18 Цит. по: Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. -
С. 174-175
настаивал, приводя различные примеры. Показательность примера, несомненно,
никогда не является его образцовостью>19.
Таким образом, остаются лишь саморефлексирующие структуры,
подверженные непредсказуемым случайным флуктуациям. Общественное будущее
детерминировано не прошлым, а создается через <вдруг-события> и <со-
присутствие> отдельных суверенных индивидов. Однако сказанное не означает
тотального отрицания линейного развития с действием традиционной причинности.
Так же как и сторонники синергетики постструктуралисты подобное развитие
рассматривают как частный случай. <Суверенность не уклоняется от диалектики>, -
замечает Деррида.
Тема смерти Автора получила дальнейшее развитие в работах целого ряда
социальных теоретиков, в частности, Р. Барта, Ж.-Ф. Лиотара и др., которые
занимаются проблемами постмодернизма20.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 847;