Фукоизм о знании и власти, их контроле над людьми
В 70-е - 80-е годы прошлого столетия ряд ученых, как представители
естественных, так и социальных наук, заявили, что социальные и культурные
изменения, происходящие в мире, столь радикальны, что уже не могут быть
объяснены с помощью классических наук, основанных на презумпции внешней
причины (силы, Бога или какого-либо Автора) как источника изменений, линейной
эволюции - от стадии к стадии. С точки зрения этих ученых, мироздание все более
приобретает хаотическое содержание, находящееся в процессе самоорганизации.
Оно не только изменяется под воздействием внешней принудительной каузальности,
но и под влиянием внутренней саморефлексии, как бы внутренних команд,
исходящих от объектов, явлений, социальной структуры, что обусловливает
появление принципиально новых обстоятельств: реализация конкретного варианта
развития из ряда возможностей может не быть результатом рациональных действий
людей вообще.
Исследования этих новаций пошли по двум взаимно пересекающимся
направлениям. Первое - синергетика. Синергетика (от греч. synergos - совместно
действующий) - теория среднего уровня, изучающая совместное действие внешней
принудительной каузальности и внутренней саморефлексии социальных реалий,
которая имеет характер случайных, непредвиденных колебаний. Её предметом
является эффект возникновения из дезорганизации, беспорядка и хаоса
самоорганизующихся структур, что можно изучать посредством
междисциплинарных исследований.
Второе - постструктурализм. Это направление представляют социальные
теоретики и социологии, которые пытались хаотичную сущность социального мира
рассматривать как определенный текст, истолковывая его с помощью
инструментария, прежде всего, семиотики (наука о знаках и знаковых системах), а
также разного рода леворадикальных теорий, применяемых в социальном познании.
В итоге ученые, проявляя воистину незаурядное социологическое воображение,
пытались создать новаторские теоретическо-методологические подходы, которые
позволяют углублять наши представления о характере новых социальных тенденций,
о том, в каких направлениях идет развитие человеческой цивилизации.
Синергетика: изучение самоорганизующихся структур
Порядок из хаоса
В принципе в природе и обществе всегда существовали реалии, которые
отличались как однородностью, относительной устойчивостью и равновесием, так и
сложностью, хаосом, неравновестностью. Современное мироздание претерпевает
радикальные изменения в направлении сложности, плюрализма, случайностей,
непредсказуемых флуктуаций.
Классическая наука и большинство из изученных Вами социологических
парадигм основное внимание уделяли изучению устойчивости структур, порядку,
равновесию. При этом понимание социальной динамики связывалось с
обоснованием детерминистических законов или мягче - выявлением причинно-
следственных связей между социальными фактами, что позволяло через наблюдения
и фиксации предшествующих неоднократно повторяющихся, устойчивых тенденций
прогнозировать будущее. Иными словами, социальные законы трактовались как
<объективные>, не подвластные времени, из чего следовало, что стадии развития,
пройденные одними народами, должны были в принципе повториться в истории
других народов. С той лишь оговоркой, что сказанное не умаляло вообще роли
субъективного фактора, случайности. Но подчеркивалось, что созидательные
возможности социальных агентов были ограничены: они могли действовать лишь в
контексте определенных <исторических закономерностей> и не могли радикально
повлиять на характер общественных структур тем более изменить само направление
социально-исторического развития.
Правда, ряд социологов и социальных теоретиков - Н. Динилевский, О.
Шпенглер, Н. Кондратьев, П. Сорокин и др. - ещё в конце XIX - начале ХХ вв.
высказали идеи, по существу, подрывавшие представления о линейном прогрессе.
Так, известный русский социолог Н. Данилевский считается создателем первой в
истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса1. По
его мнению, прогресс человечества состоит не в том, <чтобы всем идти в одном
направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической
деятельности, исходить в разных направлениях>.
П. Сорокин также продолжил исследования социальной нелинейности и
неравновестности. <История, - писал он, - показывает только бесцельные
флуктуации: вопреки моему желанию увидеть в истории этапы поступательного,
прогрессивного развития, я неизбежно терплю неудачу, пытаясь как-то подкрепить
такую теорию фактами. В силу этих обстоятельств я вынужден удовлетвориться
менее чарующей, хотя, возможно более корректной концепцией бесцельных
исторических флуктуаций>2 (подробнее об этом речь шла ранее в теме 15). В
последствии Сорокин конкретизировал исследования случайности и
непредсказуемых флуктуаций на примере изучения бедствий, рисков и катастроф,
написав специальную работу <Человек и общество в условиях бедствий>. В ней он
выясняет то, как <влияют катастрофы на простейшие мыслительные процессы и на
мыслительную жизнь в целом>. В работе, по существу, был сформулирован новый,
недетерминистский стиль мышления, признававший случайность и бедствия
естественными компонентами общественного развития. Более того, прямо
указывалось, что они не только разрушительны, но и конструктивны: <бедствия не
являются исключительным злом: наряду с их разрушительными и вредными
действиями они играют также конструктивную и положительную роль в истории
культуры и творческой деятельности человека. Для человечества катастрофы имеют
великое обучающее значение>3.
Вновь интерес ученых к проблемам порядка и хаоса возрастает в 70-80 годы
прошлого столетия, что связано с образованием и институализацией синергетики.
1 См.: Данилевский Н.Я. - Российская социологическая энциклопедия. М.: Издательская группа
НОРМА-ИНФРА·М, 1998. - С. 108
2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 310
3 Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги). - Вопросы социологии,
1993, № 3. - С.53
У истоков синергетики стояли профессор-физик Г. Хакен4, лауреат
Нобелевской премии бельгийский физико-химик И. Пригожин, российские
математики и физики А.Н. Колмагоров, В.И. Арнольд, Я.Г. Синай и др. Учеными
были проведены исследования самодвижения материи, в основе которых лежали
вероятностные процессы необходимости и случайности. В случае с социальными
системами применение принципов синергетики позволяет исследовать качественные
изменения в обществе на основе учета взаимоотношений как между внешними и
внутренними факторами воздействия, так и соотношения рациональных и
иррациональных действий людей. Эти факторы закладывают определенный
потенциал непредсказуемости, иррациональности, непреднамеренности в процесс
общественного развития.
Таким образом, синергетика пришла в социологию в конце 70-х годов из
естественных наук, прежде всего из физики и химии. И. Пригожин и И. Стенгерс в
книге <Порядок из хаоса> утверждают, что классическая западноевропейская наука
не смогла удовлетворительно раскрыть вопрос об отношении хаоса и порядка. <От
каких предпосылок классической науки удалось избавиться современной науке? Как
правило, от тех, которые были сосредоточены вокруг основополагающего тезиса,
согласно которому на определенном уровне мир устроен просто и подчиняется
обратимым во времени фундаментальным законам. Подобная точка зрения
представляется нам сегодня чрезмерным упрощением>5.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 638;