Индивиды в системе порядка и прогресса (по мотивам контовских идей)
Как правило, все социологи демонстрировали значимость своей теории, её
методов на примере более детального исследования конкретных социокультурных
реалий - отдельного случая. Представляется, О. Конт в своих произведениях
весьма рельефно показал, как <работают> обоснованные им законы в отношении
движения индивидов к позитивному обществу, олицетворяющему собой систему
порядка и прогресса одновременно.
Как считал ученый, человек сам по себе несовершенен. Его поведение
детерминируется скорее <низшими> проявлениями эгоизма, чем <высшими>
соображениями альтруизма. Природные инстинкты порождают негативные
импульсы, эгоистические мотивы и соответствующие деструктивные действия в
отношении общества. В конечном итоге, они создают предпосылки несвободы
индивида, его социальной слабости и незащищенности перед лицом
интеллектуальной анархии, морального и политического беспорядка. Негативные
импульсы не могут контролироваться изнутри самим индивидом, но на них можно
воздействовать извне со стороны общества и его структур. Более того, последние
(прежде всего семья и религия) потенциально могут вырабатывать
альтруистические мотивы поведения. Но чтобы их потенциал был полностью
реализован нужны еще исторические основание в виде позитивизма. С точки
зрения ученого, теологическая стадия способна обеспечить порядок, но не
прогресс. Метафизическая наоборот - прогресс без порядка. Позитивизм же
позволяет утвердить как порядок, так и прогресс, причем впервые с рациональной
свободой индивида: <настоящая свобода ничто иное, как рациональное подчинение
законам природы>, - заявляет ученый. Более того, позитивизм привносит ещё один
фактор интеграции людей в систему порядка и прогресса - разделение
профессиональной занятости, которое обеспечивает взаимозависимость
индивидов на уровне позитивных эмоций, чувств и в конечном итоге любви друг к
другу. <Девиз позитивизма - Любовь, Порядок, Прогресс>, - утверждает О. Конт.
х х х
Обращаясь к последующим поколениям социологов, Конт поставил перед
ними долговременную задачу: важно искать и обосновывать законы и
закономерности! И социологи пытались найти причинно-следственные
закономерности развития общества, экономических и политических реалий. В
России приверженцами объективных законов были М.М. Ковалевский, Г.В.
Плеханов, В.И. Ленин, советские обществоведы; в Америке - такие известные
социологии, как Г. Мид, Т. Парсонс и некоторые их ученики.
Идеология теорий, основанных на объективных законах, состоит в том, что,
опираясь на прошлое и настоящее, можно верно, "научно" предвосхищать
будущее. Коль скоро законы объективны, они с "железной неизбежностью"
обеспечивают практическое воплощение "научного предвидения" в жизнь. Вожди,
элиты, массы, будучи "вторичным, производным фактором", своими конкретными
политическими действиями могут лишь ускорить или замедлить ход
общественного развития, идущего-де в направлении универсальных образцов
развития, единой цивилизации.
Однако очевидные факты свидетельствуют, что объективные законы
исторического прогресса не подтверждались реальными социально-
экономическими и социально-культурными процессами. Сохраняют свою
специфику европейская, северо-американская, латино-американская, афро-
азиатская и другие цивилизации.В чем тут дело? Очевидно, необходимо сегодня
признать, что социологические теории, основанные на жестких <объективных
законах>, имеют ограничения во времени и в пространстве. Многие из них не
оказались столь универсальными, как это полагали их создатели и последователи.
Другие были опровергнуты социальными фактами, взятыми из другого социо-
культурного контекста. Как отмечает известный российский социолог В.А. Ядов,
<более существенно то обстоятельство, что каждая страна, каждое общество
включается в общемировой социальный процесс своим неповторимым путем>1.
Проблему отличия общественных наук и теорий от естественных,
соответственно, законов общества и природы, мы ещё рассмотрим подробнее.
Сейчас же снова вернемся к первым социологам. Их теоретическое наследие, во
многом не востребованное учеными и политиками до сих пор, позволяет не только
осознать современную значимость их научной и просветительской деятельности,
но и глубже понять нынешние реалии в России и других странах.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 608;