Отношений, основные авторские подходы к определению
Право - важнейший регулятор общественных
Жизнь общества, его членов, деятельность государства требует упорядоченности, определенной стабильности. Право выступает необходимым основанием такой упорядоченности.
Граждане, посредством права, наделяются правовым статусом, правоспособностью, широкими возможностями проявлять инициативу, действовать в разных сферах общественной и частной жизни.
Государственные органы и их системы также создаются и действуют на основе права. Правомочия должностных лиц, их компетенция, которыми они пользуются для решения стоящих перед ними задач, безусловно, производны от права.
Согласно действующему праву, граждане в условиях формирования демократического общества, рыночных отношений реализуют свои интересы, правовые возможности на основе принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Должностные лица в системе управленческих отношений обязаны ориентироваться на принцип «разрешено только то, что определяется их компетенцией или предписано соответствующим приказом». Это необходимо для их субординации, обеспечения в деятельности дисциплины, соблюдения требований законности.
За каждой нормой права потенциально видится возможность государственного принуждения к лицам, нарушающих ее предписания. Следовательно, право как система юридических норм, необходимый фактор стабильности общественных отношений. Разумеется, право — не застывший формализованный свод правил. Его формы и содержание изменяются по мере развития общества и государства, не отрываются от общественной жизни. В современной России на правовой основе должны формироваться и действовать рыночная экономика, демократическая политическая система, действовать обновленное государство, оптимально сочетаться свобода и ответственность индивидов и организаций.
Для более глубокого раскрытия поставленного вопроса сопоставим понятия «право», «деятельность» и «поведение». Очевидно, каждый человек в своей жизни непосредственно вступает в отношения с правом, ориентируется на его требования, решает практические задачи и на этом основании формирует о нем свое представление. В этой связи вопрос о праве интересовал многих мыслителей прошлого. Они пытались узнать происхождение слова «право», какой смысл это слово содержит, как «право» используется в практической деятельности людей.
Как видно, истоки правовых теорий можно найти еще в Древнем Мире, в трудах Демокрита, Платона, других мыслителей. Им свойственна убежденность в том, что корень «прав» (лексическое ядро слова) находится в основе понятий «справедливость», «правый», «правда».
Обобщенные представления о праве были даны в период борьбы с абсолютизмом в эпоху Возрождения и буржуазных революций в трудах Г. Греция, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, М. Вольтера и др. Право характеризовалось в их работах как некое идеальное естественное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать в решении принципиально важных вопросов, относящихся к жизни людей, их свободе, собственности и др.
В последующем времени представления о праве получили разви — тие в трудах И. Канта, Г. Гегеля. Известен следующий категорический императив И. Канта: «поступай так, чтобы твоя свобода совмещалась со свободой всех и каждого». Г. Гегель стремился философски объяснить сущность позитивного права, называл систему права «царством осуществленной свободы». Высшей своей формы идея свободы, по Гегелю, достигает в справедливых законах государства.
Во второй половине XIX века было обосновано и распространено марксистское учение о государстве и праве. Эта доктрина была своеобразной реакцией на существующие противоречия раннего капитализма: интенсивная эксплуатация рабочего класса, жестокое подавление его выступлений и др. С позиции марксизма широко распространилось понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, использующего этот регулятор для защиты своих экономических и политических интересов. Соответственно в праве выделяется в первую очередь принудительный аспект и связанная с ним охранительная функция права. Его главной задачей провозглашалась защита и обеспечение интересов экономически господствующего класса.
После Октябрьской революции в России (1917 год) советские юристы в понимании сущности права ориентировались на труды К. Маркса и Ф. Энгельса. «Ваше право, — записано в Коммунистическом манифесте, — есть возведенная в закон воля вашего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»,'
В результате такого подхода к праву советская законодательная система отличалась полным восприятием, «преломлением» официальной государственной идеологии — марксизма. Как видно, общие политические и правовые установки, предусмотренные пар — тийными директивами, считались обязательными для законодателя. К тому же, многие стороны наиболее значимых общественных отношений регулировались ведомственными актами, т. е. актами министерств и других подобных государственных структур.
Отличительной особенностью марксистской теории права является и то, что государственная воля, выраженная в праве, рассматривалась в качестве классовой воли. Этот момент является ключевым и фиксируется в известных определениях права, сформулированных учеными — юристами в советский период. Заметим, первое определение советского права предложил П.И. Стучка — политический деятель, нарком юстиции с 1918 года, главный редактор первой Советской Энциклопедии государства и права (1925— 1927): «Право, — по мнению автора, — это система (порядок) общественных отно — шений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой».2
К началу 30 —х годов на правопонимание оказывает решительное влияние сформировавшееся у руководства страны убеждение отно — сительно решающей роли государства в осуществлении общественных преобразований в стране и соответственно этому превалирование интересов общества и государства по отношению к интересам лич — ности. Логика такого подхода объясняется тем, что интеллектуальные и материальные ресурсы общества были подчинены достижению единой цели — построению социализма и коммунизма в стране. Известно, что к середине 30 —х годов в стране была установлена неограниченная власть И.В, Сталина, был сформирован репрессивный аппарат государства (органы НКВД, суд, прокуратура и др.), допускались грубые нарушения законности. Идеологическое
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.4. - С.443
2 Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. — М.; Пг., 1922. - С.43
обоснование сложившейся ситуации в стране и проводимых репрессий обеспечивал А.Я. Вышинский, занимавший высокие должности в высших эшелонах власти. В конце 30 —х годов он предложил своеобразное по языковому выражению определение права.. «Право, — писал он, — совокупность правил поведения, установ — ленных государственной властью, как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкциони — рованных государственной властью и осуществляемых в прину— -дительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.
А советское право осуществляет охрану, служит закреплению и развитию общественных отношений и порядков, выгодных и угодных трудящемуся народу, рабочим, крестьянам, трудящейся интеллигенции Советской страны».J
Можно предположить, что это определение права выполнило социальный заказ тоталитарного государственного режима, содержало определенный ориентир для сотрудников государственного аппарата, репрессивных органов. Согласно такому подходу государственное регулирование распространялось на все сферы общественной жизни, несмотря на то, что оно призвано упорядочивать наиболее значимые общественные отношения. В то же время каждый закон и всякий подзаконный акт трактовались как выражение воли трудящихся. Названный взгляд на право признавался верным и существовал до конца восьмидесятых годов.
В настоящее время в юридической литературе представлены разные авторские подходы относительно понимания права. Есть различия в трактовке происхождения юридических норм, их природы. Отметим, что наличие множества мнений по данному вопросу, безусловно, полезно, так как каждая концепция отражает разные стороны такого многогранного явления как право. Вместе с тем было бы желательно наличие приоритетного определения права, на которое бы ориентировались обучаемые в процессе овладения основами юриспруденции, специалисты в процессе создания законов и подзаконных актов и др.
. Уделим внимание основным подходам отечественных ученых к определению права, существующим в настоящее время. По мнению
1 Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. М., 1949 – с 4
Алексеева С.С.: «право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно —государственным критерием правомерно — дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения».1 В приведенном понятии отмечена общая нацеленность права, на обеспечение нормальной жизни гражданского общества, на определение юридического критерия для разграничения правомерного и неправомерного поведения субъектов права.
Бабаев В.К., с точки зрения естественного права, предлагает следующую правовую дефиницию: «право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения».2 При внимательном рассмотрении этого определения видно, что здесь весьма размыты представления о справедливости и свободе, правомерности и неправомерности субъектов права и в этой связи в процессе обучения и освоения права нельзя понять суть этого важнейшего социального регулятора. К тому же, по верному замечанию Спиридонова Л.И.: «понятие «справедливость» — абстракция, и в процессе ее конкретизации каждый вкладывает в него свое понимание этого феномена. Право же объективно представляет собой общий масштаб поведе — ния. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации».3
Венгеров А.Б. пришел к выводу, что современный уровень юридической науки позволяет определить прав.о «как регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо, социально— необходимого развития».4 Как видно, это определение достаточно содержательно отражает специфику права как социального регулятора и свойственные ему функции.
Леушин В.И. и Перевалов В.Д. на основе признания общесо — циальной сущности права сформулировали следующее определение: «Право — это обусловленная природой человека и выражающая
1 Алексеев С.С. Теория права. - М., 1994. - С.123
2 Теория государства и права. /Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2002. — С.196
3 Спиридонов Л.М. Теория государства и права. — СПб., 2000. — С. 101
4 Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М., 2000. — С.386
свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения».' Значимость предложенной формулировки в ее акценте на нормативность и формальную определенность права, обеспеченности государственным принуждением, что позволяет обратить внимание на специфику регулятивных свойств права.
Нерсесянц B.C. полагает, что «право — это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения».2 Этот подход обращает внимание на роль права в условиях становления нового общественного уклада и вместе с тем содержит такой необходимый момент, как органическая связь права и государства.
Спиридонов Л.И., исходя из тех же теоретических предпосылок, находит: «право — система, исторически возникших правил поведения, являющихся масштабом свободы равных субъектов, отношения между которыми социально значимы, являются частью общественного порядка и потому обеспечиваются государством при выполнении им общих дел населения».3 Следовательно, везде, где действует принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), действует право, правовая форма отношений.
Протасов В.М. предлагает следующее достаточно объемное определение анализируемого понятия: «право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественных отношений на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества».4 Думается, первая часть дефиниции удачно отмечает основные особенности права.. Суждение же относи - тельно «баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества» априорно, носит иллюзорный характер.
Предельно лаконично раскрывает понятие права Сырых В.М., полагая, что «право представляет собой систему обязательных
1 Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.
- М„ 2000. - С.226
2 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М., 1999. — С.75
3 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., 2000. — С.101
4 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и
государства. Вопросы и ответы. — М., 2001. - С.5
правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений».'
Представляют интерес и иные определения права, содержащиеся в юридической литературе последнего времени.2 Вместе с тем, с какой бы позиции не рассматривалось право в объективном смысле, можно отметить следующее: право вытекает из объективной необходимости упорядочения отношений между людьми, придания им стабильности, определенности. Это, с одной стороны. С другой, оно специальными средствами способствует динамизму экономических, политических, социально—культурных и иных наиболее значимых отношений.
Почему рассмотренный материал предшествует центральному вопросу работы, посвящённому правомерному поведению? Дело в том, что право и правомерное поведение органически связаны. Очевидно, воздействие законов, иных нормативных правовых актов на повышение уровня управленческой, хозяйственной и социальной деятельности всегда связано прежде всего с формированием право — мерного поведения и ограничением, пресечением противоправного поведения их участников. Именно этим определяется логика последующего изложения материала.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 792;