L.Goldmann. Recherches dialectiques. Paris, Gallimard, 1959.

Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. Подлинное название — «Переворот в нау­ке, произведенный господином Евгением Дюрингом». Работа сначала была напечатана в газетах («Форвартс» и «Фолькштат» в 1877 — 1878 гг. (Следует отметить, что «Анти-Дюринг» был опубликован при жизни Маркса и Маркс помог своему другу в его написании, посы­лая ему записки по разным проблемам истории и экономики. Эти за­писки частично использованы Энгельсом в окончательном тексте.) И.Сталин. О диалектическом и историческом материализме. 1937.

Ft

Ленин излагает в этом произведении радикальный материализм и реализм: «Тот вещественный (Stofflich) чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственно дей­ствительный мир», «наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом (Erzeugnis) веществен­ного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи». Или еще: «Общие законы дви­жения внешнего мира и человеческого мышления по сути дела тожде­ственны, а по своему выражению различны лишь постольку, что че­ловеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе — до сих пор большей частью и в человеческой истории — они пролагают себе дорогу бессознательно, в форме внешней необхо­димости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей» (В.ИЛе-нин. Полн.собр.соч., т. 18, с. 85, 161. Арон приводит используемые Лениным цитаты из работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец


.31


Классической немецкой философии». — Прим.ред.). Эта хнига долж­на была стать основой правоверного советского марксизма. В письме A.M. Горькому 24 марта 1908 г. Ленин отстаивал право «человека партии» выступать против «опасных учений», предлагая своему кор­респонденту «пакт о нейтралитете относительно эмпириокритициз­ма», который, говорил он, не оправдывал фракционной борьбы (см.: там же, т. 47, с. 150-153).

Атеизм, наоборот, связан с сущностью марксизма Маркса. Можно быть верующим и социалистом, но нельзя быть верующим и верным марксизму-ленинизму.

В работе «К критике политической экономии. Предисловие» Маркс пишет: «...правовые отношения, так же точно как и формы государст­ва, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого об­щего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в ма­териальных жизненных отношениях...» (Соч., т. 13, с. 6). И далее: «Совокупность этих производственных отношений составляет эконо­мическую структуру общества, реальный базис, на котором возвыша­ется юридическая и политическая надстройка...» (там же). Или еще: «...от юридических, политических,.религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (там же, с. 7). Одна из глав «Немецкой идеологии» называется «Отношение госу­дарства и права к собственности». В общем, у Маркса государство и право вытекают из материальных условий жизни людей и являются выражением господствующей воли класса, удерживающего власть в государстве.

Вот наиболее значительная выдержка из третьего тома «Капитала»: «Образование акционерных обществ. Благодаря этому: 1. Колоссаль­ное расширение масштабов производства и возникновение предпри­ятий, которые были невозможны для отдельного капитала. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными. 2. Капитал, который сам по себе покоит­ся на общественном способе производства и предполагает обществен­ную концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь непосредственно форму общественного капитала (капитала не­посредственно ассоциированных индивидуумов) в противополож­ность частному капиталу, а его предприятия выступают как обще­ственные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это — упразднение капитала как частной собственности в рамках са­мого капиталистического способа производства. 3. Превращение дей­ствительно функционирующего капиталиста в простого управляюще­го, распоряжающегося чужими капиталами, и собственников капита­ла — в чистых собственников, чистых денежных капиталистов...» (Соч., Т.25, ч. I, с. 479). «Это — упразднение капиталистического спо­соба производства в пределах самого капиталистического способа производства и потому само себя уничтожающее противоречие, кото­рое prima facie (прежде всего) представляется простым переходным пунктом к новой форме производства. Как такое противоречие оно выступает и в своем проявлении. В известных сферах оно ведет к ус­тановлению монополии и потому требует государственного вмеша­тельства. Оно воспроизводит новую финансовую аристократию, но­вую разновидность паразитов в образе прожектеров, учредителей и чисто номинальных директоров; оно Воспроизводит целую систему мошенничества и обмана в области учредительства, выпуска акций и торговли акциями. Это — частное производство без контроля и част-











Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 565;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.