Становление национальной политической системы 9 страница
Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, про исходившего в первую очередь в легкой промышленности, вызвало бес преiхедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце ХУIII в. хлопкоочистительной машины резко повысило производитель ность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы. В первой четверти ХIХ в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в са мих США плантационное рабство получило еще один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало .королем Об отмирании, а тем более ликвидапии «короля-хлопка а следовательно, плантапион ного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.
Капитализм, демократия, рабство 133
В современной американской историографии вопросы о характере и рентабельности плавтационного рабства остаются весьма актуальныМ 14. В вопросе о его характере единства не было достигнуто (часть историков оп ределяла американскую плантаторскУю систему как капиталистическую, а другая часть —как докапиталистическую), но в вопросе о его рентабельно сти принципиальные разногласия, по сути, преодолены. Восторжествова ла та точка зрения, которую наиболее последовательно и всесторонне обосновали Р. фогела и С. Энгерман. что производство клопка и его до ходность возрастали вплоть до самой Гражданской войны (в результате был отвергнут и широко распространенный прежде тезис об экономичес ком кризисе плантационного рабства накануне второй Американской ре волюции). Согласно подсчетам фогела и Энгермана, производство хлопка в период с 1790 по 1860 г увеличилось в 1500 раз, причем более 80% вало вого роста пришлось на три десятилетия перед Гражданской войной
Соглашаясь с выводом Фогела и Энгермана о рентабельности планта ционного рабства, часть исследователей вместе с тем отвергла их выводы о том, что по ряду важнейших экономических и социальных показателей плантационное рабство не только не уступало промышленному капита лизму, но даже превосходило его. Указывалось, что Юг США превратил ся в пленника монокультуры (екороля-хлопка а это неизбежно сопро вождалось прозябанием и дегралацией всех иных сфер и отраслей эконо мики, в том числе самых перспективных. На Юге практически замер про цесс урбанизации и индустриализации, только два его города входили в число 25 крупнейших городов США, замыкая этот список.
Технологический прогресс в хлопковом хозяйстве также со временем замедлился: рабовладельцы предпочитали вкладывать деньги не в маши ны, а в рабов. Показательно, что, хотя ввоз рабов в США был запрещен с 1808 г., их количество неуклонно возрастало: в 1800 г. на Юге был 1 млн. рабов, а в 1860 г. — уже 4 млн. Сказочные богатства южных плантаторов (60% самых богатых американцев проживали на Юге, хотя его свободное население составляло только 30% от общеамериканского) основывались на сверхэксплуатации рабов детей рабов начинали эксплуатировать с 6 лет, а к 12 годам они полностью покрывали издержки, затраченные на них хозяевами в непроизводительный период детства.
Эксплуатация рабов становилась все более изощренной, а плантато ры обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистиче ским формам эксплуатации рабочей силы на Юге необходимо прежде всего отнести специализацию ряда штатов на «разведении рабов для по следующей продажи и саму работорговлю. еРазведение чернокожих ра бов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно ши рокий размах, превратившись н настояпIую индустрию, после прекраще ния с 1808 г.. как это предусматривалось федеральной Конституi.iией, вво
134 ГлаваЗ —
за рабов в США извне. Iiра США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка
Впервой половине ХIХ в. в отношении рабов на Юге был установлен репрессивный политический и правовой режим. Им не разрешалось от лучаться с плантаций, контактировать со свободными гражданами, в том числе и со свободными неграми, собираться даже маленькой группой без надзора надсмотрщиков. Рабам запрещалось иметь какое-либо оружие, а также горны, барабаны — все, что могло представить угрозу жизни и по кою хозяев. Они не имели права обращаться в суд и могли быть подверг нуты наказанию, включая физическую экзекуцию, по прихоти рабовла дельца Аятирабовладельческая критика на Юге, имевшая место вплоть до 1820-х гг. (еще в 1827 г. там насчитывалось 106 антирабовладельческих обществ, объединявших 5150 членов), была строго-настрого запрещена и преследовалась в уголовном порядке
В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830—1840-х гг. наибольшей известностью среди йде ологов рабства пользовался д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кзлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу ликвидации рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабо- владение должно быть сохранено.
Со второй половины 30-х годов Кэлхун внес в апологетику рабства но вый мотив, утверждая отныне, что оно не просто первооснова южного об щества, но является истинным благодеянием как для рабовладельцев, так и для самих рабов. Он юеймвл аболиционистов, совершенно извративших, по его словам, картину жизни рабов. Только рабство, доказывал он, превра тило черных варваров в человеческие существа: сравните американских не гров с африканскими и вы увидите, что первые неизмеримо превосходят вторых и морально, и интеллектуально, и физически. А причиной тому яв ляется патриархальный характер американского рабовладения, при кото ром белые хозяева и черные рабы составляют единую большую семью. При этом белая раса выполняет роль мудрых отцов и учителей, поднимающ своих черных детей в учеников до цивилизованного уровнФ<.
Использовав эти и другие доводы для защиты рабства от нападок со стороны северян, Кэлхун вслед за тем переходил в атаку на буржуазный строй и доказывал, что южная рабовладельческая цивилизация стоит не измеримо выпие северной капиталистической и что именно первая во-
Капитализм, демократия, рабство 135
площает добро, а вторая — зло. При этом Кэлхун развил такую острую критику промышленного капитализма, и особенно угнетенного положе ния наемных рабочих, которая дала повод историку Р. Хофстедтеру на звать его «Марксом господствующего класса
Беспощадный анализ противоречий капитализма в случае с Кэлху ном преследовал две цели: во-первых, доказать, что черные рабы живут гораздо лучше, нежели наемные белые рабочие, а рабовладельцы я вляют ся более гуманными зксплуататорами, чем капиталисты; во-вторых, вну шить северо-восточной буржуазии, что она должна направить свою энер гию не на разжигание конфликта с рабовладельцами, а напротив, на объ единение усилий с ними перед лицом гораздо более опасного соперни ка — белого пролетариата.
Северные штаты, особенно их политическая элита, были готовы если не к альянсу, то, как минимум, к компромиссу с южными штатами. При чем в основе их длительного компромисса с южными рабовладельцами лежало не только желание сохранить федеральный Союз и социальный мир и мировоззренческое единство с южанами в отношении черноко жих американцев, а, попросту говоря, расизм.
Алексис де Токвиль, посетивший США в 1831 г, возмущался рабовла дельческим строем Юга, но еще больше поразило его то, что белые и чер ные представляют отдельные касты — высшую и низшую — в свободных северных штатах. Формально, отмечал Токвиль, гражданских и политиче ских прав чернокожих на Севере никто не отрицает, но фактически у не гров нет возможности воспользоваться ими. По заключению французско го путешественника, чернокожие в свободных штатах были совершенно бесправны, а отношение к в им белых заключало в себе даже больше пред- рассудков и презрения, нежели в штатах, где господствовало рабство.
Перспектива взаимоотношений белой и черной рас рисовалась Ток вилю в мрачном свете. Рабство в Америке, по его убеждению, в итоге бу дет отменено, но за этим последует кровавая межрасовая война, в резуль тате которой свободные негры будут или истреблены, или выселены в ре зервацию на Юге США
Некоторые современные историки США полагают, что Токвиль в чем-то даже преуменьшил тяжесть положения чернокожих американцев в свободных штатах. Л. Литвак, лауреат премии Пулитцера, в недавнем прошлом президент Организапив американских историков, в книге «Се вер рабства показал, что в первой половине ХIХ в. в свободных штатах сохранялось не только фактическое неравенство негров, но и происходи ло постоянное сокращение их формальных юридических и политических прав, провозглаi в революционный период. Практически во всех свободных штатах черные американцы путем всевозможных ухищрений были лишены избирател ьн ых прав, местные законодательные собрания
iзе Глава З
разрабатывали iiостаноiысiiiiя. ограничивавшие или вовсе запрешавшие выезд негров на их территории, на Севере повсеместно запрещались меж расовые браки, для белых и черных устанавливалось раздельное обуче ние, посещение аерквей и т.д. Свободный Север утверждал систему, из вестную как расовая сегрегация.
Откровенно враждебное отношение властей свободных штатов к их чернокожим гражданам ярко запечатлелось во всевозможных переписях и цензах, которые сознательно и изощренно фальсифицировались с тем, чтобы представить негров в качестве неполноценной расы, совершенно не- приспособленной к свободе. Например, согласно шестой переписи населе ния Соединенных Штатов, проводившейся в 184’ г.и впервые включавшей пункт, призванный выявить психически нелолноценных и идиотов та ковых среди свободных негров Севера оказалось в 11 раз больше, чем сре ди негров — рабов Юга. Известный массачусетский психиатр Э. джарвис, развенчивая эти данные, указывал, что него родном штате переписчики, не скупясь, вносили чернокожих в списки .психически неполноценных и идиотов даже в тех районах, где не проживало ни одного неграы.
Политическая элита северных штатов связывала решение негритян ской проблемы с полным разделением белой и черной рас посредством вывоза всех негров в Африку или в Латинскую Америку. Сторонники вы воза черных в Африку объединились вокруг Американского колонизаци
онного общества, возникшего в 1817 г. Эта организация развернула весь ма активную пропагандистскую деятельность: лидеры общества подчер кивали, что приемлют только постепенную отмену рабства и исключи тельно на добровольной основе, с согласия и по воле самих плантаторов. В 1830 г., отвечая на протест плантаторов Южной Каролины по поводу де ятельности общества, они заверили рабовладельцев, что, безусловно, чтуг их священное право на частную собственность, как и суверенитет штатов, и особо подчеркнули, что движение за отмену рабства озабочено не судь бой черных, а здоровьем белой расы и, конечно же, сохранением соци ального мира в американских штатах.
Совместное мирное проживание белой и черной расы в Соединенных Штатах, как вытекало из разьяснений Американского колонизационногхэ общества, являлось в условиях США не более чем прекраснодушной уго пией. Стена, разделявшая белых и черных, объявлялась нерушимой по причине неискоренимых предубеждений белых американцев. Белые не были способны воспринять негров в качестве равных и подобных себе, во первых, в силу прочно укоренившегося отношения к ним как низшему, рабскому сословию, а во-вторых, из-за неистребимого черного цвета кожи.
Программа колонизационного общества была воспринята политиче скими кругами северо-восточных штатов в целом. Отношение к черным как чужеродной расе, подлежавшей выселению в Африку, широко рас-
Капитавизм, демократия, рабство 137
пространилось и среди простых белых американцев свободных штатов. Все это делало крайне затруднительной, а то и невозможной защиту их прав с гуманистических и демократических позиций. Вряд ли будет пре увеличением сказать, что такая защита была равнозначна гражданскому подвигу. Человеком, которому такой подвиг оказался по плечу, стал Уиль ям Ллойд Гаррисон, решительно провозгласивший в 1831 г. в созданной им газете еЛиберейтор. цель беспромедлительной отмены рабства и обес печения чернокожих равными с белыми гражданскими правами. Выступ ление Гаррисона означало рождение антирабовладельческого движения, вошедшего в историю под именем аболиционизма.
Призывы Гаррисона были приняты в штыки как на Юге, так и на Се вере США. Но у него нашлись и последователи, среди которых преобла дали верующие. В 1833 г. Гаррисону удалось созвать съезд представителей свободных штатов, разделявших его лозунг немедленного и безусловного освобождения всех рабов. На съезде в Филадельфии собралось 63 челове ка из 12 штатов, заявивших о создании Американского антирабовладель ческого общества. Была принята программа — декларация принципов, отличавi четкими целямиёз.
Одной из главных в мировоззрении Гаррисона была концепция пер фекционизма. Согласно ей, Бог наделил человека способностью к само- совершенствованию, и эта способность являлась залогом уничтожения всех пороков, в том числе и рабства. Гаррисон не абсолютизировал значе ние перфекционизма, также как ненасилия и непротивления. хотя и при давал им принципиальное значение в мировоззренческом плане. В борь бе с рабством хороши были разнообразные средства: это и бойкот зако нов, санкционирующих рабство и ограничивающих права свободных черных, это и подача антирабовладельческих петиций в законодательные органы, это и поддержка депутатов — противников рабства, это и есегре тания наоборот — отказ от деловых, политических, религиозных и про чих контактов с рабовладедьцами и расистами
Среди последователей Гаррисона произошло разделение на радика лов, поддерживавших его идею незамедлительной отмены рабства, и уме ренных, предпочитавших поэтапные политические меры по ограниче нию рабовладения. Умеренные аболиционисты. оказавшиеся в большин стве, организовали в 1840 г. партию Свободы, которая, дебютируя в том же году на президентских выборах, собрала всего 7 тыс, голосов. На сле дующих выборах в 1844 г. ее поддержали 63 тыс, человек. Платформа пар тии, осуждавшая идею выселения негров из США и отстаивавшая гарри соновский идеал полного уравнения в iiравах черных и белых американ цены, большинству американцев казалась слишком смелой.
В 1848 г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартий ной системе по вопросу о рабстве. выдвинула гораздо более мягкие требо-
8Глава3 _____-
вания. Эта партия. еформулировавв.iая крылатыа ЛоЗ’вI <Свободная зем ля. свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной програм ме огранич ввалась требова нием запрета распространения рабства на новые территории. Но в фри сойлеры не смогли реально осгорить позиции двух ведущих партий — ви гов и демократов.
То, что оказалось не под силу партиям свободы и Фри сойл, удалось но iюй Республиканской партии. Но произошло это уже в 1850-х гг.. когда вза имоотношения и конфликт Севера и Юга приобрели новое качество.
Начало 1850-х гг. не предвеакало обострения проблемы рабства, более того, на некоторое время она была отодвинута на второй план, а на веду щую позицию выступил этнорелигиозный конфликт внутри белого насе ления. Сохранение iаiп по в вопросе о рабстве продемонстрировали выборы 1852 с: на них доминировали партии демократов (их представи тель Ф. Пирс стал президентом США) в вигов, объявившие о поддержке компроМисса 1850 г и осудившие антирабовладельческую агитацию. Партия Фри сойл в сравнении с выборами 1848 г резко сдала свои пози ции и сошла с политической сцены. Ее же место в качестве третьей поли тической силы заняла Американская партия, главным требованием кото рой было ограничение прав белых цммигрантов.
Проблема иммиграпии резко обострилась с середины 1840-х гг.: в те- чение последующих десяти лет в страну прибыли З млн, переселенцев из
Европы, что составляло 15% от всего американского населения. Новые иммигранты, представлявшие в основном выходцев из бедных слоев ир ландии и Германии, резко обострили конкуреннию на рынке труда, вы звав недовольство коренньтх рабочих. А поскольку, в отличие от прежней иммиграции, по преимуществу протестантской и англосакской, новая ими вграция была католической, привнесенный конфликт приобрел ре лигиозно-этнический характер.
С 1852 г набравшее силу антикатолическое и антииммигрантское движение приступило к созданию Американской партии, которую в оби ходе называли также партией ничего не знаюiпих» (члены партии ис-
пользовали в качестве пароля фразу Я ничего не знаю В 1854г Амери канская партия стала реальной силой: ее поддерживал миллион человек,
а на выборах того года вдвух главных северо-восточных штатах, Пенсиль вании и Нью-Йорке, она набрала соответственно 40 и 25% голосов Ус пехи партии нанесли ощутимый удар по вигам, многие среди которых ак тивно переходили на сторону < не знающих». А поскольку от вмгов в тот период откололась также и южная фракция. часть которой создала
Капитализм, демократия, рабство 139
Конституционную юнионистскую партию, а часть переметнулась к де мократической партии. обозначилась перспектива радикальной партий но-политической перегруппировки. угрожавшая двухпартийной системе едемократы — виги». Тогда реальной выглядела возможность вытеснения издвухпартийной системы вигов Американской партией.
В 1854—1856 гг. в США произошла перегруппировка партийно-поли тической системы, однако вигов из нее вытеснила не Американская, а но вая Республиканская партия, которая возникла в 1854 г. В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей партии Фри сойл, решительно потеснила Американскую партпю в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему <демократы — виги Столь неожиданный разво рот американской политики был обусловлен несколькими конкретными драматическими событиями, происшедшими в США в те же 1854—1856 гг.
Первым и главным событием стало принятие в 1854 г. Конгрессом США закона Канзас—Небраска. Правомерно сравнение этого закона с егербовым актом» британского парламента 1765 г.: если гербовый акт» породил историческую цепочку, приведшую к Войне США за независи мость, то закон Канзас—Небраска имел следствием череду событий, при ведших к Гражданской войне.
Закон Канзас—Небраска был предложен С. дугласом, одним из лиде ров демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приеме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Обе эти территории, Кан зас и Небраска, лежали севернее 36°30 северной широты и, согласно Миссурийскомукомпромиссу 1820 г который поддерживался на протя жении 34 лет и являлся главным условием сохранения мира между сво бодными и рабовладельческими штатами, могли быть включены в США только в качестве свободных штатов. Законопроект дугласа наносил со крушительный удар по этому компромиссу и, как следствие, по всей сис теме баланса сил между Севером и Югом. Причем компромисс отвергал- ся при помощи внешне демократической доктрины: дуглас доказывал, что вопрос о разрешении илы запрете на новых территориях рабства мо жет и должен решаться не федеральным правительством, а самим населе нием новых штатов, которое реализует свою волю при помощи процеду ры демократического волеизъявления.
дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о раб стве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приема новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретет силу закона в в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам дуглас, пытаясь отвести любые обвинения н защите интересов
рабовлаления, доказывал, что рабство не сможет укорсiiИться ви в Небра ске, ни в Канзасе.
Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства. ви жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Кан зас—Небраска для них было то, что он создавал возможность проникно нения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельческого Юга. И уже во время обсуждения и голосования закона Канзас—Небраска аме риканские политики разделились главным образом по географическому, а не по партийному признаку. Это новое, секцион но-географическое раз деление американских политиков, в будущем закреплявшееся все больше и больше, нанесло сокрушительный удар по прежней двухпартийной си стеме.
Последствия принятия закона Канзас—Небраска сказались незамедли тельно. Уже в середине 1854г ббльшая часть вигов и демократов из свобод ных штатов, объединившись с фрисойлерами, объявила о создании Респуб ликанской партии, потребовавшей недопущения рабства на новых террито риях. Образование Республиканской партии нанесло чувствительный удар по всем прежним партиям. В нее влилась большая часть Американской пар тии: угроза распространения черното рабства на Севере США показалась «ничего ве знающим опасностью еще большей, нежели на в США бе лых иммигрантов. Существенный урон понесло северное крыло Демокра тической партии, ставшее одним из главных доноров республиканцев. Но наиболее чувствительными оказались потери Вигской партии. Ее северное крыло в значительной мере влилось в Республиканскую партию, а южное раскололось на три части: одна сохранила приверженность вигским прин ципам, другая примкнула к демократической партии, а третья образовала собственную Конституционно-юнионистскую партию. Фактически в 1854 г. виги как национальная политическая сила были сокру
1854 год, превратив рабство из «фигуры умолчания)> в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонни ков и противников рабства, а также их радикализации. Он породил сепа ратизм, стремление рабовладельческих и свободных штатов жить отдель но друг от друга. В историческом сознании американцев, да и в научной исторической литературе закрепилось мнение, что главным источником государственного сегiаратизма стал рабовладельческий Юг. Мнение это не вполне справедливо. дело в том, что наиболее радикальные представите ли антирабовладельческого движения, со своей стороны, вынаi идеи отделения уже свободных штатов от рабовладельческих. Так, в 1854 г. лидер аболиционистов Гаррисон пришел к выводу, что при существующей федеральной Конституции и сохранении политического союза с рабовла дельцами отмена рабства невозможна и что свободные штаты должны
140 ГлаваЗ
- — Капитализм демократия, рабство 141
пойти ва разрыв с рабовлалельцакiii и образование собственного государ ства. Гаррисон пророчил в этом случае скорый крах рабовладельческого государства, а вместе с ним и рабства, так как южные штаты, основывав шиеся на отсталой аграрной экономике, не могли выжить без промыш ленных товаров, финансов и банков Севера На митинге аболиционис тов, собравшем З тыс, человек, Гаррисон организовал акт сожжевия феде ральной Конституции. Коiла еСоглашение с дьяволом, как нарек Кон ституцию Гаррисон, обратилось в пепел, толпа по знаку своего предводи теля произнесла торжественно непреклонное еАминь!
Роль закона Канзас—Небраска в развитии конфликта Севера и Юга США кажется в исторической ретроспективе столь значительной, что возникает закономерный в подобных случаях вопрос: а произошла бы Гражданская война в США, если бы их элита не допустила в 1854г. траги ческой ошибки и не нарушила компромисс 1820 г.? Объективный ответ на этот вопрос состоит, на мой взгляд, в том, что закон Канзас—Небраска не был случайностью, а подвел итогдлительным, подспудно развивавшимся экспансионистским ус’гремлениям южных рабовладельцев, сумевших в 1854 г. открыто навязать свою волю нации, дело в том, что рабовладель ческой системе становилось все более тесно — и географически, и эконо мически, и политически — в той сфере влияния, которая была закрепле на за ней Миссурийским компромиссом. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком простран стве. Идеологические доктрины, высказанные дугласом в 1854 г., вына шивались и опачивались заранее, так что их выдвижение в повестку дня национальной политики являлось только вопросом времени. Их законо дательное воплощение в 1854г. вскрыло болезнь, загонявшуюся на протя жении десятилетий внутрь американского общественного организма.
Формула свободного волеизъявления поселенцев как механизма об щественного обустройства новых территорий привела к тому, что на тер риторию Канзаса с целью воплощения угодного «народного суверените та устремились как рабовладельческие, так и аболиционистские силы, В 1855 г. Канзас оказался разделенным на две части, в нем сложились два силовых центра, возникли две власти, в том числе два избранных посе ленцами законодательных собрания, были приняты рабовладельческая и антирабовладельческая конституции. Канзас оказался зеркалом разде ленного американского общества, а события в этом штате заключали в се бе модель последующего национального развития. Очень быстро они пе реросли в малую гражданскую войну, причем обе стороны обнаружили намерение сражаться не на жизнь, а на смерть. В I к моменту завер шения активных военныхдействий, потери сторон составили 200 человек убитыми. Обе стороны получили своих героев: у северян таковым оказал ся джон Браун, впервые приобретший национальную известность.
142 ГлаваЗ
Вситуоi коiца Iiо поселенцев в Канзасе Выяснить ОТНОШеНиЯ между собой зашли в тупик, разрешение канзасского кризиса стало во все большей степени зависеть от федеральной власти. Очень быстро обнару жилось, что на федеральном уровне большей поддержкой пользуются про рабовладельческие силы. На их стороне выступал президент Пирс, так же как и сменивший его на посту главы государства в 1856 г. д. Бюкенен (как и Пирс, представитель демократической партии). К поддержке прорабо владельческой позиции склонялось большинство сената, и только в палате представителей наблюдалось определенное равновесие сил и готовность к поиску компромисса. Благодаря позиции нижней палаты прием Канзаса в Союз на условиях, ннавязанных рабовладельцами, был заблокировав (Кан зас вошел в Союз, но уже в качестве свободного штата, только в 1861 г.).
Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники демократической партии. Среди прорабовладельческих решений Верховного суда наибольшее зна чение имело решение по делу д. Скотга в 1857 г Негр дред Скоп, кото рый на протяжении нескольких лет проживал со своим хозяином, рабо- владельцем из Миссури, на территории свободного iнiтата Иллннойс, по сле смерти хозяина обратился в судебные органы с просьбой закрепить за ним статус свободного человека. В результате длительных перипетий де- ло Скотта попало в итоге в Верховный суд США. Верховный суд во главе с престарелым Р. Тейни не только отказал в иске Скотгу, но и принял три важных решения общего характера, носивших ярко выраженный прора бовладельческий характер.
Из первого решения вытекало, что негры, не имевшие полноценного гражданского статуса, вообще не имели права обращаться в судебные ор ганы. Из второго решения следовало, что пребывание негра-раба на тер ритории свободного штата в течение какого угодно времени отнюдь не делало его свободным. Наконец, третье, самое важное решение объявля ло противоречащим конституции Миссурийский компромисс 1820 г. и провозглашало, что рабовладельцы сохраняют право на свою собствен ность (то есть рабов) в любом уголке США, в том числе и на Северо-Вос токе. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для ле гализации рабства даже в свободных штатах.
Развитие американской политической истории после 1854 г свидетельст вовало, что прорабовлацельческие силы заняли жесэжую агрессивную пози цию в отстаивании своих интересов и отвергли возможность уступок и ком промиссов во взаимоотношениях со свободными штатами. Складывание ка чественно новой политической ситуации было зафиксировано в оценках прозорливых современников. Сенатор Ч. Самнер заявил в 1856 г о навязыва нии стране режима рабовладельческой олигархии’ а сенатор У. Сьюард в 1858 г. провозгласил вступление США в стадию нео’гвратимого конфликта’>.
Капитавизм, демократия, рабство 143
1854 г оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вы тесвившая издвухпартийной системы вигов. двухпартийная система рс спубликанцы — демократы’>, третья по счету в американской истории, в своем развитии весьма быстро сломала традиционные принципы взаимо отношений двух главных партий. Конфликт между двумя партиями пере рос в антагонизм, мирное конституционное разрешение которого стало
невозможным..
Определение Республиканской партии как антирабовладельческой нуждается в ряде угочнений и оговорок. С момента возникновения пар тии ее оппозиция рабству зиждилась на различных мотивах, а различие мотивов отражало наличие среди республиканоев разных течений. С ре шительной критикой рабства, осуждением его как абсолютного зла, как и с требованием уравнения черных в правах с белыми, выступала фракция меньшинства, получившая имя радикалов. Наиболее видными деятелями радикалов были Ч. Самнер, Г. Увлсон, Т. Стивенс, З. Чэндяер, а их опло том являлись штаты Новой Англии, в первую очередь Массачусетс.
Фракция большинства, лидеры которой А. Линкольн и У. Сьюард вы ступали в качестве признанных вождей Республиканской партии в целом, осуждала рабство как главное препятствие для прогрессивного развития белой Америки, а интересы черных американцев воспринимала как вто ростепенные, а то и вообще игнорировала их. Идея отмены рабства на Юге, как и уравнения черных в правах с белыми, была фракции большин ства чужда вплоть до начала Гражданской войны, а в 1854—1860 гг. она ог раничивалась требованиями запрета рабства на новых территориях и при ема их в Союз как свободных штатов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 915;