Тема 16. Первоначальное знакомство с произведением. Чтение нот с листа и последующий разбор текста.

Очень важно с первых шагов научить ученика правильно разбирать музыку и научить разучиванию. **) «…в правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением, причем половины очень важной для всего остального процесса разучивания. В неправильном разборе возникают те трудности, в борьбе с которыми в дальнейшем бесполезно растрачиваются время и силы ученика и педагога.

Чем опытнее педагог, тем больше он придает значение навыкам разбора. В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач, ясные по строению музыкальной ткани. Главная цель – как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения (хотя бы небольшого отрывка музыки). Только в условиях связного и цельного исполнения формируется художественная задача, которая определяет пути дальнейшей работы. Поэтому достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании произведения, а не заключительного. Следует подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития для успеха в решении поставленных выше задач. Развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит и воспроизводил на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты, или слова (если это песенка с текстом.

По существу, разбор группами начинается задолго до того, как ученик разучит ноты. С первых встреч с учеником мы занимаемся с ним разучиванием простых песенок, пользуясь способом «показа с рук» или подбирания по слуху. Обычно мы показываем такие песенки целиком или частично (мотивами, фразами). Почему же, переходя к разбору по нотам, мы зачастую разрушаем этот правильный подход к музыке и превращаем процесс разучивания красивой мелодии в бессмысленное и медленное складывание отдельных звуков? Чем больше (и чем раньше) принцип разбора по нотам будет приближен к подбору на слух или показу с рук, тем лучше конечный результат – звучащая музыка – будет достигнут легко, и возбудит интерес и желание играть и разбирать новые пьесы.

Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот (а следовательно, непрерывного внимания). Надо добиться длительнойконцентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движений рук. Для этой цели уже в начальном периоде (как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические деления) рекомендуется систематически играть легкие пьесы с педагогом или концертмейстером. (Для домристов есть много пьес для учителя и ученика в Школе игры на домре А.Я.Александрова).Хорошо, если партия педагога или концертмейстера представляет ровную пульсацию, заменяя ученику счет. (На гитаре, как впрочем, на балалайке и домре, можно аккомпанировать ровной аккордовой пульсацией). Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика.

Вначале процесс читки протекает медленно и напряженно вследствие того, что внимание ученика перегружено (увидеть ноту, узнать ее и найти на грифе), а слух пассивен (воспринимает звук только после его извлечения). В дальнейшем зрительное восприятие ассоциируется со звуковысотным (ученик, видя ноту, начинает «слышать» ее раньше, чем извлекает звук), а нотный знак ассоциируется с соответствующим ладом. В результатевесьпроцесс проходит значительно быстрее и вскоре укладывается в один импульс (в одно действие).

Работа по чтению с листа должна продолжаться в течение всего времениобучения, эта работа будет развивать способность охвата произведения в целом, а также – что очень важно – расширять музыкальный кругозор ученика.

Рассмотренные два направления работы – разбор группами и непрерывная читка – со временем дополняют друг друга. В разбор группами вносятся навыки последовательной читки, благодаря чему ликвидируются неизбежные остановки между группами, в непрерывную читку вносятся элементы комплексноговосприятия текста, и ученик начинает видеть и слышать вперед не только одну ноту, а целую группу (мотив, фразу). Назовем это «групповым представлением». Гитаристам для сочетания группового представления и непрерывной читки в едином процессе рекомендуется вначале использовать пьесы, построенные на разложенных аккордах (М. Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре»). Работу можно разделить на два этапа: 1) сначала сыграть аккордами в медленном темпе, но без перерывов (при соединении аккордов можно использовать метод работы с цезурами), 2) играть арпеджио, как написано в нотах. «…Аккордовое мышление помогает усвоению гармонической структуры и облегчает разучивание сложных построений.

Групповое представление, не ограничиваясь горизонтальным направлением, начинает охватывать и вертикальное строение музыки…» (элементы фактуры, гармонические последовательности и т.д.).

Если систематически и непрерывно развивать ученика в указанном выше направлении, то он постепенно научиться осмысливать и незнакомую, и более сложную структуру, увидит в ней не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани.

Способность держать под контролем слуха и внимания одновременно несколько элементов музыки подготавливает ученика к успешной работе над полифонией или произведениями с элементами полифонии (в большей степени это относится к гитаристам), а домристов и балалаечников - к умению видеть не только свою строчку, но и партию фортепиано.

Развивая у ученика «групповое восприятие» текста, нельзя забывать, что группы формируются не произвольно, а в соответствии с мелодической и гармонической структурой музыки. Мы должны помнить, что это не механическое сложение звуков, а органическое слияние их в мотивы, фразы, эпизоды и т.д., сопровождаемое живым пульсом и дыханием. Поэтому, начиная с элементарных заданий на разбор группами и непрерывное чтение в одноголосных пьесах и последовательно совершенствуя навыки быстрого и осмысленного разучивания, мы одновременно развиваем ученика музыкально. Это выражается в растущей способности слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии, координировать сочетание всех составляющих ее элементов.

 








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 5458;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.