Другие виды техники.

Переходя к другим видам техники, хочется еще раз подчеркнуть роль кончиков пальцев правой руки у гитаристов и балалаечников, берущих звук, «оттягивающих» струну – всегда живых и активных. Для домристов – постоянное ощущение звука в кончике медиатора (оттягивание струны медиатором, независимо от туше).

Гитаристы и балалаечники (гитарный прием) при исполнении выдержанных аккордов, «хватательным» движением извлекают звук без предварительного ощупывания струн. Пальцы левой руки ставятся на струны одновременно с извлечением звука правой рукой. Это позволит выдержать всю длительность аккорда. Пальцы правой руки, после извлечения звука, необходимо расслабить.

При подвижном чередовании аккордов возрастает роль активных и цепких кончиков пальцев правой руки, хотя размах их над струнами уменьшается. В этом случае ведущие пальцы гармонично взаимодействуют с мелкими вертикальными движениями кисти под общим «сводом» плавного движения всей руки. Чем быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное, объединяющее движение руки. Оно способствует легкости и подвижности чередования аккордов, избавляя их от тяжеловесной статичности.

Для того, чтобы добиться исполнения аккордов в быстром темпе, необходимо правильное мышление. Стремление к опорному аккорду (развивающее движение), или, наоборот, от опорного аккорда (рикошет).

Для всех.При отработке «взятия» аккордов пальцами левой руки можно посоветовать метод «утаптывания» (многократное повторение «нажим-отжим» аккорда). При соединении аккордов необходимо применять логичную аппликатуру (оставление пальца при общих звуках на месте, при смене позиции движение пальцев по «своим струнам», использование свободных пальцев и др.). Соединение аккордов лучше отрабатывать попарно: 1-2; 2-3 и т.д., затем объединять в построение со стремлением к опорному аккорду.

При работе над пассажами, требующими смены позиции и перемещением руки в дальние позиции, следует исключить слово «скачек» и заменить его словом «переход» в дальнюю позицию (это поможет частично снять страх не попасть на нужный лад при смене позиции). Работать над сменой позиции следует следующим образом.

1. Проиграть построение в одной позиции и сделать остановку (цезуру) на последнем звуке перед сменой позиции.

2. Полностью снять напряжение, перенести руку в новую позицию и начать играть в ней как бы заново, с взятием дыхания (перемещать руку необходимо при помощи скольжения пальца по не прижатой струне).

3. В медленном темпе, постепенно сокращая цезуру, объединить обе позиции (следить за тем, чтобы во время цезуры происходило снятие напряжения).

4. Проигрывать все в более быстром темпе, но перед сменой позиции делать небольшое замедление.

5. Играть ровно, без цезур, объединив обе позиции в одно построение (напомню о том, что рука должна делать одно большое движение с опережающим движением запястья).

6. Раз за разом увеличивать темп, если будет «сбой» при смене позиции, то надо вернуться к первому упражнению и начать все сначала.

Попутно надо сказать о пользе использования замедлений (расширений) для преодоления трудных мест. Расширение помогает более внимательно прослушать музыкальный материал и снять излишнее напряжение. Например: во время исполнения длинного восходящего пассажа прослеживается тенденция ускорения (желание быстрее добежать до конца). Если учесть, что в верхнем регистре расстояние между металлическими порожками сокращается, а темп хочется ускорить, то окончание пассажа получается «грязным», скомканным. В этом случае работа с замедлением к концу построения окажется очень полезной.

Теперь поговорим о том, в каких случаях левой рукой играть «на весе», а в каких – «на мышцах». Обратимся к нотному приложению. Упражнение №1 – для домры и балалайки и Упражнение №3 – для гитары имеют одинаковое мелодическое строение, оно представляет прямое восходящее и прямое нисходящее движение. Эти упражнения следует играть «на весе», в восходящем движении перемещать вес с 1-го пальца к 4-му, а при нисходящем – соответственно от 4-го к 1-му. Это положение можно применить ко всем прямым движениям.Рассмотрим ломаное движение:

Мы видим, что общее движение направлено вверх от «ми» к «ля», и только нота «ми», помеченная крестиком, возвращает нас временно вниз. Вот она-то и должна браться «на мышце», а все остальные звуки исполняются «на весе» и направлены вверх к ноте «ля».

Домристы и балалаечники обычно исполняют произведения в сопровождении фортепиано или какого-либо инструмента (реже – solo). Грамотный музыкант воспринимает свою партию как часть целого. Гитаристы, чаще выступают solo. Гитара – инструмент «полифактурный». Для того чтобы грамотно исполнить произведение, музыкант должен уметь сделать разбор нотного текста. Для этого ему необходимо иметь глубокие знания по предметам музыкально-теоретического цикла, в том числе знать, что такое фактура.

Фактура – совокупность средств музыкального изложения.

Существует много различных видов фактуры. Монодия (одноголосие). Гетерофония (многоголосие, в котором все голоса являются вариантами друг друга, подголосочный склад) Полифония (многоголосный склад, основанный на сочетании мелодически развитых голосов, обладающих достаточной самостоятельностью). Гомофония (многоголосие, основано на выделении главного голоса и голосов, играющих вспомогательную роль), и др. виды фактур.

Мы рассмотрим гомофонный склад фактуры, как наиболее часто встречающийся в нотной литературе для гитары (правда, сейчас гитаристы все больше начинают играть произведений полифонического склада).

Возьмем за основу составные части (элементы) оркестровой фактуры, получившие в оркестре большее развитие, чем в инструментальной музыке. В оркестре их принято называть функциями: мелодия, бас, фигурация, гармоническая педаль, контрапункт.

Мелодия – главная функция, должна всегда звучать ярче других голосов, может проходить в любом регистре (верхнем, среднем, нижнем).

Бас является самым низким по звуковысотному положению голосом (может быть изложен не обязательно в басовом регистре).

Фигурация – один из важнейших элементов музыкальной фактуры. Три вида фигурации: гармоническая (движение звуков происходит по разложенным тонам аккорда), ритмическая (повторяющиеся звуки или аккорды в разнообразных ритмических сочетаниях), мелодическая (движущийся голос, используя вспомогательные, проходящие и другие неаккордовые звуки, образует относительно самостоятельную мелодию). Все три вида могут использоваться комплексно.

Гармоническая педаль представляет собой выдержанные звуки аккордовой вертикали.

Контрапункт – мелодия, сопровождающая основной мелодический голос. Отличается от других функций по тембру, а от мелодии по ритму и направлению движения (самостоятельная мелодия).








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1074;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.