Каждый элемент музыкальной фактуры может быть изложен как одноголосно, так и многоголосно.
Подробнее следует остановиться на фигурации.
В школах игры на гитаре если и есть упоминание о фигурации, то ее называют – гармоническая фигурация. Так Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» дает такое определение: «Звуки аккорда, взятые в какой-либо последовательности, называются гармонической фигурацией, (он не говорит о видах фигурации). В основном же под фигурацией подразумевают лишь арпеджио, не разделяя виды. Лишь Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» называет два вида – восходящее арпеджио и нисходящее, а В.Сазонов «Самоучитель игры на семиструнной гитаре» дает определение ломанного арпеджио.
Отсутствие в гитарных «Школах игры» подробного определения видов фигурации заставляет сделать попытку внести некоторую ясность в этом вопросе.
Выше говорилось о трех видах фигурации: гармонической, ритмической и мелодической, их отличительных чертах. Рассмотрим подробнее каждый вид.
Гармоническая фигурация – движение звуков происходит по разложенным тонам аккорда. Движение может быть прямое восходящее, прямое нисходящее, ломанное восходящее, ломанное нисходящее и комбинированное. Может быть изложено одноголосно, двухголосно и многоголосно.
Примеры:
№№1.2.3 – прямое восходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№4.5.6 - прямое нисходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№7.8.9 – ломанное восходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№10.11.12 – ломанное нисходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№13.14.15 – комбинированное движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
Ритмическая фигурация - повторяющиеся звуки или аккорды в разнообразных ритмических сочетаниях.
Примеры:
№1 –одноголосное изложение.
№2 –двухголосное изложение.
№3 –многоголосное изложение.
Мелодическая фигурация - движущийся голос, используя вспомогательные, проходящие и другие неаккордовые звуки, образует относительно самостоятельную мелодию (крестиками отмечены неаккордовые звуки):
Гармоническая фигурация в музыкально-исполнительской практике чаще называется арпеджио, поэтому арпеджио нужно отождествлять с гармоническойфигурацией.
Гитаристам очень важно научиться играть «на весе» не только левой, но и правой рукой. Рассмотрим следующие примеры:
Пример 1 – прямое восходящее арпеджио, вес направлен вверх, к 1-ой струне. Пр.2–прямое нисходящее арпеджио, вес направлен вниз, к басу следующего такта. Пр.3 – прямое комбинированное (восходяще-нисходящее) арпеджио, вес направлен к басу следующего такта. Пр.4 – ломаное восходящее арпеджио, вес направлен к следующему такту, а ноты «соль» играются «на мышце». Пр.5 – нисходящее ломаное арпеджио, вес направлен вниз к следующему такту, нота «си» играется «на мышце». Пр.6 – повторение пр.3. Его можно играть и другим способом: сначала направить вес к 1-ой струне и, не опираясь на нее, сделать разворот в обратном направлении и понести вес вниз, к басу. Пр.7 – ломаное комбинированное (восходяще-нисходящее) арпеджио. Вес направлять как в предыдущем упражнении, а ноты «соль» играть «на мышце».
Перечисленные примеры не исчерпывают многообразия различных видов арпеджио, но дают направление для осмысленного подхода к их изучению. В школах игры на гитаре об арпеджио говорится мало, а об технологии их исполнения и еще меньше. Достижения в исполнительстве на других инструментах дают нам возможность многое адаптировать для народных инструментов и, в частности, для гитары.
Еще один пробел в методике для гитары это несовершенная запись, которая не может отразить дифференцированно (раздельно) все элементы фактуры, музыкальный синтаксис (членение музыкальной речи), штрихи (к примеру, лига обозначает прием). В этом направлении еще предстоит большая работа. Пока же гитаристам приходится рассчитывать, в основном, на свои общемузыкальные знания, традицию (звукозапись) и интуицию.
Проанализируем фактуру русской народной песни в обработке А. Иванова-Крамского «Ах ты, душечка». Пьеса написана в вариационной форме. Запятыми отделены проведение темы и вариаций. Варьирование осуществляется в основном за счет изменения фактуры.
Мелодия – затактового строения звучит в верхнем голосе, с начала по 4-ый такт хоральное изложение. В этом эпизоде важно, чтобы мелодия не потерялась за плотным звучанием аккордов. Для этого надо более ярко выделить верхний голос.
С 5-го по 8-й такт мелодия, выделена штилями вверх, а ее сопровождают бас и фигурации. В двухштилевой записи это выглядит так:
На верхней строчке – выписана мелодия, а на нижней – бас и ритмическая фигурация. Лигами отмечена гармоническая фигурация. При исполнении надо следить за тем, чтобы выделялась мелодия, выдержанно звучал бас и, чуть тише, ритмические фигурации. Гармонические фигурации надо чуть выделить в сравнении с ритмическими фигурациями.
С 9-го по 12 такт мелодия так же выделена штилями вверх, а ее сопровождают бас и гармоническая фигурация. На двух нотоносцах запись выглядит так:
В этой вариации тоже важно более яркое выделение мелодии и, чуть тише баса, гармоническая же фигурация должна звучать более тихо.
С 13 до окончания фактура выглядит так:
Здесь следует обратить внимание на чередование гармонических и ритмических фигураций. Они должны быть выделены нюансом. Кроме того, начиная с 3-ей доли 16-го такта, мелодия изложена в трехголосии. Верхний голос должен звучать ярче.
Тема 18. Понятие «исполнительский навык». Упражнения и их роль в развитии техники.
Тема 19 Основы аппликатуры.
Тема 20. Методика изучения инструктивного материала.
Тема 21. Методы развития творческой активности учащихся.
Тема 22. Воспитание навыков самостоятельной работы учащихся.
Тема23. Подготовка произведения к концертному выступлению.
Тема 24. Педагогический репертуар для ДМШ, методы его использования.
Раздел 4.
Организация и планирование учебного процесса в ДМШ.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2094;