Вспомогательные упражнения.
«При игре ваша рука не должна быть мягкой, как тряпка . ни жесткой, как палка – она должна бить упругой, подобно пружине».
Л.Николаев.
«Чем незначительнее средства, затраченные на достижение цели, тем сильнее впечатление от исполнения».
К.Игумнов.
Рассмотрим некоторые принципы развития мелкой техники (в условиях длительного непрерывного движения).
Первое (главное) направление в этой работе.
1.Правильная постановка. (Подробнее о постановке читай в специальной теме). Отметим лишь некоторые общие наиболее важные требования.
Сидеть нужно ровно, не сутулясь, плечи опущены, ноги создают хорошую опору. Инструмент должен удерживаться без помощи рук. Руки свободны и
должны выполнять только свою работу: правая – извлекает звук, левая – прижимая струны на соответствующих ладах, отвечает за высоту звуков, (пока не принимаем во внимание звукоизвлечения левой рукой).
Правая рукадомристов, балалаечников, гитаристов, несмотря на различия в звукоизвлечении, имеет много общих черт. Необходимо сохранять естественную форму руки, которая образует «купол», при этом рука должна быть не жесткой и не размягченной, а гибкой и упругой. При звукоизлечении применяется общийпринцип «оттягивания» струны независимо от туше (нажим, толчок, щипок и др.). Для того чтобы понять что значит «принцип оттягивания», нужно проделать следующее упражнение: поставьте палец (медиатор) на струну, надавите на нее так, чтобы струна отошла в сторону, и извлеките звук.
Пальцы правой руки гитариста, чередуясь, «ходят», переступают по струнам (апояндо), не нащупывают очередную струну, а активно берут ее. Все пальцы (кроме извлекающего звук) находятся над струнами.
3. Рука перемещается вслед за пальцами.
В работе левой руки (домра, балалайка) действует общий принцип опережающего движения запястья. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести. Мы называем это – игра с использованием веса руки (подробнее – смотри в теме «Развитие навыков игры левой рукой»). Перемещение опоры должно достигаться без толчков – как бильярдный шар, который катится по ровной поверхности. (Сказанное о перемещении точки опоры относится как к левой, так и правой руке гитариста). Руки должны постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т.д.
4. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию (нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены и находились в излишне напряженном состоянии). Перемещение точки опоры способствует подвижности кисти и остальных частей аппарата, а активные пальцы удерживают руку от чрезмерной амплитуды раскачивания.
5. Наконец, этот способ игры облегчает переход к быстрому темпу, где все мелкие движения сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остается крупное движение всей руки (как смычка). Условия для автоматизации мелких движений создаются уже в среднем темпе, благодаря объединяющему движению руки. Движения сокращаются, но не исчезают:
а) остается активная цепкость пальцев, только размах их уменьшается; они почти не поднимаются над струнами;
б) остается перемещение кисти, следующей за всеми извилинами пассажа (очерчивая его контуры), хотя внешне это перемещение становится мало заметным;
в) остается и гибкое взаимодействие между всеми частями аппарата: взаимодействие, меняющееся в зависимости от музыкально-звуковой задачи.
Все сказанное в большей степени относится к работе левой руки. Однако многие положения имеют общую основу. Например: правая рука домристов и балалаечников при быстрых темпах сокращает амплитуду всех частей руки, и, в зависимости от музыкально-звуковой задачи, более выпукло подключает те или иные части руки (кисть, предплечье). Все равно на поверхности должно остаться крупное движение всей руки (как смычка).
В работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трех факторов: активных ведущих пальцев, перемещающейся опоры (гибкая, подвижная кисть) и крупного движения всей руки.
Пальцы левой руки активно взаимодействуют с другими частями (запястье, предплечье, плечо), как бы очерчивая контуры пассажа.
Второе направление в развитии мелкой техники,которое условно назовем механизацией пальцев.
Оно заключается в четырех действиях:
1. Быстрое прижатие струны пальцем левой руки (нажим или удар) и одновременное синхронное извлечение звука пальцем (медиатором) правой руки.
2. Моментальное освобождение от давления на струну (отжим или отскок).
3. Быстрая подготовка очередного пальца над следующим ладом для левой руки, и следующей струной для правой.
Конечная цель состоит в том, чтобывсе три действия производились одновременно, в одном импульсе.
Задачапервого направления состояла в том, чтобы освободить технический аппарат. Задачавторого направления –внести в техникудисциплину и организованность, повысить способность исполнителя управлять техническими средствами.
Благодаря первому направлению пассажи приобретают связность и цельность; в них появляются очертания контуров музыкальной фразировки. Второе же способствует развитию активности, силы и независимости пальцев, достижению ясного, ровного звука, легкости пассажей, а главное – сохранению всех этих качеств в быстром темпе.
Следовательно, для развития мелкой техники и первое, и второе направление имеют одинаково важное значение. Согласование их в практических занятиях с учениками требует от педагога большой гибкости при сугубо индивидуальном подходе.
Обычные недостатки и трудности заключаются в том, что, работая над четкими, активными пальцами (второй принцип), ученик изолирует их от кисти, которая становится неподвижной, а, перемещая руку (первый принцип), он снижает активность пальцев.
Одним из критериев правильного соотношения этих двух видов работы является звуковой результат: это самый надежный «компас».
Другим показателем служит облегчение технического выполнения; приемы не должны вызывать скованность, а, наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.
Наконец, один из важнейших критериев – это опыт и интуиция педагога, которые подскажут ему различное соотношение этих видов работы в занятиях с разными учениками.
Рассмотрим способ работы над техническим материалом в медленном темпе.
Одно из главных условий работы в медленном темпе заключается в том, чтобы играть было удобно и легко.
Можно пользоваться некоторыми вспомогательными способами работы, как, например:
1. Играть медленно, как бы зависая на каждом звуке.
2. В среднем темпе играть легко и плавно, руки двигаются легко и плавно. Пальцы левой руки «живые», но почти не поднимаются; при этом активизируется опережающее движение запястья. Этим способом достигаются пластичность, легкость и облегчается переход к быстрому темпу.
3. Играть активным стаккато пальцами левой руки, в то же время очерчивая контуры пассажей объединяющим движением руки. Этот прием способствует активизации пальцев, их четкости и раздельности, сохраняя при этом гибкость музыкальной фразировки.
Путь к быстрому темпу связан, прежде всего, с укрупнением дыхания, ощущением нового пульса, с изменением музыкального представления. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать» (И.Гофман).
Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватывается одним дыханием, одним импульсом (одной «мыслью»). Для практического выполнения этой задачи необходима соответствующая подготовка двигательно-технического аппарата.
Способы работы над техническим материалом в быстром темпе:
1. Играть небольшие построения в быстром темпе с остановкой на опорном звуке (фермата).
2. Постепенно объединять небольшие построения в одно целое с остановкой на опорном звуке (фермата).
3. Отрабатывать пунктирным ритмом обязательно двух видов (в этом случае сначала отрабатываются одни пары звуков, затем, другие).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1369;